IMG_0635.jpg

ДВА ДИРИЖЕРА

«Евгений Онегин», которого поставил в Казани два года назад Михаил Панджавидзе, изначально опекали два дирижера. Это были маэстро Ренат Салаватов — главный дирижер ТГАТ оперы и балета им. Джалиля, и его коллега, пианист, дирижер и композитор Михаил Плетнев.

Вообще-то Плетнев нечасто берется за театральные постановки, но на предложение директора театра Рауфаля Мухаметзянова он ответил согласием. Возможно, определяющую роль в этом решении сыграли два фактора. Первый: Плетнев считается одним из лучших интерпретаторов творчества Петра Чайковского. Второй: у Михаила Васильевича есть даже балет «Таня», написанный по мотивам оперы Чайковского, так что он был в материале. Ну, и Казань, где прошло его детство, и откуда он сделал рывок к славе, — тоже город для Плетнева не чужой. Единственным условием маэстро было то, что он станет работать только в контексте классической постановки. И именно так и замышлял спектакль Панджавидзе. В этом смысле и режиссер, и оба дирижера были единомышленниками, что наилучшим образом сказалось на качестве спектакля.

Панджавидзе поставил спектакль об утрате такого возможного и такого близкого и реального счастья. Его «Онегин» — это спектакль, в котором можно увидеть даже библейские аллюзии: утрату рая, братоубийство. Причем отличительной чертой казанского «Евгения Онегина» можно назвать бережное отношение и режиссера, и дирижеров и к Александру Пушкину, и к Чайковскому. Что сейчас в театре, увы, не всегда встречается.

«Евгения Онегина» в Казани оформлял один из лучших российских сценографов Игорь Гриневич, увы, ушедший из жизни. Он создал легкие, воздушные декорации, которые легко трансформируются. А фишкой видеоряда считали знакомые всем нам рисунки Пушкина: его профиль, строчки, написанные летящим почерком, которые в определенные моменты появляются с помощью видеопроекции.

IMG_0663.jpg

«НО СУДЬБА МОЯ УЖ РЕШЕНА»

«Евгений Онегин» фестиваля этого года собрал звездный состав. Доминировали солисты Мариинского театра, исполнительница партии Татьяны приехала из Германии.

- Я давно не слышал такого совершенного в вокальном отношении спектакля. Что касается дирижера, то Александр Самуилэ из одесской оперы — это дирижер очень высокого класса, — полагает специальный корреспондент радио «Орфей» Николай Рыбинский.

Алексей Марков (Онегин) один из самых востребованных баритонов Мариинского театра. Марков лаконичен, с внушительной долей иронии в первых двух актах, порывистый и страстный в последней картине. Красив, сценичен, породист. Партия ложится на его данные идеально.

Анна Самуил (Татьяна) выступает на топовых сценах в Германии. Ученица Ирины Архиповой, безусловно дававшей ученикам крепкую школу, дебютировала в Европе в партии Виолетты в «Травиате», этим спектаклем дирижировал сам Даниэль Баренбойм. Самуил — очень востребованная певица, это и понятно, она обладательница голоса очень ровного и красивого тембра. Ее Татьяна немного не от мира сего. Наивная, романтичная, порывистая, в третьем акте она внутренне не изменилась, просто загнала все эти качества вглубь. В финальной встрече с Онегиным она на считанные минуты становится прежней, но словно пугается — и вот на ней уже вновь привычная сейчас маска. Судьба решена, иной вариант уже невозможен.

Ленский — Сергей Скороходов из Мариинского театра, на этом фестивале мы уже слышали его в партии Герцога в «Риголетто». Романтический герой статный, темпераментный, с красивым и проникновенным голосом.

Неожиданно одним из важных персонажей по замыслу режиссера становится генерал Гремин. Эту партию когда-то исполнял сам Федор Шаляпин, который даже во время одного из спектаклей в арии Гремина объяснился в любви своей второй жене — балерине Йоле Торнаги. Шаляпин тогда, переделав текст, спел: «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». В Казани в партии Гремина мы видим любимца публики, солиста Большого театра и казанской оперы одновременно Михаила Казакова — обладателя мощного баса. В исполнении Казакова Гремин — далеко не старый человек. Он молод, хотя уже многое повидал на своем пути, встреча с Татьяной, чьей чистотой он был покорен, — одна из самых главных в его жизни. Гремин-Казаков счастлив и готов рассказать о своем счастье всему миру.

«Евгений Онегин» на фестивале этого года — спектакль ровный и… респектабельный. Все в нем — от декораций, работы оркестра до солистов — дышит каким-то хорошим театральным тоном. В нем нет ни грамма ретроградства, нет фамильярности, а есть доказанное самой постановкой право режиссера на смелые ходы и новые формы. Но все это при безусловном пиетете перед авторами оперы, что по нынешним временам дорогого стоит. Что и оценила публика, разразившаяся в финале громом аплодисментов.