«...ИДЕТ ДИВИЗИЯ МИРОТВОРЧЕСКИХ СИЛ»

Сегодня татарстанцы наблюдали весьма впечатляющее и, надо признаться, тревожное зрелище: по трассам, ведущим к танковому полигону под Казанью, двигались огромные колонны военной техники. Свидетели, в том числе и корреспондент «БИЗНЕС Online», сообщают о военных машинах с автомобильными кодами 76 — это Уральский военный округ, 12 — пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ.

Один из казанских пользователей Twitter Василий Белов на трассе близ Алексеевска заметил колонну военной техники, в которой оказалось примерно полторы сотни машин. На бортах БТР и грузовиков красовались синие круги с желтыми буквами МС.

«В районе Алексеевска идет дивизия миротворческих сил полностью вооруженная в сторону Казани! — пишет он, сопровождая пост фотографиями. — Пока насчитал 150 машин и бронетранспортеров, но конца не видно! Очень много!», — описывает происходящее блогер.

В колонне оказались БТР, грузовики с личным составом, бензовозы и прочая техника военного назначения. Одна из колонн двигалась вдоль дороги, их не слишком спешное движение в сопровождении военной автоинспекции в тумане выглядело очень эффектно. В составе колонны было не менее 60 единиц военной техники, причем, как стала свидетелем немного позже корреспондент «БИЗНЕС Online», в какой-то момент «голова» колонны остановилась, чтобы подождать растянувшийся хвост.

Рядом с танковым полигоном корреспондент «БИЗНЕС Online» насчитала в разных частях 8 постовых, которые указывали направление колоннам. Причем, по признанию одного из них, прибытия военной техники они ждали еще со вчерашнего вечера. Часовые в светоотражающих жилетах и белых касках с красными звездами, впрочем, никаких подробностей учений не сообщили.

При этом на самом полигоне было замечено перемещение бронетехники.

БОЛЕЕ 300 ЕДИНИЦ БОЕВОЙ ТЕХНИКИ

Чуть позже министерство обороны России пояснило: сегодня более 300 единиц боевой техники совершают марш на полигон военного учебно-научного центра Сухопутных войск (ВУНЦ СВ), расположенный недалеко от Казани. «Высокомобильные подразделения после совершения марша на колесных бронетранспортерах и большегрузных автомобилях «Урал» немедленно приступят к выполнению учебно-боевых задач в условиях незнакомой местности», — сказано в сообщении минобороны РФ.

Марш военные совершают в рамках проверки боевой готовности войск Западного, Центрального военного округов (ЗВО, ЦВО) и Воздушно-десантных войск (ВДВ) 15-я и 23-я отдельные мотострелковые бригады 2-й армии ЦВО, которые на днях были приведены в высшую степень боевой готовности. Предполагается, что войска будут отрабатывать учебно-боевые задачи на незнакомой местности.

По прибытии на полигон под Казанью 15-й и 23-й отдельным мотострелковым бригадам 2-й армии ЦВО «предстоит выполнять задачи, уточненные офицерами генерального штаба Вооруженных сил РФ, контролирующими ход проверки», сказано в сообщении.

Напомним, что президент РФ Владимир Путин 26 февраля распорядился о проведении внезапной комплексной проверки боеготовности войск и сил Западного и Центрального военных округов.

По тревоге были внезапно подняты не только сухопутные войсковые части, но и части воздушно-космической обороны, ВДВ, дальней и военно-транспортной авиации. По словам министра обороны Сергея Шойгу, цель — проверка способности к действиям при разрешении «кризисных ситуаций, представляющих угрозу военной безопасности страны, а также антитеррористического, санитарно-эпидемиологического и техногенного характера».

Проверка будет проходить в два этапа. Первый — развертывание войск — должен был завершиться 27 февраля. Расстояния перемещения войск своим ходом — более 1 тыс. километров. С 28 февраля по 3 марта запланированы оперативно-тактические учения войск, в том числе авиации и флота. «Быть в готовности к осуществлению бомбометания на незнакомых полигонах», — цитирует пресс-служба минобороны слова Шойгу. 7 марта все соединения планируется вернуть на места постоянной дислокации.

Всего к проверке привлекаются около 150 тыс. человек. Будет задействовано до 90 самолетов, свыше 120 вертолетов, до 880 танков, свыше 1,2 тыс. единиц военной техники и до 80 кораблей и судов.

Проверка боевой готовности войск началась на фоне напряжения в Крыму, и многие ее начало связывают именно с ситуацией в Севастополе и Симферополе.

Отметим, что сегодня утром несколько очевидцев сообщили об участии в крупной аварии у международного аэропорта Казань также военных машин — об этом газете «БИЗНЕС Online» рассказали сразу несколько очевидцев случившегося. Цепочка аварий растянулась на сотни метров, среди пострадавших машин оказались два военных грузовика. Впрочем, официально эту информацию ни в ГИБДД, ни в МВД не подтвердили. «Возможно, они могли остановиться и помочь пострадавшим, сами понимаете, участок трассы оживленный, в тот момент очень многие останавливались на обочине, — пояснил замначальника пресс-службы МВД РФ по РТ Ленар Давлетшин. — Но данных о том, что они попали в ДТП, повторюсь еще раз, у нас нет».

«ПРИМЕРНО ТО ЖЕ САМОЕ ПРОИСХОДИТ В БОЕВЫХ УСЛОВИЯХ...»

Насколько необходимы подобные учения российской армии, и проходили ли элементы подобных кампаний в Казани? Об этом газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у экспертов.

Виктор Мураховский — главный редактор журнала «Военное обозрение»:

— Плановые учения проводятся дважды в год: в летнем и зимнем периоде обучения. Они завершаются обычно в конце периода и проходят на батальонном и бригадном уровне. Внеплановые учения проводятся по решению верховного главнокомандующего или министра обороны. К таким учениям могут привлекаться части любых родов войск и в том количестве, которое определяется в приказе.

О больших плановых маневрах известно обычно заранее, в прошлом году это были учения «Запад», в этом году будет «Восток». Сроки, цели и задачи их известны заранее.

А вот если учения в рамках внезапных проверок — командиры не знают ни мест их проведения, ни целей, ни задач. Армия работает в обстановке, приближенной к боевой.

Казань тоже участвовала в таких масштабных операциях армии. Например, курсанты танкового училища участвовали раньше в них регулярно. Это были и исследовательские учения с применением новейших на тот момент вертолетов Казанского вертолетного завода, и внеплановые мероприятия по тревоге, в том числе в тушении лесных пожаров. Это были 70-е годы. Так что внезапные учения — не новое, а хорошо забытое старое. И в течение последних десятилетий подобных мероприятий не проводилось.

И слава Богу, с приходом на пост президента Владимира Путина, с приходом Шойгу на пост главы минобороны такие мероприятия возобновились. Это очень важно. Только такие масштабные учения могут показать реальные возможности, реальный уровень боеготовности, боевой выучки войск. Примерно то же самое может происходить в условиях боевых — никто же сейчас не будет объявлять войну, это всегда происходит внезапно.

Игорь Коротченко — главный редактор журнала «Национальная оборона»:

— Что касается учений, то это внезапная проверка войск Западного и Центрального военных округов. Войска получают вводные, содержание которых заранее неизвестно, и должны отработать решение различных боевых задач, в том числе совершение марша, развертывание войск на незнакомых полигонах, выполнение стрельб и так далее. В целом подобного рода проверки позволяют наиболее достоверно судить о состоянии армии, флота, их готовности действовать в условиях внезапно начавшихся военных действий или других чрезвычайных обстоятельств. И, безусловно, это полезная и правильная практика, которая повышает боеготовность российской армии.

В данных учениях отработка боевых задач проводится по плану генштаба Вооруженных сил. Мероприятия могут проходить в любом субъекте Российской Федерации. На любых полигонах, где это необходимо. Поэтому нет ничего необычного, что учения проходят и под Казанью — в любом случае минобороны, используя полигоны, минимизирует возможные последствия для экологии, хозяйственной деятельности и так далее.