Сегодня на заседании комиссии ГС РТ были впервые озвучены данные о колоссальных убытках агропромпарка «Казань»

В УБЫТОЧНЫЙ ПОКА АГРОПРОМПАРК БУДЕТ ВЛОЖЕНО ЕЩЕ 117 МЛН. РУБЛЕЙ

Сегодняшнее заседание комиссии Госсовета РТ по аграрным вопросам, проходящее обычно в спокойном режиме, превратилось в площадку для жаркой дискуссии вокруг амбициозного государственного проекта для поддержки татарстанских фермеров. Гендиректор ОАО «Агропромпарк «Казань» Олег Власов признался, что возглавляемый им сельхозмаркет испытывает острый недостаток арендаторов и покупателей. И генерирует убытки.

Буквально за первые месяцы работы площадка, на которой в момент открытия благодаря широкой рекламе и админресурсу начали работу 290 торговых мест, потеряла почти половину арендаторов. Худшим месяцем стал июль — в агропромпарке остались 157 арендаторов. Затем ситуация несколько выровнялась, причем, по словам Власова, 60% мест заняты продавцами сельхозпроизводителей. Однако все равно к декабрю площадка начала приносить по 3 млн. рублей убытков ежемесячно.

— Огромный удельный вес в затратах — коммунальные платежи, — пояснил директор агропромпарка. — Почти 1,4 миллиона — электроэнергия, более 600 тысяч рублей в месяц — за газ. По миллиону — клининг, охрана и так далее.

Из финансового кризиса агропромпарк вышел только благодаря поддержке президента РТ Рустама Минниханова — в конце 2013 года была выделена, как выразился Власов, «определенная сумма». Благодаря этому удалось закрыть все долги.

Причины бегства арендаторов — нехватка покупателей, считает гендиректор. Причины разные: сказалось и то обстоятельство, что объект сдавался с целым рядом недоделок. Например, к моменту открытия не закончили асфальтирование подъездных дорог, не было освещения — все эти вопросы устранялись вплоть до конца года. Вместо предусмотренных пяти автобусных маршрутов, проходящих через всю Казань к агропромпарку, работали только два. А из-за отсутствия рекламы лишь каждый 10-й казанец знает, что такое вообще агропромпарк, и только каждый 15-й был хотя бы раз на его площадке. Хотя к PR-кампании объекта опять-таки приложил руку лично Рустам Нургалиевич, который не раз бывал здесь, не забывая выкладывать ход своих экскурсий в Instagram.

111.jpg
Из финансового кризиса агропромпарк вышел только благодаря поддержке президента РТ Рустама Минниханова — была выделенная «определенная сумма», поэтому удалось закрыть все долги (фото: prav.tatarstan.ru)

Между тем бизнес-планом развития сельхозмаркета предусмотрены организация на площадке производственных участков по овощепереработке, хлебопечению, мясопереработке, добавил Власов. На счета казначейства республики уже поступили 117 млн. рублей федеральных средств в поддержку проекта. Эти деньги позволят, по мнению Власова, снизить стоимость аренды. Хотя и сегодня она в 1,5 - 2 раза ниже, чем на других казанских рынках, признался он.

МОДЕЛЬ НЕРАБОЧАЯ

С резкой критикой самой идеи агропромпарка выступили члены депутатской комиссии. Гендиректор «Эдельвейс Групп» Илшат Хайруллин заявил, что главная проблема агропромпарка в его бизнес-модели. Сам факт того, что даже в декабре, когда торговля работает с высокой рентабельностью, здесь ушли в минус, говорит о том, что бизнес поставлен неправильно.

— Когда агропромпарк открывали, лично мое понимание было: чтобы туда ездили фермеры, они должны видеть на этой площадке решение каких-то своих вопросов, — отметил депутат. — Сегодня тот же фермер, если что-то продаст, ему тут же что-то надо купить. Как было? Едет крестьянин на рынок, продает товар и закупает тут же то, что ему надо. Здесь я не вижу, что он себе может купить! На этой площадке сам фермер должен деньги оставлять, а такого кругооборота я не вижу, чтобы он поменял свой товар на то, что нужно фермеру.

По мнению Хайруллина, больше было бы толку, если бы миллиарды, отпущенные на строительство объекта, отдали самим фермерам деньгами. И открывать на площадке агропромпарка надо, по его мнению, не кафе, а магазины с нужными крестьянству товарами: теми же удобрениями, комбикормами, техникой и так далее. Но главное — это условия аренды и партнерства.

— Фермеру важно понимать, сколько он отдаст с продажи конкретной единицы товара, — объяснил мысль Хайруллин. — Продал он гусятины на 100 рублей, значит, должен отдать 8 процентов рынку, а не 44 тысячи рублей за место. Должно быть какое-то партнерское отношение, а здесь оно отсутствует.

Хайруллин рассказал о своем опыте работы. Компания «Красный Восток-Агро» в течение трех месяцев продавала мясо на площадке агропромпарка.

— Результат деятельности, условно говоря: продали на 300 тысяч, и убытков на 300 тысяч. Ну, зачем там работать? — оценил он успехи торговли.

«ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ СОЗДАВАТЬ АГРОПРОМПАРКИ?»

Посыл Хайруллина поддержал гендиректор ООО «Оптовик» (гипермаркеты «Эссен») Вадим Махеев. Он отметил, что продукция фермеров сама по себе пользуется стабильным спросом. Об этом можно судить по их работе в магазинах сети: в отдельных торговых точках есть фермерские прилавки. Фермеры работают через кассу «Эссена», но продукция их выставлена отдельно: сметана, сыр, молоко, колбасы. И сельский бизнес нормально сотрудничает с ритейлом напрямую.

— Смысл дальше создавать агропромпарки я не вижу, — заявил Махеев. — Бизнес-модель нерабочая, и что дальше делать — я не знаю. А сейчас речь идет о таком же парке в Набережных Челнах...

Напомним, что речь идет о строительстве агропромпарка «Закамский регион» в автограде.

О невыгодности работы в агропромпарке заявил и гендиректор совхоза «Майский» Ильшат Ганиев, хотя несмотря ни на что свой прилавок крупнейшее тепличное хозяйство Татарстана на этой площадке все-таки держит.

— И всегда там очередь по выходным, по будним дням там нет народу! — назвал он основную проблему. — Может быть, не хватает рекламы? Все то, что там есть, очень качественное. Мясо, сметана, даже фрукты качественнее, чем в супермаркетах! Может быть, люди не знают, что там такая продукция? Продукция «Майского» там в 1,5 - 2 раза дешевле, чем в супермаркетах, в том же «Бахетле», допустим.

По мнению Ганиева, именно то, что люди все еще не знают об агропромпарке, создает максимум проблем.

39394.jpg
В комплекс агропромпарка входит здание площадью 50 тыс. кв. м, из которых 10 тыс. кв. м занимают уличные павильоны, 10,8 тыс. кв. м — два зала на 490 арендаторов, 6,1 тыс. кв. м — производственные площади и 11,4 тыс. кв. м — склады

КРЕСТЬЯНСТВО НЕ ХОЧЕТ ПЛАТИТЬ СУБАРЕНДУ

Входящий в состав совета директоров агропромпарка Камияр Байтемиров напомнил, что идеология объекта, о котором в свое время говорили в ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств, — это создание великого пути от поля до прилавка. Проблемы логистики и ценообразования, по словам Байтемирова, должны были решаться в том числе за счет участия сельскохозяйственно-потребительского кооператива второго уровня, включающего в себя потребкооперацию в районах.

Однако фактически крестьянство получило примерно те же условия, что и все арендаторы: то есть арендную плату. Хотя, как отметил Власов, она и в полтора-два раза ниже, чем на казанских рынках, сельхозпроизводителей такое положение дел не устраивает

— Встает четкий вопрос: кем и чем заполняется эта площадка, какого качества продукция, которая преподносится, к сожалению, как фермерская, крестьянская продукция, — заявил Байтемиров, явно намекая на недавнюю охоту в агропромпарке на контрафактное масло представителей компании «Просто молоко». — И в итоге ситуация нас тревожит, мы теряем потребителя, который нуждается в экологически чистой продукции.

Он предложил изменить систему участия фермеров в агропромпарке. СХПК второго уровня, по мысли Байтемирова, должен присутствовать не на основе субаренды, а в качестве одного из подразделений парка или самостоятельно. То есть речь идет об изменении организационно-правовой формы агропромпарка. Как пояснил Власов, для этого надо передать часть имущества парка потребкооперативу. Концептуально эти вопросы должны быть решены до сентября 2014 года.

МИНСЕЛЬХОЗУ ПОРУЧЕНО ПОДУМАТЬ НАД УПРАВЛЕНИЕМ

Итог обсуждению подвел председатель комиссии Валерий Васильев. Отметив, что проект запущен лишь несколько месяцев назад, он предложил минсельхозу РТ еще раз продумать модель управления бизнесом агропромпарка.

— Сейчас это стандартное управление: ОАО, генеральный директор, — отметил он. — По сути, государственное управление. И роль минсельхоза — введение рыночных механизмов управления. Или это управляющая компания, которая выиграет на конкурсе, или еще какие-то методы. Сегодня вопрос управления имуществом и решение тех проблем, о которых говорит Камияр Байтемиров, нуждается в проработке.