Хотя Поволжской академии спорта и туризма еще только предстоит сделать первый выпуск, будущие молодые специалисты туристической отрасли уже задействованы в масштабных мероприятиях международного уровня, практикуются на зарубежных курортах и сразу после выпускного будут претендовать на должности руководителей среднего звена. О том, что такое индустрия сервиса, как вывести туризм на новый уровень и для чего вузу своя туркомпания, в интервью «БИЗНЕС Online» рассказала заведующая кафедрой туризма и сервиса Поволжской академии Людмила Петрик.
Людмила Петрик — заведующая кафедрой туризма и сервиса Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма |
«НАША КАФЕДРА СЕРВИСА И ТУРИЗМА САМАЯ СПЕЦАЛИЗИРОВАННАЯ»
— Людмила Сергеевна, что сегодня представляет собой кафедра сервиса и туризма вашего вуза?
— На кафедре три направления подготовки: туризм, сервис и гостиничное дело. Есть еще направление менеджмента, оно на родственной кафедре социально-экономических и гуманитарных дисциплин. Наша кафедра сервиса и туризма небольшая, но самая специализированная в ПФО в своей области. Уровень подготовки студентов очень высокий.
Сервис — это обслуживание в самом широком смысле. Например, это может быть отдел обслуживания клиентов на промышленном предприятии или сервис, связанный с гостиничным делом. Либо отдел обслуживания спортсменов и туристов на спортивном объекте, к чему мы больше склоняемся и на что ориентируем студентов.
Все преподаваемые на нашем факультете дисциплины можно разбить на три части: научный, социально-экономический и профессиональный блоки. Некоторые лекции читают на иностранных языках, и их количество расширяется. Большой интерес вызывают такие предметы, как организация транспортного обслуживания или турформальности.
— Есть ли практика удаленных online лекций от иностранных преподавателей вузов-партнеров?
— Да, практикуем. К сожалению, не у всех вузов-партнеров есть необходимое для этого оборудование.
— Да, не всем вузам повезло оказаться наследием Универсиады... В связи с такой оснащенностью каков у вас удельный вес отличников?
— На нашей кафедре 30 процентов отличников. Большая часть наших студентов получает стипендию. Но троечники тем не менее есть.
Наши абитуриенты поступают на бюджетные места с очень высокими проходными баллами: 230, 240 и даже 250. Пока ситуация такова, что кроме результатов ЕГЭ никакие их достижения, самые заоблачные и феноменальные, на бюджетный прием в вуз повлиять не могут. В прошлом году при поступлении на туризм учитывались результаты ЕГЭ по трем предметам: русский язык, история — профильная дисциплина, и обществознание. На бюджетные места конкурс составил 16 человек на место. Но и на коммерческих местах мы очень хотим видеть студентами самых ответственных, творческих и креативных.
«ПОКАЗАТЕЛЕН ПРИМЕР РАБОТАЮЩЕГО СТУДЕНТА, УМЕЮЩЕГО «РАССТАВЛЯТЬ ПРИОРИТЕТЫ»
— То есть вы классический вуз — у вас есть и старательные, и те, кто просто время на учебе проводит...
— Да, конечно. Вот недавно общалась со студентом-третьекурсником, который плохо посещал мои занятия. Оказалось, у него достаточно сложная жизненная ситуация в семье, ему приходится работать. Он нашел неплохое место в турбизнесе и говорит: «Я уже сегодня расставляю приоритеты. Мне не нужен красный диплом, мне сейчас важно получать практические умения и начинать карьеру». Мол, когда его одногруппники выйдут с дипломом, он уже будет руководить каким-нибудь отделом в туризме и еще подумает, принимать или не принимать их на работу.
Наш ректор Юсуп Диганшеевич (Якубов — прим. ред.), приветствует работу студентов по специальности только в том случае, если она не мешает учебному процессу. Поэтому получить такую возможность могут только те, кто все успевает. Для таких случаев у нас есть возможность дистанционного обучения. Студент, пропускающий занятия, отрабатывает их в дистанционной форме. Все лекции, презентации и задания находятся в открытом для студентов доступе на сайте вуза, причем каждый преподаватель обязан выложить там свои материалы. В системе дистанционного обучения могут быть сформированы индивидуальные задания, доступны списки литературы, темы курсовых, стандарты оформления работ и так далее.
— Значит, нынешним студентам, «просолившим» пару-две, уже необязательно «ксерить» лекции?
— Я уже лет 8 вообще не диктую лекции. Это раньше студенты либо записывали, либо ксерокопировали материалы. Сегодня я не сторонник диктовки. Презентацию на интерактивной доске открываешь — и прямо на экране рисуешь схемы, объясняешь. Тем более дома студенты могут открыть и презентацию, и текстовый материал лекции, который я также всегда выкладываю.
— А что в итоге с тем работающим студентом?
— Экзамен он пока еще не сдал. Но могу сказать, что он из тех, кто впитывает знания как губка. Таких студентов немного.
Встреча олимпийского огня в Поволжской академии спорта и туризма |
«БОЛЕЛЬЩИКИ — ЭТО ЖЕ СПОРТИВНЫЕ ТУРИСТЫ!»
— А много ли у вас на кафедре подрабатывающих студентов в целом?
— Примеры такие есть. Вот студент Роман Кубышкин с первого курса был волонтером турмероприятий, проходящих в республике, хорошо себя зарекомендовал, работал на Универсиаде-2013 и тестовых соревнованиях в Сочи, был приглашен на саммит G20, который проходил в Санкт-Петербурге в сентябре. А теперь в качестве временного персонала уехал на Олимпийские игры в Сочи, досрочно сдав сессию на отлично. С работы волонтерами начинает большинство, понимая, что зарплату им платить не будут, но они внесут посильный вклад в проведение Олимпиады и чему-то научатся.
— И сколько у вас таких олимпийских волонтеров?
— На нашей кафедре 12.
— Все это, конечно, замечательно, крупные спортивные мероприятия, новые знакомства... Но насколько такое волонтерство может повысить квалификацию ваших студентов как будущих специалистов по сервису и туризму?
— Во-первых, они работают в аспекте обслуживания не только спортсменов, но и болельщиков, которые приехали посмотреть, как будут проходить соревнования. А болельщики — это же спортивные туристы! Волонтеры помогают им перемещаться, ориентироваться, решать проблемы бытового, организационного, информационного характера. А чем у нас занимаются в туризме? Практически тем же! Волонтерство очень важно для наших студентов именно в плане получения практических навыков общения с туристами и решения возникающих при этом проблем.
— А как отбираются из числа студентов участники группы волонтеров, которые в данном случае поехали в Сочи?
— Отбирали не мы, отбирал оргкомитет сочинской Олимпиады. У нас единственный вуз, который в РТ аккредитован на сбор и отправку волонтеров, — это КАИ (КГТУ им. Туполева — ред.).
— Интересно... А почему именно они, а не, допустим, вы?
— Потому что они выиграли конкурс, который проводился еще четыре года тому назад. Наша академия в Казани появилась чуть позже и подать заявку никак не могла.
«ВЕСЬ НЕГАТИВ В ОТНОШЕНИИ УРОВНЯ СЕРВИСА,
КОТОРЫЙ БЫЛ ПЕРЕД УНИВЕРСИАДОЙ, Я ПОДДЕРЖИВАЮ»
— В декабре на одной из пресс-конференций замминистра по делам молодежи, спорту и туризму РТ Сергей Иванов сообщил, что в Татарстане с 2014 года вводится новая программа повышения качества сервиса в индустрии гостеприимства. Будут обследованы 450 объектов: гостиницы, рестораны и объекты транспортной инфраструктуры, и по итогам им выдадут рекомендации. На ваш взгляд, каков сейчас у нас реальный уровень сервиса и поможет ли данная программа его изменить?
— Сергей Евгеньевич — конечно, очень деятельная натура. Он сам всегда сетует на то, что качество сервиса у нас в республике низкое. Могу сказать, что весь негатив, который был перед Универсиадой, я поддерживаю. Сами знаете, что качество обслуживания у нас порой оставляет желать лучшего.
По поводу так называемых чарли, которые будут инкогнито посещать заведения и потом «сливать» информацию, как его обслужили, думаю, что это очень хороший подход. В Европе это уже давно практикуют. Руководство компании договаривается с экспертом иногда из другого города или страны, он приезжает и все это оценивает. Турки тоже прекрасно понимают, что если они не будут удовлетворять потребности гостей, к ним ездить не будут.
— То есть массовая программа — это одно, но не эффективнее ли нормальные рыночные механизмы?
— Все зависит от руководителя. Для повышения качества нужен персонал высокого уровня, который нужно обучать. При таком подходе растет и качество обслуживания.
Рустам Минниханов с учащимися академии на церемонии подведения итогов конкурса «Студент года» |
«ПРАКТИКА ЗА РУБЕЖОМ ОБЯЗАТЕЛЬНА,
НО ЗАЧАСТУЮ ПРЕДЛАГАЮТ НИЗКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ДОЛЖНОСТИ...»
— Каким образом у вас выстроены отношения с местными участниками рынка в плане практики студентов? Сотрудничаете ли вы с ассоциацией рестораторов и отельеров РТ?
— Практика обязательна на каждом курсе обучения в основном в летний период, так заложено в учебных планах. Мы один из немногих вузов, которые платят работодателям за прием практикантов. Руководителю организации — гостиницы или туркомпании — оплачивают работу сотрудника, который занимается со студентами-практикантами. Таким образом, вуз повышает качество практики, а наши студенты имеют возможность проходить практику у крупных туроператоров, представители которых по совместительству являются нашими преподавателями. Согласно федеральному образовательному стандарту, 5 процентов от общего числа дисциплин должны преподаваться действующими практиками. При этом 8 процентов из них должны быть докторами наук, а не менее 60 процентов — кандидатами.
— Вам удалось выдержать этот лимит?
— У нас он больше. Но проблема наличия ученых степеней у преподавателей-практиков существует. Сегодня в сфере обслуживания очень мало людей, которые, имея ученое звание, являются руководителями каких-либо организаций. Кроме того, согласно новым федеральным требованиям, у преподавателя должно быть базовое образование в соответствии с читаемой им дисциплиной. Иначе у нас могут быть проблемы с аккредитацией этого предмета. Чтобы не лишать студентов возможности более тесно пообщаться с практиками, мы довольно часто вводим новые дисциплины специально под качественного специалиста.
Мало того, чтобы повысить практикоориентированность наших студентов, мы собираемся открыть на базе кафедры собственную туркомпанию. Ее основная задача — получение студентами академии практических навыков туроператорской и турагентской деятельности.
— И при этом ваша вузовская туркомпания будет специализироваться на внутреннем и въездном туризме, верно?
— В большей степени, да. Но главное — это все-таки содействие в нахождении места практики студента. Хотя бы раз за время обучения студент должен побывать на практике за рубежом, посмотреть, как это делается там, и привезти идеи, которые можно было бы реализовать здесь.
Как вы знаете, у нас есть ряд вузов, которые отправляют студентов на практику в ту же самую Турцию на полгода, так как турки подбирают персонал минимум на такой срок. Они оплачивают перелет, проживание и дают карманные деньги, поэтому кадровая текучка им невыгодна. Может быть, за эти полгода студенты получат больше знаний, чем здесь, сидя за партами. Но полгода — длительный срок, да и работа там у них довольно-таки однообразная.
Как правило, практиканты задействованы в трансфере — встреча туристов в аэропорту, их сопровождение до отеля и обратно, помощь в размещении, предоставление информации. Первоначально конфликты с туристами возникают на месте пребывания, и от квалификации трансфермена или другого задействованного в этот момент работника гостиницы либо ресторана зависит, погасится ли конфликт на месте либо разовьется. Это очень полезный опыт.
— А куда вы отправляете ваших студентов?
— Летом по договоренности группа студентов работала в одной из ведущих туркомпаний Турции. В марте наши студенты отправятся на двухнедельную стажировку в Университет Восточного Ланкашира в Великобритании. Половину стоимости поездки студент оплачивает сам, половину — вуз. Есть договоренности с вузами и в ряде других европейских стран, но подобные переговоры — очень непростой и длительный процесс.
Допустим, греки ко мне выходят с предложением о готовности принять наших студентов. Но предлагают низкоквалифицированные должности посудомойщиков. Нас это совсем не устраивает. Есть предложение поработать аниматорами. Но это больше к спортсменам, да и вообще не всем это дано, публику развлекать. Для студентов-«туристов» анимация не совсем в области их интересов. Но мы будем думать.
«РЕКЛАМА ТАТАРСТАНА И КАЗАНИ КАК ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИ
НЕ ЗАВЯЗАНА С ФИНАНСАМИ»
— Подводя итоги турсезона 2013 года, минспорттуризмом было сделано весьма оптимистичное заявление, что теперь у нас должен быть стабильный ежегодный прирост в 15 процентов турпотока, у нас будет 3,5 миллиона туристов к 2018 году и так далее. Тренд растущий, но сможем ли мы его удержать?
— Если у министерства амбициозные планы, то я только хочу их поддержать. Надо работать, совершенствовать информационную составляющую, предоставлять широкой общественности максимум информации о достопримечательностях Республики Татарстан. Почему-то Турция выделяет ежегодно огромные средства на то, чтобы по нашим центральным каналам рекламировать себя как туристический центр! Не своих туроператоров и отели, а именно себя, говоря после красивой зарисовки: «Приезжайте к нам в Турцию!»
Почему мы этого не можем сделать?! Все завязано на бюджете. Если будет бюджет, то нужно обязательно так же себя рекламировать. И не конкретный объект, а республику в целом.
До последнего момента государство практически не выделяло денег на туризм. Только года четыре назад начали как-то финансировать, и то в основном это финансирование связано с федеральной программой развития внутреннего и въездного туризма в РФ. В соответствии с этой программой у нас были выделены средства на Болгар как на туристский кластер. И вы знаете, как он в итоге преобразился!
«ТУРИСТЫ ЕДУТ В БОЛГАР И СВИЯЖСК НЕ ЗА ЗНАЧКОМ ЮНЕСКО, А ЗА ЭМОЦИЯМИ»
— Но разве Булгар преобразился не благодаря средствам фонда «Возрождение», учрежденного Минтимером Шаймиевым?
— Да, основная часть вложений в Болгар — это средства частных инвесторов. Я была на коллегии в Москве, где Татарстан за Болгар очень хвалили. Федеральных денег должно было хватить лишь на проведение коммуникаций.
— Тем не менее с попаданием возрожденного Болгара в список ЮНЕСКО возникли проблемы...
— Туристы едут в Болгар и Свияжск не за значком всемирного фонда, а за эмоциями, возникающими, когда видишь собственными глазами то, что ранее видел только на экране. Могу сказать по личному опыту: когда стоишь рядом с сооружениями Гауди, с тем же «Саграда Фамилия», только тогда понимаешь всю мощь и грандиозность замысла архитектора, и поражаешься, как это можно было сделать в те времена. К слову, Барселона, если уж мы ее коснулись, раскрутилась недавно, и началось все с футбола.
Возможно, туристы не едут к нам, потому что перед Универсиадой в Казани были огромные пробки, люди запомнили, а стоять снова часами в пробках, не наблюдая ни единого туристского объекта, не хотят. Поэтому если сейчас усиленно пройдет информация, что у нас с транспортной составляющей все улучшилось — а это действительно так — то, наверное, туристы будут приезжать. И нужно не переставая рассказывать о том, как работают наши спортивные объекты, какие мероприятия на них проходят. Необходимо постоянно участвовать в конкурсах на проведение международных мероприятий, без них будет сложно.
— Вы имеете в виду крупные международные спортивные мероприятия?
— Не только. И культурные тоже. Одним из ярких толчков в сфере развития туризма определенной дестинации является событие спортивного или культурного плана. Многие города эти события придумывают. Берут отправную точку и раскручивают.
Аудитории академии |
«НАШИ СТУДЕНТЫ НЕ ХОТЯТ СРАЗУ ОТКРЫВАТЬ СВОЙ БИЗНЕС,
МЫ НАЦЕЛИВАЕМ ИХ НА СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ»
— Кем планируют работать ваши будущие выпускники — нынешние третьекурсники? Много ли среди них тех, кто намерен открыть собственный бизнес в сфере туризма и сервиса?
— Насколько я могу судить, общаясь со студентами, многие из них хотят начинать карьеру как наемные работники. И, наверное, это правильно. Потому что для открытия бизнеса нужны ресурсы. К тому же, это очень рискованно. Сейчас в РТ много туроператоров и турагентств. Мы, как академия, нацелены на внутренний и въездной туризм, и на этом рынке уже есть компании, которые себя зарекомендовали и нашли своего клиента.
Успешное окончание направления подготовки сервис предполагает, что выпускник может претендовать на должность руководителя отдела. Конечно, начинать можно и с управленцев низшего звена. Оттачивая практические навыки (например, уже в должности наемного управляющего) постепенно получить возможность, зная все нюансы, открыть собственное дело.
— Интересно, каковы в таком случае зарплатные ожидания ваших будущих выпускников?
— В этом случае наши студенты не отличаются от общей сегодняшней тенденции, когда молодые специалисты хотят все и сразу. Но, как я уже сказала, наши выпускники по своим компетенциям могут претендовать на должности с хорошей оплатой. Главное — желание двигаться вперед, не сидеть в соцсетях сутками, а уметь работать над собой.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.