10 ОПЕРНЫХ ВЕЧЕРОВ

Хотя Шаляпинский фестиваль, который прошел в Казани на сцене ТГАТ оперы и балета им. Джалиля в 32-й раз, становится все длиннее и длиннее, попасть на его спектакли все равно затруднительно. В этом году публике были представлены 10 оперных постановок и 2 концерта, а шел фестиваль более 2-х недель.

Афиша была скомпонована грамотно — львиная доля пришлась на итальянскую оперу (Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини), была и французская (Жорж Бизе), русская оперная классика оказалась представлена Петром Чайковским и Модестом Мусоргским.

Новацией фестиваля можно считать включение в программу оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс», правда, в концертном исполнении, но это не испортило впечатления публики. Был и традиционный премьерный показ — «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини в постановке Юрия Александрова, спектакль небезынтересный, но спорный по некоторым эстетическим позициям.

Фестиваль этого года шел на редкость ровно и в организационном, и в творческом плане. Приехали почти все заявленные певцы, никто не заболел и не отказался. Шаляпинский, изначально позиционировавшийся как парад голосов, собрал интересных исполнителей — это Альбина Шагимуратова, Михаил Казаков, Ольга Пудова, Владимир Маторин, Сергей Скороходов, Вероника Джиоева, Алексей Марков и другие.

Трудно говорить о том, какой именно из фестивальных спектаклей был лучшим, очевидно, такое сравнение можно расценивать даже как некорректное. Но надо отметить, что и «Риголетто» с Шагимуратовой и Борисом Стаценко, «Евгений Онегин» с Марковым, «Турандот» с Ахметом Агади по эмоциональному заряду были необычайно сильны. Это же можно сказать и об уже упоминавшейся постановке «Порги и Бесс».

30898.jpg
Марко Боэми

РОМАНС ДЛЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ БАЛЕРИНЫ

Гала-концерт фестиваля, который к тому же еще и одно из главных событий сезона, публика ждет с особым трепетом. В один вечер есть шанс увидеть всех звезд. «Могу не ходить на сам фестиваль, но на гала-концерт должна прийти непременно», — объясняла собеседнице элегантная дама в фойе. Гала-концерт — это еще и парад туалетов. И хотя в этом году концерт выпал на будни, роскошных нарядов и дорогих украшений было предостаточно, как и предписывает хороший тон при посещении оперы. И публика с удовольствием «выгуливала» туалеты в фойе в антракте и перед началом концерта. А в фойе царила скрипка Захара Штейнберга.

Зал традиционно был переполнен, и уже первый номер — вальс Дмитрия Шостаковича — настроил публику на праздничный лад. В концерте участвовали два дирижера: маэстро Ренат Салаватов — главный дирижер казанской оперы, и его коллега итальянец Марко Боэми. Забегая вперед, можно сказать, что негласное соревнование выиграл казанец: хотя органичность и музыкальность Боэми признается безоговорочно, Салаватов — дирижер необычайного такта и музыкальности — все-таки более харизматичен.

Постановщиком концерта в программке значится Валерий Раку, известный казанским меломанам, тем, кто более 20 лет назад посещал казанскую оперу. Режиссерскую работу Раку в гала-концерте было трудно обнаружить, очевидно, его роль свелась просто к выстраиванию концертных номеров, что было сделано не всегда безупречно. Да, участие арт-директора знаменитого итальянского театра Arena di Verona Джампьеро Сабрино, который одновременно еще и известный кларнетист, конечно, украсило концерт, однако его концертная фантазия на тему оперы Верди «Реголитов» оказалась чрезвычайно затянутой. Но искрометность, азарт, остроумие других номеров, которые было можно расценивать как приношение великому Федору Шаляпину, искупили все! А сам Шаляпин словно смотрел на нас из царской ложи — фоном концерта была видеопроекция. Кстати, к новациям концерта можно было отнести отсутствие конферанса, Эдуард Трескин, которого мы привыкли видеть в роли ведущего, ограничился вступительным словом, а названия номеров и имена исполнителей можно было прочесть на табло.

Естественно, на фестивале, посвященном басу, именно басы идут вне конкуренции. А посему одним из самых удачных номеров стало выступление солиста казанской оперы и Большого театра Казакова, который исполнил свой коронный номер — куплеты Мефистофеля — и неожиданно подарил публике опереточную арию Никиты из «Холопки». Казаков, заметно похудевший, был на редкость элегантен в строгом черном концертном костюме, отделанном красной бейкой с красным же платочком в кармане пиджака. Он и Салаватов, в очень идущем маэстро фраке, вполне могли вчера претендовать на звание «мистер элегантность» гала-концерта.

Впрочем, кроме Казакова в концерте блистали еще три баса: Тарас Штонда, Сергей Магера и Андрей Валентий. Исполнив на троих арию дона Базилио из «Севильского цирюльника», они во втором отделении устроили целое шоу. Во время исполнения песни Карася из «Запорожца за Дунаем» басы достали припасенные заранее немаленькие чарочки, а Салаватов вытащил внушительную бутыль и начал «разливать» им по чаркам ее содержимое.

Одной из фишек концерта стал романс «Очи черные», исполненный этим же трио. Тут уж связь с Шаляпиным просматривалась вполне очевидно: известно, что Федор Иванович переписал несколько куплетов этого романса, посвятив его своей жене итальянской балерине Йоле Торнаги — обладательнице черных глаз.

ПОД ЭТУ КОЛЫБЕЛЬНУЮ НЕВОЗМОЖНО УСНУТЬ

Участницы концерта были не менее обворожительны. Божественный голос Вероники Джиоевой, исполнившей болеро Елены из «Сицилийской вечерни» Верди, вызвал шквал аплодисментов. Джиоева появилась на публике в летящем платье изумрудного цвета с черным поясом, украшенным стразами, наряд очень шел к ее смуглой коже и блестящим черным волосам.

Восходящая звезда мировой оперной сцены Ольга Пудова показала себя не только как уникальная вокалистка, но и как хорошая актриса. Она исполнила арию Кунигунды из «Кандида» Джорджа Гершвина, арию трудную и вокально, и актерски, а также колыбельную Клары, нежную и пронзительную, из «Порги и Бесс».

А вот выход темнокожего британского певца Рональда Самма (он исполнил, как и на фестивале, арию Спортинг Лайфа из «Порги и Бесс»), стал для многих просто открытием. Далеко не худенький Самм выделывал такие па на сцене, был так заразителен, что, пожалуй, получил больше всех аплодисментов. Жаль, что «Порги и Бесс» идет в Казани только в концертном варианте, но, по информации издания, в этом сезоне концертное исполнение планируется еще раз — ажиотаж вокруг этой оперы Гершвина в Казани огромный.

Финал концерта был нежным. На сцену вышли три тенора: Ахмет Агади, Алексей Татаринцев и Сергей Скороходов, и в зал полилась чудная итальянская песня, без которой, кажется, не обходится ни одни концерт, — «Вернись в Сорренто». А потом Агади исполнил арию Тукая из «Любви поэта» Резеды Ахияровой, показав, что опера может быть и очень современной. Впрочем, современен и Шаляпин, просто с него, как это делают в Казани, надо стереть «хрестоматийный глянец».

Татьяна Мамаева