Вопрос с завышенной стоимостью патента поднимался Общественной палатой, ТПП РТ, а также Ассоциацией предприятий МСБ еще год назад. Однако, воз и ныне там...

«НОВАЯ СИСТЕМА АБСОЛЮТНО ЛИШИЛА СТИМУЛА В НЕЕ ВХОДИТЬ»

Советник председателя правления ТПП РТ Сергей Карпухин в ходе заседания экспертного совета Торгово-промышленной палаты РТ в минувшую среду констатировал, что патентная система налогообложения, введенная год назад, с одной стороны, расширила перечень видов деятельности, попадающих под патент, и предоставила в теории возможность набирать до 15 человек сотрудников. С другой — больно ударила по тем «патентникам», кто уже на тот момент обзавелся персоналом и в целом расширил бизнес. И это не считая увеличения налогового бремени в виде страховых взносов, двукратно выросших в этом году (до 36 тыс. рублей — так называемый «фиксированный платеж», который предприниматель обязан заплатить за себя, ред.). При этом, в отличие от того же налога на вмененный доход, стоимость патента не уменьшается на сумму уплаченных страховых взносов.

Напомним, что патентная система налогообложения (ПСН), введенная с 1 января 2013 года Федеральным законом от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ, заменила собой ранее действовавшую упрощенную систему налогообложения на основе патента. Установление размеров патентов, на 100% зачисляемых в местные бюджеты, было отдано на откуп регионам — и Татарстан не замедлил воспользоваться возможностью установить максимально возможную планку.

Так, стоимость патента на услуги такси в Казани выросла в 11 раз, в других городах (и деревняхред.) РТ — в 5,5 раз. Автотранспортные услуги по перевозке пассажиров — в 40 раз и 22,2 раза соответственно. Услуги общепита, с площадью зала не более 50 кв. м — в 65 и 40 раз. Патент на парикмахерские услуги и техобслуживание автомобилей в Казани подорожал с этого года более чем в 8 раз, в других городах РТ — немногим меньше, в 7 - 7,5 раз (стоимость патентов по всем видам деятельности в рамках ПСН приведена в таблице на сайте УФНС по РТ). Спикер уточнил, что данные предоставлены из расчета 5 человек в штате ИП — в Татарстане посчитали, что увеличение числа наемных работников прямо пропорционально доходу бизнеса на ПСН, и установили такую зависимость с этого года. Надо ли говорить, что после этого возможностью набрать до 15 сотрудников почти никто из «сидящих» на ПСН не воспользовался.

— Новая система абсолютно лишила стимула входить с нее новичкам, а действующим предпринимателям — создавать рабочие места! — заявил Карпухин, подкрепив выводы очередной показательной статистикой: число предпринимателей, ведущих бизнес в РТ на основе патента, сократилось в 6 раз. При этом, например, в сфере автотранспортных услуг, в том числе такси, таких легальных «патентодержателей» стало меньше почти в 20 раз.

По мнению Чулпан Госсамовой, неверно связывать закрытие ИП с увеличением стоимости патента

«СКАЖИТЕ, СКОЛЬКО СУМАСШЕДШИХ?»

Одновременно выяснилось, что данные по динамике налогового выбора ИП в отношении патента актуальны на февраль этого года. По словам Карпухина, получить свежие данные по этому вопросу у налоговой службы бывает затруднительно.

В ответ заместитель руководителя УФНС России по РТ Чулпан Госсамова, принимавшая участие в заседании, озвучила свежую статистику и обратила внимание, что, по ее мнению, неверно связывать закрытие ИП с увеличением стоимости патента.

— Да, из 4 тысяч плательщиков (патента ред.) 876 снялись с учета в этом году, но многие из них перешли на другие режимы налогообложения, — сообщила Госсамова. По ее словам, в целом за этот год в республике снялись с учета более 30 тысяч предпринимателей, которые, по данным опроса УФНС по РТ, сделали это из-за возросших страховых взносов. «Если говорить о количестве налогоплательщиков, которое вообще могло бы быть легализовано, да, это вопрос для обсуждения. Но сказать, что система была хорошей, а сейчас стала плохой, я не могу. Стоимость патента проиндексирована в соответствии с инфляционными ожиданиями», — подчеркнула Госсамова.

— А есть ли у вас данные о том, кто в 2013-м году купил патент? Сколько сумасшедших? — задал провокационный вопрос Карпухин.

— Точно сказать не могу, но предполагаю, что это порядка 500 человек, — ответила Госсамова.

— А есть ли те, у кого показан штат сотрудников? — настаивал Карпухин.

— Да, более одного человека (в найме среди плательщиков ПСН — ред.) есть, но таких единицы, — был ответ.

Рустем Сибгатуллин заявил, что «любой налог нельзя менять в разы с какого-либо января»

«ЕСЛИ МЫ ХОТИМ ЛЕГАЛИЗОВАТЬ ВСЕХ ЭТИХ РЕМОНТНИКОВ И РЕПЕТИТОРОВ, ЭТО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СВЯЗАНО СО СТАТУСОМ ИП...»

Позицию экспертов бизнес-сообщества поддержал и заместитель министра экономики РТ Рустем Сибгатуллин, заявив, что «любой налог нельзя менять в разы с какого-либо января».

— Да, была занижена стоимость патента по общепиту, но никак не в разы! Повышать потенциальную доходность нужно, но постепенно и дифференцированно. Это послужит восстановлению доверия к этой системе и легализации деятельности, — подчеркнул Сибгатуллин.

Ярким стало и выступление замдиректора ООО «Татюринформ» Марата Камалова, акцентировавшего внимание на том, что скоро патент, вкупе с земельным налогом, станет единственным налогом, на 100% перечисляемым в местный бюджет.

— На нашем месте должны сидеть представители финансового управления исполкома! — заявил Камалов и объяснил возможную причину их отсутствия: — К сожалению, бюджет сегодня формируется не по доходному принципу, а по расходному.

По его словам, задача введения ПСН была простая — легализовать всех этих ремонтников, остекленителей лоджий, репетиторов, поваров на дому... Трудно поверить, что у нас в Татарстане всего шестеро официально занимаются остекленением лоджий, трое — уходом за детьми и так далее, а, между тем, именно такие данные привел Камалов в своем выступлении.

— Тот же репетитор должен неделю работать только на налоги, — посчитал Камалов и предложил: — если мы хотим легализовать этих плательщиков, они не должны быть связаны со статусом индивидуального предпринимателя! Патент должен быть чем-то вроде чека — купил и работаешь.

— Многие граждане держались в «тени». Ранее патент дал им возможность легализоваться. Теперь им снова в «тень» или закрываться, при этом они не будут платить и страховые взносы! — подчеркнул, в свою очередь, предприниматель Фарид Сафин.

Мурад Гадыльшин не видит проблемы в принципе — как в высоких ставках патентов, так и в том, что предложения по решению проблемы им поступили еще год назад

«НЕ ДУМАЮ, ЧТО НУЖНО ВСЕ БРОСИТЬ И ВЫНОСИТЬ ЭТОТ ВОПРОС НА БЛИЖАЙШУЮ СЕССИЮ»

Почти все выступающие, в том числе и председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев, подчеркнули, что вопрос с завышенной стоимостью патента поднимался Общественной и Торгово-промышленной палатами, а также Ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса РТ еще год назад. Однако, как констатировал Агеев, «как вода в песок все уходит».

Между тем, общественники предлагают вполне дельные вещи — более разумно дифференцировать стоимость патента в зависимости от числа наемных работников (например, добавлять за каждого дополнительно нанятого человека по 10%, а не в разы, как сейчас), а также расширить градацию населенных пунктов (которая, напомним, влияет на потенциальную доходность бизнеса) до четырех категорий: Казань, промышленно-развитые города, прочие города, прочие населенные пункты. Как прокомментировал бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов выступление двух представителей районных администраций, сообщивших о мизерном числе предпринимателей, применяющих ПСН, «даже Менделеевск и Камское Устье не сопоставимы».

Однако законодательная власть, как участники слушаний могли судить по выступлению ее представителя, депутата Госсовета РТ от «Единой России» Мурада Гадыльшина, не видит проблемы в принципе — как в высоких ставках патентов, так и в том, что предложения по решению проблемы им поступили еще год назад.

— Конечно, мы ничего на 2014 год править не будем, не успеем. Не думаю, что нужно все бросить и выносить этот вопрос на ближайшую сессию (Госсовета РТред.), — сказал Гадыльшин. По его словам, получалось, что сравнение с 2012-м годом некорректно («потому что принят новый закон»), а поскольку «особых переходов на патент не произошло», то нечего и огород городить. Между тем, депутат не преминул сделать замечание собравшимся экспертам насчет того, что их предложения нельзя назвать решением — по его словам, их следует называть рекомендациями.

Примечательно, что когда корреспондент «БИЗНЕС Online» обратилась к Гадыльшину за пояснениями, он отказал, отметив, что в принципе не дает комментарии любым СМИ: «Чтобы вам не было обидно».

Да нет проблем! Главное, чтобы не было обидно избирателям.

Тимур Нагуманов сообщил, что считает целесообразным поддержать законопроект минэкономразвития РФ о введении двухгодичных налоговых каникул для вновь образуемого бизнеса

«АРГУМЕНТ «ПРО МАРИЙ-ЭЛ» УЖЕ НЕ РАБОТАЕТ»

Кроме того, в ходе слушаний лейтмотивом прозвучала знакомая тема, что в соседних с РТ регионах, вовсе не претендующих на роль ведущих, пилотных и инновационных, но при этом экономических развитых (это там, где тарифы ниже, а зарплата выше авт.), расценки на патенты задирать не стали. Так, по данным Карпухина, в Чувашии минимальная стоимость патента составила 10,5 тыс. рублей, максимальная — 150 тыс., в Марий-Эл — от 6 до 130 тысяч. При этом в РТ минимум равен 15 тысячам, максимум — 600 тыс. рублей.

— Татарстан менее привлекателен (в части бизнес-климата), чем другие, соседние с ним регионы. Ни для кого не секрет, что там и организуют бизнес, — заявил Карпухин. Его активно поддержали коллеги — в частности, Фарид Сафин сообщил, что в Марий Эл сокращение числа ИП на патентной системе было менее чем в два раза, и в Самаре — менее чем в 1,5 раза. При этом, по его данным, в РТ сокращение применяющих ПНС за год составило 4,5 раза.

— Мы поставили ставки наравне с Москвой, — отметил гендиректор компании «Аудекс» Айрат Гимадутдинов. — Конечно, Казань — не Марий-Эл, но и не Москва...

Однако бизнес-омбудсмен РТ Нагуманов, в целом поддержав предложения участников обсуждения, достаточно скептически отнесся к сравнениям в пользу соседних регионов.

Отметив с сожалением, что на слушаниях нет представителя минфина, Нагуманов заявил, что «аргумент про Марий-Эл уже не работает», поскольку там уже пересмотрели стоимость патентов на следующий год.

Вместе с тем, Нагуманов сообщил, что считает целесообразным поддержать законопроект минэкономразвития РФ о введении двухгодичных налоговых каникул для вновь образуемого бизнеса. По его словам, как раз сейчас определяется, какие регионы станут пилотными, и Татарстан мог бы заявиться.

Конечно, у предпринимателя пока есть выбор — между патентом, ЕНВД, переход на который стал теперь добровольным, и УСН — «упрощенкой», под которой обычно понимают 6% с разницы между доходами и расходами. Но это пока — если, как сообщил в ходе дискуссии Камалов, «вмененку» отменят с 2017 года, и тогда патент, наравне с земельным налогом, почему бы такое не проделать с «упрощенкой»? А кто не успел или опоздал, добро пожаловать в общую систему налогообложения!

Нужные законы у нас принимаются молниеносно. На фоне прогнозов о снижении экономического роста в России (во всем, конечно же, США и Европа виноваты! авт.) в следующем году можно предположить, что число самозанятых (в том числе тех, кто использует свои навыки в качестве подработкиавт.) увеличится. «Обломится» ли при этом что-либо государству — большой вопрос.

«ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НЕ ОТВЕЧАЕТ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧЕ ВЫВЕСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ИЗ ТЕНИ»

Пока же эксперты «БИЗНЕС Online» склонны оценивать ситуацию неутешительно.

Тимур Нагуманов — уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей:

— О данной проблеме было известно давно. То, что было сказано со стороны Госсовета.... Я услышал совет не питать пустых надежд о том, что до конца года будет что-либо изменено. Но в принципе предложено продолжить работу. Я согласен полностью с ними в том, что мы не смогли прийти к какому-то концептуальному решению в виде предложений, что надо сделать. Есть конечно, и несовершенство информации, которая используется в процессе анализа. Но проблема — налицо, мы видим, что эта система не работает. Если мы хотим, чтобы она работала, есть несколько вариантов, по которым надо работать совместно с Госсоветом и общественными объединениями. Если обосновать, то снижения стоимости патента добиться можно. Пока у нас нет обоснования. Против всех сегодняшних доводов есть много контраргументов, которые не прозвучали, но они никуда не исчезли. Просто говорить — давайте уменьшим — нельзя.

Айрат Гимадутдинов — генеральный директор аудиторской компании «Аудекс»:

— Вопрос целый год муссируется. Еще в ноябре прошлого года комиссия Общественной палаты РТ рассматривала его. Сегодня мы видим, вероятно, предварительный результат — вопрос озвучен, и, на мой взгляд, конструктивно принят. На сегодняшний день патентная система не отвечает поставленной задаче вывести предпринимателей из тени. Вопрос серьезный, и быстро его не решить.

Хайдар Халиуллин — председатель Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

— Вообще отношение к бизнесу надо менять. Условия для предпринимательства в России с каждым годом ухудшаются. Причин много, налоги и тарифы — одна из них. Ухудшается постоянно, нужно глобально менять по отношению к предпринимателям. А так, если мы в таких условиях продолжим существовать — будет все хуже. И потом будет забастовка, как на Украине.

Фарид Сафин — основатель и генеральный директор ООО «Ваш Быт»:

— Была искажена сама идея патентной системы налогообложения. Изначально она делалась для того, чтобы облегчить налоговый учет. Предприниматель мог бы не нанимать бухгалтера — просто заплатить деньги и начать работать. Я не зря подчеркивал, что в Йошкар-Оле в населенном пункте меньше миллиона идет условная доходность (по ПСНред.) 100 тысяч, у нас в РТ — 310 тысяч. Экономически уже невыгоно. А дальше идут нюансы еще по количеству людей в штате, независимо, приносят они доход или нет, по количеству точек. К сожалению, в нынешнем законе они не отражены. То, что из 4 тыс. предпринимателей на патенте за год закрылось 876 — это тоже обидно: они либо ушли в «тень», либо просто не смогли существовать.

«ЗА ГОД ПАЛЕЦ О ПАЛЕЦ НЕ УДАРИЛИ!»

Сергей Карпухин — советник председателя правления ТПП РТ:

— Вопрос был поднят в ноябре прошлого года. За год законодатели палец о палец не ударили. В 17-м (2017-м — ред.) скажут то же самое: «Что мы, сейчас все бросим и будем вашими патентами заниматься?!»

Информация есть, нет к ней доступа. Аргумент, что нет статистики, на мой взгляд, достаточно слабенький.

К налоговым каникулам я отношусь неоднозначно. Наш народ не надо учить хитрить — давно действующий бизнес легко превратится во вновь созданный. Будут открывать на совершеннолетних детей, жен, знакомых...Еще большой вопрос, введут ли эти налоговые каникулы, и есть ли смысл их вводить. Пойдут налоговые потери. А большинство сейчас сидит на «упрощенке» — просто потому, что там можно многое не показывать.

Наталья Таркаева — помощник министра экономики РТ:

— Разделение по стоимости патентов только на города до 1 миллиона и свыше 1 миллиона жителей абсолютно неправильное! Еще когда мы рассматривали законопроект о патентной системе, и в Госсовете, и в министерстве, я об этом неоднократно заявляла. Ставки обсуждались, очень много обсуждалось, в том числе с муниципалитетами, были рабочие группы по этому поводу. Но камнем преткновения здесь стала именно разница в налоговой нагрузке в группе до 1 миллиона жителей. Просто посмотрим на уровень развития предпринимательства в районах и городах... То есть у нас в одну и ту же группу, с одними и теми же ставками попали предприниматели Набережных Челнов, Зеленодольска,Чистополя... и сельских поселений республики. Говорят, что нужно развивать депрессивные села... как, вот так?!

Конечно, если мы поставим всем им ставку, которая нужна предпринимателю в Атне, но муниципалитет, например, Челнов не получит огромное количество денег. Но, если мы установим ставку, которая нормальна для муниципалитета Челнов — в Атне этого бизнеса никогда не будет! Они просто не потянут тот налог, который им предлагается! Это изначально совершенно разный подход. Усредняя ставку, мы либо наполняем казну крупных муниципальных образований, и при этом лишаем людей в малых городах и селах даже возможности легального ведения такого бизнеса, либо мы ставим размер налога, удобный для глубинки, но при этом лишаем налоговой базы ведущие экономические центры.