Члены общества охраны памятников вновь засели за письмо президенту РТ: последняя челобитная в казанский Кремль вчера была объявлена недействительной. После жарких трехчасовых дебатов вокруг корпуса КФУ в квартале Петропавловского собора наконец наметился компромисс. Архитекторы пообещали подумать о снижении высоты здания, а ревностные защитники казанской старины пошли на снижение градуса возражений против лабораторного корпуса. Свидетелем ожесточенной дискуссии стал корреспондент «БИЗНЕС Online»: в итоге члены ТРО ВООПиК, вспомнив о зияющей яме у фундамента церкви XVIII века и губительном влиянии снегов, морозов и оттепелей, наметили параметры соглашения.
Фарида Забирова настаивала: не будет «распорки» в виде здания корпуса, «расползание» всего квартала остановить не удастся |
ПОД УГРОЗОЙ ВСЕ ЗДАНИЯ КВАРТАЛА ПЕТРОПАВЛОВСКОГО СОБОРА
Целую коллегию архитекторов, конструкторов и реставраторов собрало вчера татарстанское отделение всероссийского общества охраны памятников, чтобы обсудить судьбы лабораторного корпуса КФУ у остатков церкви Космы и Дамиана. Дискуссия предполагалась узким составом — большинство членов ВООПиК пригласили позже. За полуприкрытой дверью экспертам, заранее ознакомленным с проектом, достичь компромисса не удалось. Диалог, изобиловавший взаимными упреками, продолжился в присутствии подошедших членов общества охраны памятников и журналистов...
Быть или не быть корпусу КФУ? И что делать с котлованом у обнаженного теперь фундамента церкви Космы и Дамиана на фоне стремительно надвигающейся зимы с ее переходами через ноль, снегами и морозами, губительными для незащищенных остатков надвратной церкви XVIII века? Вот два главных вопроса, которые пытались решить эксперты.
Зампредеседателя ТРО ВООПиК Фарида Забирова на правах эксперта проекта КФУ настаивала, что под угрозой сейчас все здания в этом квартале: и «падающая башня» Петропавловской колокольни, и геофак КФУ, и церковь Космы и Дамиана. От аналогии с выпавшим зубом она перешла к сравнению с выбитым позвоночным диском: не будет исторически существовавшей с XIX века «распорки» в виде здания корпуса, разрушенного в 2003 году, — «расползание» всего квартала остановить не удастся. Ей возражали: может, новый «зуб» и нужен, но ведь не выше и крупнее остальных? И почему речь все время о строительстве нового корпуса, а о восстановлении церкви Космы и Дамиана и словечка нет?
— Охранного обязательства на церковь не составлялось, она в руинированном состоянии, но это не значит, что это не храм, — подчеркнул староста прихода Петропавловского собора Андрей Гибнер. — Само место освящено совершавшейся когда-то божественной литургией, и не может быть бывших церквей — это место священно. И ничего пристраивать к алтарю не надо... Почему у нас везде идет умаление храма? Никаких оснований для воссоздания нового объема нет...
«ЦЕРКВИ НУЖЕН ГОСЗАКАЗ»
Однако у реставраторов нашлись свои возражения: это не новое строительство. В законе об охране памятников есть пункт компенсационного строительства, который позволяет, скажем так, некоторые вольности. Тем более что исторические примеры пристройки к храму прочих помещений все-таки есть, причем в этом же квартале духовной семинарии. Правда, сделано это на одной высотной отметке, подчеркнула архитектор-реставратор Ирина Аксенова, а в случае с корпусом КФУ идет «игра отметок».
По мнению Евгения Игнатьева, никакой стройки вплоть до того, пока не решено, какой вид примет вся территория после комплексной реконструкции, начинать нельзя |
Свияжский архитектор Евгений Игнатьев, приглашенный подписантами первого письма Рустаму Минниханову в качестве общественного консультанта, озвучил ряд предложений. По его мнению, никакой стройки вплоть до того, пока не решено, какой вид примет вся территория после комплексной реконструкции, начинать просто нельзя.
— Проект лишь ради лабораторного корпуса, он просто не учитывает интересы памятника, — заявил Игнатьев. — Строить вплотную — преступление против памятника, необходим концептуальный взгляд на восстановление всей территории...
Он предложил не торопиться со строительством, а соорудить подпорную стену, законсервировать храм Космы и Дамиана, организовать откачку воды и таким образом взять паузу на анализ ситуации. Необходимо согласовать все строительные объемы, концептуально решить функции всех зданий квартала. Учесть все конфессиональные особенности. На эти работы, по его мнению, нужен госзаказ и, соответственно, госфинансирование: надо обратиться к президенту РТ о выделении средств.
Выглядело все это на фоне известной всем 9-миллиардной дыры в бюджете республики несколько утопично...
КФУ ПРЕДЛОЖЕНО ПЕРЕСМОТРЕТЬ ПРОЕКТ
Разгоряченные спором специалисты вновь и вновь повышали градус аргументов.
— Давайте формулировать позиции и принципы! — призвал один из членов правления общества Михаил Щеглов. — Я понимаю, что специалисты должны между собой пообщаться, но за час никаких предложений не сформулировано...
— Мы как реставраторы тоже имеем право обратиться к президенту, — заявила неожиданно Забирова. — Мы можем выступить как научно-методический совет и написать свое письмо. Наши коллеги дали бы такое же заключение, как и мы, эксперты, согласившиеся с проектом. Но если идти на компромисс — надо идти на компромисс! — призвала она. — Я разговаривала с проектировщиками. И предлагаю пересмотреть проект в сторону понижения высоты этого корпуса, «подчинить» его церкви. У нее нигде нет изображения главки — мы можем сделать ее выше, по аналогам ... Можно отметку корпуса понизить за счет никому не нужной высоты этажа, таким образом гармонизировать эти два объема на стадии рабочего проекта. И пересмотреть уклон кровли, чтобы не сливать осадки в сторону церкви...
Юлия Васильева: «Я плохо понимаю, как корпус КФУ мешает церкви» |
Автор проекта корпуса КФУ попросила показать существующий проект реконструкции церкви Космы и Дамиана, чтобы согласовать проектные решения. На «срезание» этажа университет не пойдет, но рассмотреть возможность понижения высоты этажей можно.
ЧЕЛОБИТНАЯ В КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ: ПОПЫТКА НОМЕР ДВА
Предыдущее письмо в казанский Кремль от имени ряда защитников памятников, как выяснилось, было отправлено не по форме, то есть не на бланке ВООПиК. А потому не может выражать официального мнения общества охраны памятников. Тем не менее письмо сработало, привлечено внимание и чиновников, и журналистов. Круги от этого камня на неспокойной воде вокруг планирующейся стройки у стен церкви в Татарстане расходятся до Москвы, и на этой зыбкой почве межнационального спокойствия уже идут сложные игры...
Однако помощник президента РТ Айрат Нурутдинов, который замещает находящуюся в декрете Олесю Балтусову, уже проводил выездные совещания у стен Космы и Дамиана, и вроде бы все согласны, что укреплять ее фундамент необходимо. Хранивший гордое молчание КФУ наконец начал комментировать ситуацию и информировать о своих планах по финансированию противоаварийных работ.
И общество охраны памятников наконец согласовало вариант решения: они вновь напишут президенту РТ и направят копию письма в министерство культуры.
О чем будет письмо? По вопросам противоаварийных мероприятий у стен Космы и Дамиана возражений нет, по ее реконструкции в комплексе с домом Михляева тоже (хотя остается абсолютно неясным: кто будет проводить эту реконструкцию и на какие средства). Остается лишь утрясти проект лабораторного корпуса КФУ с понижением его высотности. Окончательные предложения по тексту поручено выработать Аксеновой и Забировой.
Справка
Надвратная церковь Космы и Дамиана построена в 1708 году, расположена на территории Петропавловского собора. Здание одноэтажное на высоком подклете, кирпичное, западным торцом примыкает к дому Михляева. В настоящее время оно перекрыто 2-скатной металлической кровлей, завершение утрачено. С восточной стороны, на месте уничтоженной апсиды, имеется арочный проем. Фасады церкви оштукатурены, а в тех местах, где штукатурка отсутствует, видны следы некогда существовавшего декора. Интерьеры не сохранились, так как здание использовалось под жилье. Состояние аварийное.
На протяжении последних 15 лет ведется планомерная работа по изучению и реставрации комплекса зданий Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ — в прошлом Геологического факультета, а ранее комплекса зданий Духовной семинарии.
Комплекс зданий семинарии начал складываться в первой половине XVIII века и представляет собой уникальный памятник гражданской архитектуры, связанный с важными страницами истории и культуры региона, развития системы образования в России. На протяжении более чем 10 лет шла последовательная реставрация объекта культурного наследия. На первом этапе этого большого проекта был отреставрирован главный корпус. Следующим этапом стало проведение ремонтно-реставрационных работ на территории «Учительского» двора — реставрация здания бывшего «Грот-бара» и формирование учебных и лабораторных корпусов.
В 2013 году были продолжены работы по разработке проекта реставрации (воссоздания) служебного корпуса, располагавшегося в глубине участка, вдоль границы с территорией Петропавловского собора. Реставрируемое здание примыкает к зданию бывшей церкви Космы и Дамиана, утратившей свое храмовое предназначение к середине XIX века. В начале 2000 годов, после отселения жильцов, свод подклета церкви частично обрушился. Главным управлением охраны памятников министерства культуры РТ были проведены консервационные работы, сделана временная кровля.
Воссоздание бывшего служебного корпуса семинарии проводится по разрешению, выданному министерством культуры РТ, и предусматривает разработку проекта, сопровождаемого обширным комплексом исследовательских работ, в том числе археологическими, территории застройки. Раскоп площадью 60 кв. м был разбит во дворе Института геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета в 20 — 25 м к северо-западу от северного угла здания колокольни Петропавловского собора. На месте предполагаемого раскопа механизированным способом был снят балласт (техноген) мощностью до 160 см от уровня современной поверхности. Общая мощность культурных напластований в раскопе достигала 320 сантиметров. Археологические исследования ведутся специалистами Института истории им. Марджани АН РТ.
Вдоль юго-западной стенки раскопа были зафиксированы остатки кладки из бутового камня шириной до 50 см, связанные с фундаментом разрушенного здания, датируемого не позднее XVIII века. На этом же уровне, с восточной стороны кладки выявлены 9 могильных пятен. 7 из них практически полностью попадают в раскоп, 2 уходят в юго-западную стенку раскопа под бутовую кладку. Костяки плохой сохранности, залегали на уровне от 60 до 140 см от уровня выявления, ориентировка погребений З-В, во всех погребениях прослеживаются остатки гробовищ в виде древесного тлена толщиной до 2 - 3 сантиметров.
Находки из раскопа представлены серой чернолощеной и нелощеной керамикой, глазурованной керамикой, большим количеством изделий из кожи, изразцов, стекла и стеклянных изделий, нумизматическим материалом, железными изделиями и так далее.
В связи с необходимостью проведения дополнительных исследований инженерно-технического состояния выявленного фундамента здания и дообследования прилегающих площадок некрополя было принято решение о необходимости снять балласт строительного мусора, сформировавшегося во второй половине ХХ века, угрожавшего обрушением в направлении церкви. В данный момент осуществляются необходимые работы по расчистке площадки, готовится документация по укреплению фундаментов прилегающих зданий и церкви.
В результате проведенных исследований были получены важные сведения о характере отложений культурного слоя и топографии в данном районе. На основе отобранного вещественного материала и анализа культурных напластований предварительно удалось выделить слои XVI - XXI веков.
Справка предоставлена министерством культуры РТ
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.