КЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ИИСУС ДЛЯ МУСУЛЬМАН?

В этом году тот редкий случай, когда христианский праздник рождества Христова и мусульманский праздник Мавлид (рождение пророка Мухаммада) практически совпадают (7 и 12 января соответственно). В обоих случаях верующие отмечают появление на свет того, с чьим именем связывается возникновение их религии. Естественно, данное обстоятельство побуждает многих рассматривать два праздника как некий взаимный аналог. Однако, если вникнуть в суть самих праздников, то мы увидим, что подобная религиозная компаративистика крайне поверхностна и основана на слабом понимании того, что на самом деле отмечают в эти дни христиане и мусульмане.

В чем же сущностная разница между этими внешне идентичными праздниками? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, необходимо разобраться, кем является Иисус Христос для христиан и пророк Мухаммад для мусульман. И тогда мы увидим, что разница здесь есть, причем существенная.

Иисус Христос для христианского мира — это не просто учитель веры. Это личность, обладающая двумя природами: божественной и человеческой. Иисус в христианском богословии — и истинный Бог, и истинный человек одновременно, т.е. богочеловек. О первом гласит догмат о Троице, а о втором — догмат о боговоплощении. С этой точки зрения Рождество Христово — грандиозное, эпохальное событие, которое знаменует собой явления Бога миру. Бога в человеческом облике.

Мусульмане тоже почитают Иисуса. Они верят, что он был не просто пророком, но и Божьим посланником, т.е. тем глашатаем истины, который, в отличие от других «рядовых» пророков, явил от Бога еще и Новый Завет, выраженный в Священном Писании — «Инджиль/Евангилие». Более того, мусульмане верят и во внепорочное зачатие Иисуса/Исы, и даже в его второе пришествие перед Судным днем. Все это делает Иисуса/Ису исключительной личностью для исламской историософии и эсхатологии. Однако он остается быть пророком, а, значит, человеком. Только человеком.

Мухаммад для мусульман — точно такой же земной человек. Без приставки бого-. Да, он в исламе самый уважаемый и почитаемый среди пророков, их предстоятель и печать. Да, он для верующих тот, кто, воплотил своей жизнью целиком весь потенциал совершенства, заложенный Богом в людях. А ради этого совершенства, реализованного им, по исламу, и был создан наш мир. И, как следствие, мусульмане считают Мухаммада «причиной мироздания». Однако, несмотря на все столь высокие эпитеты, он остается для своих последователей просто человеком. Только лишь человеком. Поэтому в его рождение мусульмане вкладывают другой смысл, нежели христиане в рождение Иисуса Христа.

РОЖДЕСТВО И ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ НОЧЬ

В данной связи возникает вопрос, а что тогда является смысловым аналогом рождества Христова в мусульманской традиции?

Давайте взглянем на догмат о боговоплощении еще раз. Эту идею христианские богословы выражают через мысль об извечном божественном Логосе, который благодаря Рождеству обрел плоть в земном человеке — Иисусе Христе. Ноуменально отождествляясь с Богом-Отцом («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», Ин. 1.1), этот Логос, согласно христианскому учению, феноменально воплотился в Боге-Сыне («И слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины», Ин.1.4). Другими словами, Абсолют обрел в лице Христа историческую ипостась.

Есть ли аналогичный сюжет в мусульманском богословии? Есть. И связан он с ниспосланием Священного Корана.

888.jpg

Коран — слово Божие — это божественный Логос, который обрел земные формы в виде Книги. Согласно исламскому вероучению, природа Корана также двойственна. Мусульманские богословы различают в нем маана («смысл») и лафз («словесное выражение»). «Смысл» Корана извечен, ибо он относится к сфере божественного. А вот «словесное выражение» Корана исторично, т.к. оно было воплощено в формах арабского языка, к тому же при помощи бумаги и чернил, которые тленны по своей природе.

Таким образом, христианское понимание Иисуса и исламское понимание Корана идентично по своей сути — в обоих случаях теологи говорят о божественном Логосе, обретшим историческую форму.

Христианское Рождество — это ничто иное, как начало земного бытования извечного Логоса, его вхождение в ткань истории. Священный же Коран свою земную историю начинает с момента первого откровения, которое благословенный пророк Мухаммад получил в возрасте 40 лет. По преданию, оно случилось в одну из ночей месяца Рамадан, которая позднее стала именоваться как «Величественная ночь» (араб. ляйлят аль-кадр, тат. кадер кич). В эту же ночь случилось и нисхождение Корана из «Святохранимой Скрижали» (араб. аль-Лаух аль-махфуз) на «ближайшее небо» в «Обитель могущества» (араб. бейт аль-изза), что стало первым этапом «материализации» Абсолюта, точнее Его Слова, в тварном мире.

По традиции, «Величественную ночь» верующие мусульмане встречают в конце Рамадана — 27 числа, хотя точное время ее наступления остается тайной. Считается, что она может прийти в любое нечетное число последней декады священного месяца.

«Величественная ночь» с точки зрения внутреннего смысла — это то же, что и христианское Рождество Христово. Ведь речь идет о божественном Логосе, который через формы доступной людям Книги вошел в историческую плоскость.

СЛОВО И ОБРАЗ

Понимание данных вещей позволяет лучше ориентироваться в религиозной культуре христианства и ислама. В частности понять, почему христианство центрировано вокруг личности Христа, а ислам центрирован вокруг Св. Корана. Одним из зримых выражений данного обстоятельства является распространение иконографии в христианском мире и каллиграфии — в мусульманском. Христос — это ведь, прежде всего, образ. Написание образов — икон — и положило начало традиции иконографии. А что такое Коран? Это слово. Поэтому мечети украшены арабской вязью из коранических цитат. И мало кто осознает, что христианская иконография и мусульманская каллиграфия — сущностноидентичные явления. За обоими стоит идея божественного Логоса, выражаемого таким образом.

Многие татарстанцы, считающие себя образованными людьми, хорошо разбираются в мифологии древних греков, которую они изучали еще в общеобразовательной школе. Но при этом они практически ничего не знают о религиозной культуре ни христианства, ни ислама. При том, что обе религии составляют историческую основу духовной культуры России в целом, и Татарстана в частности. Рождество и Мавлид, которые верующие нашей страны практически одновременно отмечают в январе — хороший повод задуматься над этим.

Рустам Батыр, первый заместитель муфтия РТ