№ 1

УСПЕХ ВЫСТАВКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В «СМЕНЕ»

7 - 8 декабря в «Смене» состоялась книжная ярмарка интеллектуальной литературы, фактически открывшая новый Центр современной культуры для широкой общественности. По словам организаторов, главной задачей мероприятия являлось знакомство казанских читателей с современным гуманитарным книгоиздательским пространством. На ярмарке были представлены книги актуальных российских издательств, не попадающие на полки эстрадных сетевых книжных магазинов.

В эти два дня литература для казанцев стала чем-то вроде колбасы или импортных джинсов в конце 1980-х. Люди, также как челноки в 1990-е забивали полные сумки вещами из Турции, набирали полные пакеты книг издательств Ad Marginem, STRELKA, «Новое литературное обозрение», «Лениздат», «Лимбус-пресс», «Татлин», «Культурная революция» и других. Несмотря на подобное, возможно, не самое приятное сравнение, необходимое здесь исключительно как наиболее точное отражение интереса общества. Подобная заинтересованность является хорошим показателем, ведь многим уже давно казалось, что независимое культурное пространство Казани абсолютно маргинально и мало кому интересно.

Запись на книге от Эдуарда Лимонова
Запись на книге от Эдуарда Лимонова

№ 2
КНИГИ ЛИМОНОВА ТЕПЕРЬ ИЗДАЮТ И В КАЗАНИ

Книга известного писателя и политика Эдуарда Лимонова «Убийство часового» в этом году, спустя 20 лет после первой публикации, была переиздана казанским издательством «Ил-music». Книга, состоящая из эссе о распаде СССР и репортажей с военных действий в Приднестровье и Абхазии, по мнению Лимонова, была не понята в 1993 году. Авторскую аннотацию, написанную специально для данного издания, Эдуард Вениаминович заканчивает: «Я горжусь тем, что мир пришел к моему видению живой Истории, а я правильно видел Историю уже тогда. Отсюда возникло желание переиздать эту книгу».

Несмотря на авторский пафос в аннотации, обыденный для персоны Лимонова, «Убийство часового» является чем-то вроде методического пособия, своеобразного учебника новейшей истории. Листая эссе о новых бизнесменах, противных Лимонову, распаде СССР, митинге 1992 года на Тверской или расстреле Элены и Николаэ Чаушеску, читатель обретает оптику сознательного гражданина, оптику социально и исторически озабоченного человека. Очень часто бывает так, что частный взгляд, законспектированная ретроспектива, дает более точную картину прошлых лет, нежели учебник истории «для учащихся вузов».

№ 3

КОНЦЕРТ ГЛАВНОЙ И ФАКТИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕННОЙ НА РОДИНЕ БЕЛОРУССКОЙ ГРУППЫ

Спустя 10 лет своего алкогольного существования, человек, похожий на «поющий патиссон», наращивая мышцы в тренажерном зале, забивая их татуироваками, скидывает с себя образ пьяницы и поп-певца, тиражируемый в средствах массовой информации. Теперь Сергей Михалок и его группа, сыгравшие аншлаговый концерт в China-Town-Cafe, политически и социально активная команда, рассматривающая свой союз как рабочую артель, «доказывающая право на свое существование каждодневным трудом». Смесь левых идей с либертарианской философией, пролетария с корпоративным музыкантом, могут показаться несостоятельной идеологической смесью, однако, здесь, пожалуй, важную роль играют рамки рынка, в которые так или иначе загнаны все независимые проекты, как бы они не хотели избежать его влияния. Однако Александр Лукашенко уже оценил нынешнее творчество «Ляписа Трубецкого», и самая известная белорусская команда лишена возможности выступать на родине, попутно сочиняя гимн местной оппозиции.

№ 4

БОЛЬШЕ «МУЛЬТРЕАЛИЗМА», ХОРОШЕГО И РАЗНОГО

Картины одного из идеологов арт-групп «НОМ» и «Колдовские художники» Николая Копейкина приехали в Казань. Изначально его мини-выставка планировалась в «Галерее несвоевременного искусства», которая, к сожалению, так и не дожила до открытия. В конце концов, объемная экспозиция петербургского художника открыла галерейное пространство Центра современной культуры «Смена». Несмотря на свою ироничность, возведенную в культ, простоту образов, сегодня Копейкин является одним из самых популярных современных художников, как в России, так и за рубежом. «Это не Рембрандт, — поясняет Ильгизар Хасанов, один из основателей «Смены», — его не надо оценивать по фактуре и так далее. Но при этом у него очень крепкое ремесло».

Михаил Борзыкин
Михаил Борзыкин

№ 5
3 ЧАСА 40 МИНУТ ОТ ЛЕГЕНДЫ ПИТЕРСКОГО РОК-КЛУБА

В конце 1980-х группа «Телевизор» была известна ничуть не меньше «Алисы», ДДТ или любой другой из самых знаменитых питерских команд. С тех пор прошло немало времени, и главные рокеры тех лет нынче мало напоминают прежних бунтарей. Но только не Михаил Борзыкин. За прошедшие четверть века музыкант почти не изменился. В его текстах все те же мрачные размышления об окружающей действительности и абсолютно четкие позиции относительно нынешних российских политических реалий. На заре горбачевской перестройки «Телевизор» за это попадал в список запрещенных групп, сейчас же отсутствует в телеэфире и на радио, ограничиваясь лишь скромными по масштабу и зрительскому интересу клубными выступлениями.

Группа «Телевизор» провела в Казани на сцене China-Town-Cafe совершенно сумасшедшие 3 часа 40 минут, исполнив за это время практически все свои главные хиты. О политике Борзыкин говорил немного, но напомнил, что песня «Пока мы сидим» посвящена памяти нацбола Юрия Червочкина, чье убийство так и не было раскрыто, а общественность уверена, что это дело рук правоохранителей. Для «хороших людей, массово превращающихся в последнее время в конформистов и приспособленцев», была исполнена композиция с недвусмысленным названием «Партия божьей росы». На бис была исполнена главная песня «Телевизора», написанная еще во второй половине 1980-х, «Твой папа — фашист», которая выглядела такой же современной, как и большинство старых вещей, написанных Борзыкиным.

Захар Май
Захар Май

№ 6
«ЧЕЛОВЕК С ГИТАРОЙ» ИЗ TWITTER

Явление отдельных артистов на отечественной музыкальной сцене лишний раз доказывает ту разницу в повестке дня, которая существует между, с одной стороны, приоритетами главных телевизионных каналов и солидных радиостанций, и тем, что предпочитают пользователи современных социальных медиа, с другой. При этом в звездах интернета гораздо больше жизни, драйва и энергетического заряда, чем в уставших от многочисленных корпоративов и концертного чеса телеперсонажей. Одна из таких звезд, обладатель 20 с лишним тысяч подписчиков на свой аккаунт в Twitter, участник знаменитого митинга-концерта в Москве в поддержку Алексея Навального, «человек с гитарой» Захар Май отыграл в октябре в Казани концерт, собравший довольно большое количество зрителей по меркам обычного клубного мероприятия в China-Town-Cafe.

Причем об этом можно сказать с уверенностью, часть публики узнала о приезде артиста именно из социальных сетей, в которых артист накануне, к примеру, задавался, глядя на Булак, риторическим вопросом: а не является ли этот небольшой водоем, наблюдаемый из окна номера в гостинице, рекой Волгой?

№ 7

ПСЕВДОДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ ОТ ПСЕВДОФРАНЦУЗА

The Local — это документальный фильм о создании псевдодокументального фильма. По четко продуманной легенде, анонимный художник Mr.Atrenge, активно помогавший своему другу street-артисту Бэнкси в съемках картины «Выход через сувенирную лавку», приезжает в Казань, чтобы снять кино со звучным названием The Local. Француз с татарскими корнями в виде прабабушки, эмигрировавшей в Париж еще до революции 1917 года, решает снять фильм об исторической Родине после просмотра трансляций соревнований Универсиады, а именно гребли. Помочь в создании картины французский режиссер просит своего приятеля — битбоксера Митю Маста Майка.

Идея The Local одновременно и проста и наполнена сакральным: съемочная группа плывет от истока Казанки к ее устью, создавая арт-объекты во время остановок на берегу. Заканчивается путешествие в помпезной чаше Центра семьи, где проходит пресс-конференция о съемках фильма. Будучи анонимным художником, Mr.Atrenge приплывает на пресс-конференцию в ростовом костюме петуха. Помимо журналистов и любителей современного искусства, на мероприятии были приглашены социальный медиатехнолог Ярослав Муравьев, музыкальный промоутер Денис Валеев и художник Даниил Котофей (ранее известный как Даниил Фей).

«Фей — так себе художник, Муравьев — так себе технолог, Валеев — чувак хороший, с чувством юмора, его позвали, чтобы уравновесить компанию из двух первых», — говорит один из авторов фильма. — «Все они, естественно, не знали о том, что история придумана. Господин Муравьев вообще сделал предположение, что «петух сейчас женится на Мите, а мы c Валеевым будем свидетелями». В данный момент The Local, съемки которого велись в августе, находится на стадии пост-продакшн. Премьера картины о том, как легко ввести в заблуждение журналистов, чиновников и ценителей современного искусств, пройдет не на Каннском фестивале, как было озвучено ранее, а дома у кого-нибудь из авторов проекта.

№ 8

МЕМУАРЫ ВДОВЫ ЙЕНА КЕРТИСА УВИДЕЛИ СВЕТ В КАЗАНИ

Дебора Кертис. Touching from a distance (Издательство «Ил-music»): «Я думаю, что Йен сам решил, когда ему умереть. Ему было важно вести себя как ни в чем не бывало перед участниками группы, потому что в противном случае они попытались бы переубедить его. Американское турне не заботило Йена по единственной причине: он знал, что никуда не поедет». Личная жизнь Йена Кертиса, вокалиста культовой британской группы Joy Division долгое время оставалась загадкой для почитателей его редкого поэтического дара. Touching From A Distance вдовы музыканта проведет читателя через игру теней 1970-х к последнему рассвету. Постоянная борьба музыканта с самим собой, поиск нового порядка и потеря контроля, любовные метания, завершившиеся суицидом, описаны Деборой с потрясающей точностью.

Touching From A Distance — это биография музыканта из Манчестера от подростковой скамьи и до последних 24 часов. Автору удалось передать отчаянные, бушующие эмоции заводского Манчестера и вечную изоляцию, и потерянность гуру печальных хипстеров. Эта, по своему уникальная книга, впервые вышла на русском языке именно в Казани.

№ 9

ПЕРВЫЙ ОПЫТ ТЕАТРА.DOC В СТОЛИЦЕ ТАТАРСТАНА

Моноспектакль «Узбек» Талгата Баталова в China-Town-Cafe. Документальный stand up Театра.DOC на тему межэтнических отношений и миграционной политики был показан казанцам в феврале. За месяц до этого автор и единственный актер спектакля был номинирован на театральную премию «Золотая маска» сразу в двух номинациях. Еще годом ранее Баталов, рожденный и проживший большую часть жизни в Ташкенте, поменял «зеленый паспорт на кирпично-коричневый», став гражданином Российской Федерации. Пятью годами ранее молодой режиссер прилетел в Москву. Резкому переезду «поспособствовало» убийство художественного руководителя ташкентского театра «Ильхом», в котором нынешний актер работал режиссером видеоинсталляций.

«Узбек» — очень личный спектакль, рассказывающий именно о «мигрантском» периоде жизни автора: с момента прилета в Шереметьево до получения российского паспорта.

В конце января Баталов, являющийся, кстати, этническим татарином, приедет в Казани уже с двумя спектаклями. Помимо очередного показа «Узбека», казанцы смогут увидеть еще одного номинанта на «Золотую маску» — постановку «Двое в твоем доме», поставленную молодым режиссером в соавторстве с худруком Театра.DOC Михаилом Угаровым. Оба спектакля будут показаны в Центре современной культуры «Смена».

№ 10

«КВАРТИРНИК» В КОМПАНИИ «ПРОКЛЯТОГО» ПИТЕРСКОГО ПОЭТА

Петербургский поэт Леха Никонов, прославившийся помимо своего поэтического таланта еще и социальной чуткостью, редко дает акустические выступления с репертуаром его группы «Последние танки в Париже». Но в столице Татарстана выступил в мастерской братьев Васильевых. Формат домашних, камерных концертов как таковой вымер в Казани уже достаточно давно. Не то, чтобы Никонов своим выступлением его возрождает, скорее, им он подчеркивает свое полупартизанское существование. То, что исполняет Никонов, вне зависимости от ее формата и метода исполнения, будь то поэзия или песни «ПТВП» — это бесконечная борьба с «конформным существованием молчаливого большинства, которое удобно тушится на противне истории».