РЕВОЛЮЦИЯ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ?

Еще несколько дней назад с Украиной все было более или менее ясно и понятно. Все время повторялось, что радикалы-экстремисты в ущерб интересам большинства граждан страны раскачивают лодку, затевают кровавую войну, чтобы примкнуть к Западу, который ничего хохлам не даст. Так думали многие (не все!), так повторяли по телевизору. По вечерам собирали депутатов и политиков на прямой эфир, где звучали откровенные призывы применить силу, т.е. расстрелять, раздавить. Теперь я уверен, что Владимир Соловьев и его собеседники своими угрозами и заклинаниями внесли свою долю в конфронтацию между жителями Украины и между двумя странами. Процесс еще не завершился...

Кое-кто из «спецов» заряжал эту шарманку, полагаю, для подготовки общественного мнения к жестоким мерам со стороны официальных властей Украины. А еще для того, чтобы подталкивать Виктора Януковича и его команду к решительным действиям. Чтобы массовый российский зритель, настроившись на самый «верный» подход к майдану, помог сидящим у экранов жителям Украины решительно выметать «предателей» и «врагов народа» из площадей. В противовес западному информационному влиянию и настроениям западных областей Украины.

В НАЧАЛЕ XX ВЕКА ТАКОЕ ДАЖЕ НЕ СНИЛОСЬ

Вот так — прямо в прямом эфире политические события (неудобно повторять термин «революция», официально применяемой одной из сторон конфликта и болезненно воспринимаемый другой) стали зрелищем для всего мира, прежде всего для нас, бывших советских людей. Бывали техногенные катастрофы, стихийные бедствия, небольшие войны, а теперь вот революция в стране с населением и территорией, сопоставимой с Германией. Огромное событие для Европы и мира! Прямо на глазах сотен миллионов, в режиме online. Дожили...

Расстрел мирных демонстрантов перед офисом и квартирой царя в 1905 году вошел в историю как большое историческое событие, а само Кровавое воскресенье разрушило всякую надежду на самодержца и отозвалось новой революцией. Попробуйте сопоставить это событие с многочисленными политическими толчками в Киеве. Не удивительно, что нашлись специалисты-организаторы, ресурсы и решимость с обеих сторон.

Если бы штурм нынешнего здания Эрмитажа, ранее именованного Зимним дворцом, относительно небольшой группой восставших солдат и матросов в 1917 году транслировали по телевизору и интернету, то на фоне киевских катаклизмов сие выглядело бы не столь эпохальным событием. Масштабы революции всегда относительны, но последствия огромны.

НАША ПРИЧАСТНОСТЬ НЕ ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЙ

Вроде бы мы тут ни при чем. Хотя у казанцев, татар и Татарстана полно родных и друзей на Украине, а к Крыму вообще у всех повышенный интерес. Это же все было наше! Еще два с лишним десятка лет тому назад Украина сидела в самом сердце. Наши отцы там воевали. Молодой Галимжан Ибрагимов в 1914 году приехал в Киев, встречался со студентами-вольнодумацами (а татар где только нет!) и за это был заключен царским режимом в тюрьму. В конце XX века Украина, особенно Днепропетровск, была самым продвинутым, влиятельным регионом Советского Союза. Все-таки большинство членов политбюро, генсеки в Москву приехали из Киева. То есть эта республика для СССР была тем же самым местом, какими воспринимаются сейчас Питер и Казань.

В 1980 году, как раз в дни летней Олимпиады, меня, собкора «Комсомольской правды» во Поволжью, направили освещать уборку хлебов на Украину. Других — в Казахстан, Саратов, которые тоже считались житницей. Впечатлений — уйма. Современным парням и девушкам это непонятно — ребята, это же моя страна! Участники вечерних телепроповедей в программе Соловьева до сих пор пребывали в иллюзии и трансе, не отдавая себе отчета в том, что они обсуждают события в другой суверенной стране, не понимая, что учить, ругать, призывать топтать бронетехникой народ сопредельной страны — настоящий кретинизм и большое свинство. Опасное, в том числе для нас самих — неправильная оценка событий у соседей чревата последствиями, эти события могут повториться, если не сделать правильных выводов. Не знаю, можно ли надеяться на трезвую оценку российской политики по отношению к Киеву и выработать разумный алгоритм поведения в сложившейся ситуации.

Сейчас невооруженным глазом видно, что на федеральном уровне балансируют две противоположные политические силы — «державно-православные» и «либерально-демократические» с европейским стилем мышления. Причем к оголтелому крылу первой группы относится ЛДПР Владимира Жириновского вопреки названию его партии. Полагаю, Владимир Путин довольно комфортно чувствует себя в этом раскладе, так как на общем фоне он выглядит как приличная альтернатива.

НА ЧТО НАСТУПИЛА «КИРЗОВАЯ» ПРОПАГАНДА?

Вы догадываетесь, на что. Официальная политика моей любимой страны получила сильный щелчок от киевской «революции». На что мы рассчитывали, если не менее половины АКТИВНОЙ части населения Украины давно идеологически отошла от советских и российских политических привязанностей? Другая страна, другой народ, другие законы. Интересно, что писали в Кремль аналитики (включая РИСИ), спецлужбы и партбоссы ЕР о вариантах событий в Киеве? Не похоже, что они были в своем уме.

Любопытно, как оценена деятельность посла РФ в Киеве Михаила Зурабова, виртуозного мастера освоения бюджетных денег? Сей дипломат тоже ни за что не отвечает? Ведь проще ругать и критиковать майдан, обзывать и вдохновлять оппозиционеров именем лидера украинских националистов Степана Бандеры, кстати, убитого после войны по заочному приговору советского суда специальными товарищами прямо в Мюнхене в своем дворе. Да, для «нас» он бандит и фашист, а для «них» — национальный лидер. При всех его неприятных чертах.

Не сработали пропагандистские «бомбы» российского ТV, сравнение современных политиков с бывшим советским генералом Власовым. Чего хотела «наступательная» идеология, обзывая политических противников, пусть даже реальных врагов, ПРЕДАТЕЛЯМИ? Предателями могут быть только чиновники своей номенклатуры, получающие за неизвестные заслуги огромные выплаты из бюджета, но сработавшие на пользу противника сознательно, корыстно или по собственной глупости. Ох, не хочется говорить о многочисленных фактах забивания гола в собственные ворота, которые привели к киевскому исходу. И не буду, т.к., наверное, это было видно каждому.

Представляю, как вел бы себя Виктор Черномырдин в качестве посла в Киеве. Он бы наверняка не потерял чувства юмора, хоть как-то смягчил бы горький вкус потерь на берегах Днепра. Интересно, что там делает Владислав Сурков, более недели пребывающий в Киеве и Харькове без официального статуса? Действительно, что он докладывает и конструирует? Будь в моих силах, я бы его отправил в Киев послом. Нескучно место для политтехнолога! Там еще много загадок и ребусов. Кое-кто вдохновляется возможностью раздела Украины на западные и восточные куски. Но это вряд ли... Никому не захочется зажигать большую войну с привлечением глобальных сил и крупных стран.

Сейчас во дворе XXI век. Политическая кухня и сценарии общественных перемен изменились настолько, что все чаще наступаем на грабли ввиду непредсказуемости глобальных изменений в горячих местах. А нам с нашими соседями и партнерами, независимо от их политической масти, жить, делиться и помогать друг другу.

ЛУЧШЕ УЧИТЬСЯ НА ЧУЖИХ «КОСЯКАХ»

Не собираюсь гадать и предсказывать, что будет с Европой и Россией, Киевом и Москвой, Казанью и Уфой. Не хочется гадать, кто возил на майдан бочками жидкость для «коктейля Молотова». Чем валить ответственность за проколы на других, лучше заниматься своей кухней. Социальные политические потрясения накапливаются годами и десятилетиями именно внутри самого общества, если не разминировать конфликт интересов среди своих граждан. Каждую революцию лелеет и выращивает родное государство, общество, его политические группы. Если вовремя снимать напряжение, разряжать конфликты, договариваться со своим народом, страна будет эволюционировать и процветать! Ни тюрьмы, ни оглушение народа пропагандистскими дубинами, ни зомбировние ложью к добру не приводят.

ОПЯТЬ О НОСТАЛЬГИИ

На прошлой неделе я написал, рискуя оказаться в кутузке за сочувствие к майдану, статью о своей ностальгии по революции, о первом съезде Татарского общественного центра, состоявшегося 17 - 18 февраля 1989 года. Его 25-летие было дружно забыто общественностью. Наверное, потому что оно во многом было оболгано и размазано дегтем. Надо будет вспомнить, рассказать, как это было. Татарские радикал-националисты преувеличенно показывают роль КПСС в организации съезда, а сами «партократы» и силовики воспринимали тогда форум татарского движения как подозрительный бунт. А никакого бунта не было. Был огромный общественный подъем, ускоривший демократические перемены и усиливший федерализм. Инициаторы нашли общий язык с земляками разных слоев и национальностей, так как были общие интересы. Лозунг «Татарстану — статус союзной республики!» поддержали почти все. Это сейчас забыли главный смысл суверенитета. Сейчас, в новой России, Татарстан добился примерно того же статуса. Народу не хотелось, чтобы 98 процентов предприятий республики принадлежали центру. Желание культурно-национального возрождения татар было понятно людям. Вот откуда шла энергия созидательной революции!

КОГО ИНТЕРЕСУЕТ ДЛИННЫЙ СПИСОК ЛИПОВЫХ ПАРТИЙ?

Народ терпит долго. Иногда десятилетиями, веками. Но никогда никто не прощает своего унижения, социального или национального. Он не забывает о своих интересах. В прошлом году несколько сотен миллиардов рублей выплачено из Татарстана в федеральную казну. В несколько раз больше, чем бюджет республики. А сами в долгах и рады любой подачке. Точные цифры не называю, чтобы не воспринимали эти тезисы как призыв к революции. Но информация сегодня распространяется быстро. Лучше разбираться на выборах, на партийных форумах, учитывать интересы народа и государства при принятии коллективного решения. Если оставлять единоначальников наедине или с проблемами и материальным ресурсами, при недобросовестной челяди, они точно могут наломать дров.

Кстати, сейчас, кажется, будем выбирать из 60 партий. Это ерунда, я даже не стану читать портянку избирательного листа. «Партии-карлики» придуманы для рассеивания электората, не очень лояльного партии власти, или даже ее усиления, протаскивая экзотических одиозных лиц и группы, коих нельзя пускать в приличные дома. Настоящих партий всегда бывает две-четыре, не больше. По социальному раскладу — бедные и богатые. Если разница между богатыми и бедными будет ошеломляющая, жди революцию. По геополитическому раскладу — «проказанская» и «промосковская». Или на федеральном уровне — «прозападная» или «почвенная» — в духе квасного патриотизма. Нормальной стране, региону нужен баланс этих сил. Бывает в государственных делах также разделение по национальному и религиозному признакам, что в партстроительстве недопустимо и опасно. Вспомните, есть ли российском политическом пейзаже такие перекосы или подобные сомнительные художества? Мог бы напомнить, но получится долгий рассказ.

О СТРАВЛИВАНИИ НАРОДОВ И РЕЛИГИЙ

Чтобы не поддаваться односторонней информации, советую прочитать статью Максима Шевченко — православного человека, журналиста, знающего этнические проблемы, члена совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ.

Он опубликовал ее в те дни, когда федеральные политики и телеканалы требовали применить силу в Киеве и всюду искали предателей. Большинство мыслей Максим как будто вычитал из моего iPad. Он убежден, что стравливание народов и религий идет в интересах третьих сил, которые рассматривают Россию как свою колонию. Причины кризиса Украины он объясняет иначе, чем официальная пропаганда.

В благополучных странах никогда не доводят до крайности социальные и прочие противоречия. Украина, Грузия, страны Балтии, Польша, Молдова и другие бывшие собратья прошли через революции, некоторые попали в список заклятых недругов. Не понимаю, зачем России нужны недружественные соседи, обязательно ли, чтобы порядок у них устанавливали по нашему велению?

Нам самим тоже нельзя исключить революций, возможных у нас, пусть и в далеком будущем. Сейчас самый момент, чтобы протрезветь, подумать как следует о себе.