Музей соцбыта в Казани |
СОВЕТСКАЯ ЭПОХА УШЛА В АНДЕГРАУНД
К детищу Рустема Валиахметова, юриста по образованию, не зарастает народная тропа: известные гости города идут сюда толпами. Рустем говорит, что художник рисует красками, а он воспроизводит эпоху с помощью старинных и, казалось бы, уже никому не нужных предметов. Чем проще предмет, тем интереснее его интегрировать в цепочку вещей того времени. И вот что неожиданно: оказывается, таких музеев в Казани…три.
- Все началось, когда 20 лет назад в нашей коммуналке-сталинке на Кольце освободилась комната, – рассказал «БИЗНЕС Online» Валиахметов. – Соседи уехали на ПМЖ в далекую страну. А комната досталась нашей семье. Естественно, что соседи все вещи не взяли, какие-то предметы эпохи, которые не нужны будут им в новой жизни, они оставили. Это и стало толчком к собирательству… Но понятно, что мы из советского времени, по большому счету, и не выходили, мы так созданы генетически. Возьмите любого популярного исполнителя – Андрея Макаревича, Сергея Шнурова, Александра Розенбаума – все они тепло об этих годах отзываются… Рухнул СССР, с трибун начали провозглашать западный стиль жизни, и советская эпоха неожиданно оказалась андеграундом. Странно звучит. Вроде бы все разрешили, но эта свобода заволокла многое настоящее. Но время рассудило.
Еще одним поводом задуматься о музее стал деревянный дом на Павлюхина. Знакомый, выехав, просил Рустема за домом присматривать, а потом Рустем и вовсе этот дом купил. А там комнаты – просто музейные экспозиции: мебель, разбитые самовары… Соседей не было, и к Рустему приходили друзья, играли музыку. Но, подумав, он все-таки сделал выбор в сторону советской эпохи, понял, что хочет собирать не антиквариат, а вещи уходящего времени, в котором вырос. При этом Валиахметов себя коллекционером не считает. Просто однажды, когда вещей накопилось много, он продал свою квартиру и купил подвал в девятиэтажке на улице Шмидта. Это и был прообраз уже известного музея соцбыта на Университетской.
Рустам Валиахметов |
СЛОВО «МУЗЕЙ» ПРОИЗНЕС МАКАРЕВИЧ
У Рустема, в прошлом фотографа, который снимал множество культовых концертов, были хорошие связи в музыкальной среде. Как-то по дружбе в подвал к Валиахметову заглянул концертировавший в Казани Андрей Макаревич. К этому времени там уже была выстроена, по сути, грамотная экспозиция. Он смог оценить уникальность экспонатов, ценность идеи Валиахметова и, кстати, первым произнес слово «музей», а заодно посоветовал серьезнее относиться к уникальным предметам. А потом музыкант даже расписал дверь в подвал. Любопытная деталь: обустраивать подвал Рустему помогала… старообрядческая община, казалось бы, очень закрытая и традиционно обособленная. А одна из его нынешних добровольных помощниц – Лена – дочка старосты общины.
- Когда я познакомился со старообрядцами, то увидел, что у них в домах все настоящее, – восхищенно говорит Валиахметов. – Они восстанавливали свою церковь собственными руками, у них почти не было новодела. Старый кирпич у входа в мой подвал – он выкладывался их руками…
Макаревич рассказал о примечательном казанском подвале в Москве. Там Валиахметовым заинтересовались, и был момент, когда музей мог открыться в Первопрестольной. Но в это время о Валиахметове узнал мэр Казани Ильсур Метшин и как-то нагрянул в гости, осмотрел экспозицию, а потом… взял в руки гитару и спел те песни, что пело в юности его поколение. Фото мэра с гитарой с тех пор занимает одно из почетных мест на стене подвала на Шмидта.
Словом, мэр проект поддержал, выделил помещение на Университетской (оно принадлежит городу).
- Когда дали помещение на Университетской, там уже сделали евроремонт, но нам он как раз был не нужен, и мэрия от него избавилась, – вспоминает Валиахметов. – Они вывезли 17 тонн того, что после евроремонта осталось. Думал, городские власти меня убьют.
Валиахметов – главный хранитель и директор, но зарплаты у него нет, только выручка от продажи билетов. Благо, у Рустема есть свой небольшой бизнес, который помогает заниматься музеем для души. Проект получился истинно народным – экспонаты в музей люди несут и несут. Последняя инвентаризация показала более 20 тыс. единиц хранения, а потом и считать перестали.
- Коллекция такая большая, что в основном музее просто не помещается, поэтому есть и этот музей, и еще один – в подвале на улице Искры, – раскрыл тайну Валиахметов. – Там пять комнат, и в каждой своя тема. Как туда люди попадают? Да никак, приходят друзья, знакомые, приходят по звонку. Это же мой дом. Как, например, попадают в гости, на кухню? По приглашениям.
«ДВЕРИ ОТКРЫТЫ В МУЗЕЕ СОЦБЫТА»
Александр Кабаков, Вадим Абдрашитов, Сева Новгородцев, Сергей Миров, Илья Лагутенко, Борис Гребенщиков – трудно перечислить гостей, побывавших в музее. А на выставку, которая проводилась в галерее современного искусства три года назад и была посвящена джинсам и их культу, например, специально приезжали галерист и общественный деятель Марат Гельман и телеведущий Владимир Соловьев.
- Наш проект никак не был связан с Универсиадой и делался не под нее, – уточняет Валиахметов. – Он возник на нашем «пацанском драйве» и вообще сначала назывался «Ребята с нашего двора». Я просто хотел показать мое детство, но это совпало с детством многих людей. История, которая творилась на наших глазах, она интересна. Наравне с уважаемыми музеями должен был появиться и такой, как наш.
«Звезды» идут в музей с удовольствием. Например, когда Александру Розенбауму рассказали о проекте, связанном с культом джинсов, он поначалу отнесся настороженно. Но Валиахметов его убедил, сказав, что основа выставки – это «настоящая пацанская тема». «Слушай, вот я настоящий пацан», – отреагировал Розенбаум и в следующий приезд в Казань привез в подарок музею свои джинсы с надписью: «Джинсы в мире – как доспехи, ими бредил каждый пацан». Столичные музыканты были шокированы: не у них, а в Казани, в государственном музее ИЗО сделали выставку, посвященную джинсам – одной из икон ХХ века.
А недавно Иван Охлобыстин, которому Рустем презентовал часы с мелодией, неожиданно снял с руки серебряное кольцо и подарил его Валиахметову со словами: «ДМБ 86». Оказалось, что Охлобыстин демобилизовался из рядов Советской Армии в 1986 году, а во время службы солдат поднимали именно под эту мелодию.
А сегодня у музея есть и свой гимн – песня, которую специально в честь него сочинила казанская группа «Четыре сезона» и ее солист Василий Евдокимов: «Никто не забыт, ничто не забыто, и двери открыты в музее соцбыта».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.