Профессор Санкт-Петербургского госуниверситета Валерий Возгрин считает, что крымские татары вряд ли способны стать катализатором каких-либо межэтнических столкновений в Крыму. По его мнению, они не заинтересованы в каких-либо конфликтах, и у них сегодня совсем другие проблемы, в частности, связанные с преодолением последствий депортации. Доктор исторических наук, автор четырехтомника «История крымских татар» в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о сегодняшнем положении, происхождении крымских татар и о том, почему название этого этноса можно считать историческим казусом.
«НИ В КАКИЕ КОНФЛИКТЫ СТАРАЮТСЯ НЕ ВСТУПАТЬ»
— Валерий Евгеньевич, вы много лет изучали историю крымских татар. Как складываются, на ваш взгляд, отношения крымских татар с русскими, которых в Крыму большинство, и с украинцами?
— Сейчас вроде все нормально. Но когда началось возвращение из ссылки в начале 90-х годов, крымским татарам не давали земли или давали где-то в голой степи, где нет даже воды. А там, где они жили до депортации, даже на окраинах городов им категорически отказывали в расселении, то есть селили там, где они никогда не жили, в пустынных степных районах. Поэтому им приходилось прибегать к самозахвату — селились там, где жили раньше, или поблизости. Даже если старики к этому времени умерли, детям они успели передать любовь именно к конкретному городу или селу.
После войны в Крыму населения осталось чуть больше 300 тысяч человек. Так что сейчас двухмиллионное население Крыма в основном — приезжие и их потомки. Это люди, которые не знали крымской традиционной культуры и не желали ее знать. Она была им чуждой, они пытались уничтожить то, что осталось от нее после сталинской «культурной революции». Сносились мечети, на места крымских кипарисов насаждались русские березки. Поэтому возращению крымских татар стали препятствовать: разрушались их скромные хижины, денег тогда не было, потому что на старых местах жилище за нормальную цену продать нельзя было. Сработал закон экономики: когда многие уезжают, цена моментально падает. То есть они приезжали бедными, строили скромные домики, а русские их разрушали. Но опять-таки никаких кровопролитных конфликтов не было. Еще раз повторяю: татары были настроены мирно, даже в той крайне тяжелой ситуации.
А сейчас никаких проблем межэтнических нет. Другое дело, что многие русские поддались влиянию агитации относительно того, что Крым надо возвращать России. Естественно, крымские татары этого не приемлют, они законопослушные, считают себя, как и раньше, гражданами Украины.
— Почему многие крымские татары поддерживают украинских националистов, которые захватили власть? Что их связывает?
— Во-первых, украинцы Киева и других областей не националисты, а такие же патриоты, как жители Пскова или Казани. Во-вторых, имеет место агрессия, а это уже неприемлемо. В-третьих, для мусульманина большой роли никогда не играло, кто их верховный правитель — мусульманин или христианин. Главное — они всегда были лояльны: если есть Белый царь (это было начиная с Екатерины II), то ему надо подчиняться. Крымские татары участвовали в войне 1812 года — целые полки были, в Первой мировой войне на стороне царя и позже во Второй мировой 60 тысяч крымских татар были на фронтах.
Стоит отличать административное подчинение, послушание и совсем другое дело —духовное подчинение. Когда еще была империя, для всех мусульман был один халиф, то есть духовный правитель — султан Турции. Так вот духовно они считали, что он владыка, а в светской жизни это Белый царь. Абсолютно без напряжения они признавали это. То же самое и сейчас: есть президент в Киеве, ему они остаются верны, будет новый президент — ему будут верны. Такая вот мирная установка у них.
— Как вам видится их будущее в связи с теми событиями, которые сейчас происходят на Украине?
— События ужасные, никто даже не мог ожидать такого от нашего правительства, но чувствуется, оно на все способно. Мои впечатления от этого шага не поддаются никакому описанию.
Крымские татары с самого начала выступали за мирное разрешение конфликта, я имею в виду общеукраинского. В Крыму никакого конфликта сначала не было, там абсолютно мирная ситуация была. Что эти 12 процентов от населения Крыма могли сделать против русских, которых там больше 50 процентов? Это какая-то из пальца высосанная причина. Они настроены чрезвычайно мирно и ни в какие конфликты стараются не вступать. Конфликт начался со вступлением в Бахчисарай и Симферополь российских отрядов. По сути, это была интервенция, но крымские татары на эту провокацию не поддались. Оттого не было ни жертв, ни повода для Кремля к новым репрессиям в Крыму.
«КРЫМ ВСЕГДА БЫЛ ПЛОТНО НАСЕЛЕН»
— Раскажите, кто они крымские татары. Об их происхождении и исторической роли очень много споров.
— Вопрос достаточно сложный. Крым всегда был плотно населен, это место, которое всегда привлекало людей, это была плотно населенная территория, в том числе к тому времени, когда в Крым прибыли азиатские тюрки. К этому времени в горном Крыму жило готское население начиная с III века. Остготы — это германцы, они занимали практически всю горную часть. На побережье жили греки, севернее жили венецианцы и генуэзцы, будущие итальянцы. А всего я насчитал более 30 племен и народов, которые находились в Крыму к тому моменту, как тюрки начали заселять Крым. Тюрков было относительно немного, однако это была господствующая нация, и постепенно все крымское население перешло на тюркский, крымско-татарский язык. Это примерно то же самое, что в Венесуэле, Перу, все говорят на испанском, но не являются испанцами, а являются аборигенами, по внешности их тоже сразу можно узнать. Поэтому нельзя считать крымских татар по крови азиатами — это первое. Второе: кое-где сохранились старые диалекты крымско-татарского языка. Единого диалекта нет: есть степной, горный и прибрежный диалекты. Они даже называют друг друга по-разному: таты, ногаи и так далее. Они и внешне различаются. Слабо населенная степная часть Крыма — это по большей части монголоиды, в основной плотно населенной части — это европеоиды, потомки старого аборигенного населения. Хотя все они говорят на крымско-татарском языке.
— Когда появился этноним «татары» в Крыму?
— Этноним возник приблизительно в XIII - XIV веках, может быть, в XV веке. В источниках об этом ничего не говорится. Сначала они называли себя тюрками, потом стали называть татарами, но это не самоназвание, их так называли окружающие, а постепенно это распространилось на все население, хотя это не совсем правильно.
КРЫМСКИЕ И ПОВОЛЖСКИЕ ТАТАРЫ: ЭТНОСЫ РАЗНЫЕ, А НАЗВАНИЕ ПОХОЖЕЕ
— Как же тогда правильно их называть? Есть же татары и в России, те же поволжские.
— Это совершенно разные этносы. У них кроме несколько схожего языка (тюркские языки имеют общие корни) больше ничего общего нет. Внешне они тоже не похожи. В Крыму европеоиды, очень много в горной части рыжих, белолицых, высоких — это явно потомки германцев, а на побережье они больше напоминают греков или турок, потому что турки тоже переселялись в Крым.
— Почему же так оказалось, что казанских и крымских татар называют одинаково — татары, хотя, как вы говорите, происхождение разное?
— Это историческое заблуждение, в истории много таких вещей. Этот исторический казус совершенно не соответствует действительности. Спросите у тех, кто в Казани, какая разница между татарами и башкирами? Название разное, а народ один, а здесь, наоборот, этносы разные, а название похожее.
Последние 10 лет в Крыму есть такое движение, которое пытается исправить эту историческую ошибку, они ввели новый этноним «крымцы». Казанские татары — это татары, раньше и азербайджанцев называли кавказскими татарами. Помните у Толстого в «Кавказском пленнике» татары? Хотя там татар не было, там были, судя по всему, чеченцы или азербайджанцы. Поэтому сейчас среди крымских татар идет мощное движение за новый этноним, чтобы не было путаницы. Когда встречаются несколько татар, всегда идет спор. Одни привыкли, что они крымские татары, язык крымско-татарский. А как иначе — крымский, что ли? Но это домашние споры, они не выходят из Крыма.
«В ТУРЦИИ НАСЧИТЫВАЕТСЯ 1,5 - 2 МИЛЛИОНА КРЫМСКИХ ТАТАР»
— По данным последней переписи, в Крыму всего 250 тысяч крымских татар. Почему так мало, ведь в мире их намного больше живет?
— Крымских татар чуть более 12 процентов от общего населения Крыма. Они переселялись за рубеж в огромном количестве, это было начиная с аннексии Крыма России в конце XVIII века, тогда сразу уехали полтора миллиона. Потом это было в 1803 году, потом в конце XIX века, когда на крымских татар распространили воинскую повинность. А воинская повинность, сами знаете, что такое для мусульман: его и свининой кормить будут, и издеваться. Татары этого не хотели, они бежали в Турцию. А в начале XIX века Турцией были и Болгария, и Румыния, поэтому сейчас на границе этих двух государств есть крупные диаспоры крымских татар, есть целые села и мечети, язык отчасти сохранился. Это Добруджа — наполовину румынская, наполовину болгарская, вот они на границе там и живут сейчас. А в Турции насчитывается 1,5 - 2 миллиона крымских татар. Это гораздо больше, чем в бывшем Советском Союзе. В местах ссылки также много осталось крымских татар. Главным образом в Узбекистане, хотя есть и в Казахстане, Киргизии, Зауралье и даже в Московской области. В мае 1944 года была массовая депортация крымских татар. Тогда нужно было как-то оправдать высылку коренного народа с его исторической родины, вот и придумали басню о поголовном предательстве. На самом деле с немцами сотрудничала исчезающе малая часть народа. Впрочем, это была общая картина во всех оккупированных частях Советского Союза, всегда находились люди, которые сотрудничали с немцами.
— Почему тогда крымских татар так далеко депортировали?
— А почему депортировали часть кавказских народов, где даже и оккупации не было, заодно с чеченцами и ингушами? Просто нужно было очистить местность. У Сталина были планы по вторжению в Турцию, это давно известно, и в 42-м году, и в 46-м году он к этому готовился. Надо было очистить тылы, поэтому от крымских и кавказских тюрков избавлялись.
«КРЫМСКИМ ТАТАРАМ БЫЛО ЗАПРЕЩЕНО УЧИТЬСЯ В ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗАХ»
— Нынешние крымские татары, которые живут именно в Крыму, по вашим оценкам, насколько сохранили свои культуру, язык?
— Начнем с того, что для крымских татар в ссылке (а это было до начала 90-х годов, когда большая часть из них вернулась) были созданы такие условия, я имею в виду комендантские зоны, что им было запрещено выезжать куда бы то ни было, даже в пределах Узбекистана. Не все они могли получить образование, и вообще крымским татарам было запрещено учиться в гуманитарных вузах. Технический — пожалуйста, будь химиком или инженером, а вот историком, филологом или, не дай Бог, философом было запрещено.
— Почему?
— Для подавления творческих сил народа, чтобы не было специалистов по той же истории своего народа. Но среди них была такая тяга к знаниям, что они занимались самообразованием. Сейчас в Крыму есть довольно много историков — крымских татар, но это больше молодое поколение, хотя и среди стариков есть люди, которые всеми путями пытались получить образование. Вот, к примеру, есть такая Адиле Эмирова — доктор наук, профессор, специалист по русской филологии. Среди русских Крыма нет такого второго, а она, как русист, авторитет мирового масштаба. Есть и много историков, археологов, этнографов. То есть они вопреки всему, вопреки сталинским драконовским мерам стремились к обучению. И сейчас эта тяга огромна.
Вы спросили про современную ситуацию. Это продолжается — очень велико стремление к образованию, оно больше среднего. Что же касается уровня традиционной культуры, в частности, декоративно-прикладного искусства, то на знаменитых Парижских выставках в начале прошлого века крымцы получали золотые медали. Культура как народная, так и высокая была на высоком, развитом уровне. Они по праву гордятся своей культурой, своей великой историей, своим вкладом в культурное наследие огромного региона. Я имею в виду ближневосточно-средиземноморскую цивилизационную платформу. Но плохо то, что крымская молодежь язык свой хуже знает, чем старики. Многие стараются по-русски говорить.
Справка
Валерий Возгрин родился в 1939 году в Симферополе. В 1967 году он окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета, а в 1977 году Возгрин защитил кандидатскую диссертацию по теме «Русско-датские отношения в 1697 - 1714 годах» (научный руководитель — профессор И.П. Шаскольский). В 1988 году ему было присвоено ученое звание старшего научного сотрудника. В 1989 году Возгрин защитил докторскую диссертацию по теме «Россия и европейские страны в годы Северной войны (история дипломатических отношений в 1697 - 1710 годах)» (научный руководитель — профессор И.П. Шаскольский). В 1991 году Валерий Евгеньевич был избран членом Королевской датской академии наук.
С 1998 года руководит научно-исследовательским центром «Меншиковский институт» (Санкт-Петербург). С 2006 года — доцент, затем профессор кафедры истории Нового и новейшего времени Санкт-Петербургского государственного университета.
Возгрин является автором ряда учебно-методических пособий и монографий, автором более 150 научных работ, изданных в России, Украине, Дании, Норвегии, Германии, Эстонии, Финляндии, Турции, Италии. В сферу его научных интересов входят история дипломатии Нового времени, Россия XVIII века, история дипломатии и культуры скандинавских стран, история Крымского ханства, европейского крестьянства и Гренландии.
В 2013 году был опубликован четырехтомник «История крымских татар», автором которого является Возгрин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 94
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.