ПРИВАТНАЯ ПЛОЩАДКА СВОБОДНЫХ ХУДОЖНИКОВ
Книжная ярмарка интеллектуальной литературы будет первым мерприятием нового культурного центра «Смена», что на улице Бурхана Шахиди. Ярмарка откроется 7 декабря, а 13-го там же стартует выставка «Мультиреализм Николая Копейкина». Под Новый год публику ждет фестиваль молодежного кино, гостями которого станут очень разные по статусу кинематографисты: с одной стороны, молодые ВГИКовские режиссеры, с другой — обладатель «Каннской пальмовой ветви» Юрий Арабов. В преддверии открытия культурного центра корреспондент «БИЗНЕС Online» побеседовал с идейным вдохновителем и куратором амбициозного проекта, художником Ильгизаром Хасановым, работающим над «Сменой» вместе со своим сыном — художником-декоратором Робертом Хасановым.
- Проект родился давно, — Ильгизар Хасанов начинает рассказ так энергично, будто идея центра современной культуры пришла ему в голову вчера или на прошлой неделе. — Я сколько выставляюсь, с 80-х годов, всегда было желание иметь приватную площадку. Не консервативную, где стандарт, как у всех государственных музеев, есть контроль государства, которое говорит: «Здравствуйте, это нельзя», — а на которой можно работать экспериментально... Мне и в советское время запрещали, потому что не подходили натюрморты, потому что советские чиновники от культуры увидели на них бутылки вина».
Хасанов говорит не за себя одного. Среди его друзей и товарищей по искусству много художников, оставшихся за бортом пристального внимания со стороны государства из-за нежелания заниматься творчеством сугубо номенклатурным. Собеседник перечисляет имена: Лена Грызунова, Николай Рябов, Олег Иванов, Вадим Харисов, Рашид Тухватуллин, Миша Пивоваров. Их произведения, как и работы самого Хасанова, будут выставлены на чердачном этаже картинной галереи. «Скоро откроем чердак», — говорит он с воодушевлением.
Хасановы «набрели» на будущее здание «Смены» случайно. Знакомый бизнесмен, через несколько лет ставший инвестором культурного центра, решил поделиться своими эстетическими ощущениями, появившимися после осмотра здания, а художникам удалось убедить друга-предпринимателя отказаться от идеи с офисным центром. Весомую роль сыграло недавнее предложение инвестора, согласно которому в продвижение творчества Хасанова и распространение каталога с его произведениями могло бы быть вложено несколько миллионов рублей. «Я сказал, что лучше переформатировать вложения в более полезные для меня и для всех вещи, — объясняет он. — Впервые подобные площадки я увидел в Европе в 90-е годы, когда начал ездить туда со своими выставками. Все подобные площадки были отданы под искусство. Постиндустриальное общество развивается так. Мы дошли до этого немного позднее».
«ЕСЛИ БУДУТ ЛЮДИ, ТО ОНИ САМИ ВСЕ СДЕЛАЮТ»
Трехэтажный склад из темно-красного кирпича был построен под боком у Сенного базара, когда по нынешней Привокзальной площади ходили гужевые повозки и пассажирские экипажи. В советское время здание стало складом МВД. Исходя из описания центра современной культуры в социальных сетях, «Смена» — это «новое пространство, отвечающее своим содержанием гуманитарным запросам прогрессивной общественности. Выбранный центром вектор действий должен создать необходимую платформу для развития современной культуры в Казани». История культурного центра как здания становится более любопытной, если рассматривать ее в контексте термина «лофт-пространство».
В Казани слово «лофт» звучало неоднократно, в том числе и через СМИ. Небрежное обращение и подмена понятий сыграли с ним злую шутку, напрочь подорвав доверие к «переоборудованию помещения фабрики или другого промышленного объекта» со стороны казанских художников.
— Когда мы были на «Винзаводе» (московский центр современного искусства — авт.) Софьи Троценко, она сказала, что, исходя из ее опыта, создание подобного проекта рождается не из желания одного человека или материальной возможности. Для этого должны собраться люди, которые по тем или иным причинам хотят этого в равной степени, — объясняет Хасанов. — Она говорила, что ей постоянно поступают предложения типа: «Откройте у нас в Сибири галерею современного искусства», — но она четко транслирует, что если будут люди, то они сами все сделают.
Сегодня, по мнению Хасанова, в Казани набралась критическая масса людей, достаточная для открытия: «Это естественно, хоть и запоздало. Такой поздний ребенок. Я надеюсь, что открытие покажет, что необходимость в этом есть»
«НЕЛЬЗЯ ПУБЛИКУ ОТВЕРГАТЬ, ГОВОРИТЬ, ЧТО ВЫ НИ ФИГА НЕ ПОНИМАЕТЕ...»
С тезисом о том, что большинство людей сегодня рассматривают современное искусство через призму политических актов художников последних двух лет, Хасанов соглашается. Действительно, многие считают новое искусство исключительно акционизмом: например, когда прибивают себя за причинные места к Красной площади.
- Есть актуальное искусство, где есть четкий социальный и политический фактор. А современное искусство много шире. Им можно назвать проект, когда ты, например, работаешь с материалом, когда ты выходишь за рамки картины, когда начинаешь работать с предметом, звуком и видео, пытаешься создать образ и донести его. Любое искусство не работает вне образа. Если искусство не рождает его, то на нем можно поставить знак вопроса, — уверен художник.
- Наша площадка призвана проводить ликбез, объяснять, что искусство в мире разлито так, что все краешки заполнены, — разъясняет концепцию центра Хасанов. — Народ привык, что искусство — это скульптура, живопись и графика, а все остальное — чушь какая-то. А это просто не столь эмоционально открытый материал. Если его не объяснять и просто отдавать на откуп людям, то ничего не получится. В России надо быть очень деликатным в работе с искусством. Нельзя публику отвергать, говорить, что вы ни фига не понимаете, и отправлять в Третьяковку.
Впрочем, основатели центра считают, что «Смена» будет той площадкой, «где выставляется определенный уровень, и ниже планку ронять нельзя. Потому что нельзя разрушать вкус людей. Кому-то может нравиться или нет, но давайте все осознавать и двигаться в новом направлении».
«ЧЕРДАК В ЛЮБОМ ДОМЕ — БОЛЕЕ САКРАЛЬНОЕ МЕСТО, НЕЖЕЛИ ПОДВАЛ»
На вопрос газеты «БИЗНЕС Online» о том, какие выставки пройдут в центре в ближайшее время, Хасанов ответил, что пространство «Смены» достаточно сложное. Параллельно будут идти основная выставка (на втором этаже) и проекты местных художников — на чердаке: «Там камерное пространство, очень красиво сегментировано, — рассказал Хасанов. — Кажется, там хотели открывать офис или массажный салон. Мы их не стали сносить, а, наоборот, доделали. Такое ощущение, что если бы мы бы продумывали дизайн сами, то у нас бы не хватило смелости сделать весь этот лабиринт».
- На чердаке будет очень много материала, связанного со школой и детством. Это, конечно, очень грубо. Но мне так было проще объяснить художникам, обрисовать концепцию, чтобы каждый в ее рамках мог высказаться, не загоняя их в строгие рамки, — рассказывает Ильгизар. — Я думаю, многие поймут, о чем речь, хотя там будет очень много личного, ностальгического материала. Это чердак в чистом виде. Он в любом доме более сакральное место, нежели подвал. В подвале больше страха. Чердак же — это всегда очень странное ощущение.
Основная экспозиция начинается с выставки Николая Копейкина. По словам Роберта, это народный и в то же время признанный художник, которого коллекционирует элита, при этом его работы понятны каждому. Николай работает в жанре сатирического мультреализма. «Это не Рембрант, — поясняет Ильгизар, — его не надо оценивать по фактуре и так далее. Но при этом у него очень крепкое ремесло».
В дальнейшем Хасановы хотят делать ретроспективные выставки. «Но не просто вот художнику 50 лет, и он вытащит свои пыльные картины, — объясняет Роберт. — Надо показывать эпоху. Например, есть несколько фотографов, которые снимали первомайские демонстрации. Открыть экспозицию 1 мая не от того, что она посвящена ему. Надо попробовать реанимировать события, чтобы когда люди приходили сюда, у них на время выставки было ощущение эпохи. Работать с человеческой памятью и историей очень важно. Сегодня молодежь очень активно занята делами сегодняшними, а ей надо показывать историю. Прошлое подобная выставка покажет так, как ни один учебник».
Помимо галереи в «Смене» будет магазин интеллектуальной литературы. В нем будут представлены книги, не попадающие на полки сетевых книжных магазинов. «Это должен быть не библиотечный центр, а информационный, куда приходит человек с сомнениями, а мы его сможем дать консультацию, выписать рецепт, лекарство в виде книги, чтобы человек шел домой и лечился, в хорошем смысле слова, — объясняет направленность проекта Ильгизар. — Консультация сегодня играет очень большую роль в современной культуре».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.