111.jpg
Сергей Иванов: «Создание единого круизного центра — ход абсолютно нормальный, потому что это, как в торговом центре, выгодно как для продавца, так и для покупателя, которому не надо мотаться в несколько мест»

«ЧТОБЫ ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ ТУРИСТАМ, БЫЛА ПОЛНОЙ И ИСТОРИЧЕСКИ ПРАВДИВОЙ»

Ожидая начала совещания, его участники — топ-менеджеры пятерки крупнейших круизных компаний-туроператоров Поволжья — начали было делиться было прогнозами на предстоящий сезон, как в конферец-зал министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ стремительно вошел глава новоиспеченного республиканского агентства по туризму Сергей Иванов (напомним, президент РТ подписал соответствующие указы на минувшей неделе).

Объяснив 15-минутную задержку занятостью на совещании в фонде «Возрождение» (возрождающим два наиболее востребованных турпродукта Татарстана — Болгар и Свияжск), Иванов деловито и кратко произнес вводную речь. Он напомнил, что на теплоходах в Казань прибывает «достаточно большое количество туристов», отметил положительную динамику прошлого года (по данным минмолодежи РТ, число круизных туристов в 2013-м в речном порту столицы РТ выросло впервые за два года, причем более чем в 1,5 раза — с 71 тыс. до 115 тыс. человек) и назвал три составляющих успешного круизного турпродукта, применимых, пожалуй, к любому отдыху на воде: разнообразие, безопасность и комфортность.

— Наша задача — сделать так, чтобы максимальное количество объектов посещалось, чтобы информация, предоставляемая туристам, была полной и исторически правдивой, — заключил Иванов, несколько удивив корреспондента «БИЗНЕС Online» последним акцентом.

Впрочем, резать правду-матку решили и участники рынка — и здесь надежды агентства несколько разошлись с реальностью.

«ПОКА ЕСТЬ БОЯЗНЬ СТАВИТЬ ПОЛНОСТЬЮ НА КАЗАНЬ»

— В навигации 2014 года у нас не планируется отдельная группа, которая бы базировалась в Казани, но Казань имеет возможность посадки туристов на теплоходы, которыми мы управляем в других регионах, это прежде всего Самара и Нижний Новгород, — сообщила региональный представитель компании «Инфофлот» Оксана Орехова. По ее словам, в перспективе рассматривается возможность фрахтовки отдельного теплохода для столицы РТ, но пока «есть боязнь, что спрос не настолько велик, чтобы ставить отдельное судно», поэтому компания в этом году решила ограничиться увеличением региональных блоков.

— Насколько планируете увеличить? — поинтересовался Иванов.

— По сравнению с прошлым годом процентов на 30, — конкретизировала Орехова.

Планы по казанскому направлению другой федеральной туркомпании — «Водоход» — оказались «урезанными» ровно в той же степени.

— В прошлом году мы поставили один четырехпалубный теплоход исключительно на Казань, но оказалось, что рынок пока не готов, возможно, в силу всем известных негативных событий (с «Булгарией»авт.), — рассказала начальник отдела внутреннего туризма «Водохода» Наталья Кадырова. — Результат 2013 года нас не впечатлил. Поэтому в предстоящем сезоне блок мест по Казани сократился на 30 - 40 процентов, и наш теплоход «Семен Буденый» теперь поделен между Казанью и Самарой.

Оксана Орехова (слева) сообщила, что в навигации 2014 года не планируется отдельная группа, которая бы базировалась в Казани

«НЕТ В КАЗАНИ РЕЧНОГО ВОКЗАЛА — БЕТОН ДА ЗЕМЛЯ»

Подчеркнув, что 50 лет — не возраст для теплохода, «машину можно за год «убить», генеральный директор туркомпании «Волжские путешествия» Вячеслав Самолин заявил, что за последние два года заметно ужесточился надзор за речными круизами. И все бы ничего, но, по словам Самолина, фирмам, занятым ремонтом, тем более ремонтом ключевых узлов двигателя, не мешало бы оказаться в реестре признанных (или, как сейчас модно говорить, аккредитованных) Речным регистром. Также не ясен до конца главе туркомпании «Волжские путешествия» смысл обязательной установки на судах ГЛОНАСС: «Местонахождение теплохода и по GPRS узнать можно. Вопрос в том, где он (ГЛОНАССавт.) будет работать. А 700 тысяч — хочешь не хочешь, а отдай», — поделился наболевшим Самолин.

Тему ужесточения условий оказания круизных услуг продолжил и директор филиала СК «Татфлот» Эдуард Хайруллин. По его словам, за последние два года появилось очень много новых документов: «Теперь нужны договора по страхованию пассажиров, экипажа, судна, а лицензирование судов проводится списком — если вводится новое судно, нужно переутверждать весь список». Хайруллин сообщил, что многие нововведения продиктованы требованиями нового федерального закона о транспортной безопасности, и далее пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что установленные в речном порту к Универсиаде зеленые заборы в обозримом будущем демонтироваться не будут.

Эдуард Хайруллин и Вячеслав Самолин

Также представитель «Татфлота» без энтузиазма отнесся к вполне логичному предложению представителей туркомпаний и Иванова организовать единый офис продаж круизных турпутевок на месте, то есть непосредственно в речном порту. Аргумент был прост: не прибрано у нас, да и негде.

— У нас только простой двухэтажный домик (речь о здании пригородных касс речпорта ред.), не проще ли виртуальный офис продаж сделать? — предложил Хайруллин. Что до здания речного вокзала, то, по словам директора филиала СК «Татфлот», там до сих пор «разгром полнейший, бетон и земля». Кроме того, по требованиям нового закона о транспортной безопасности, разогнали всю торговлю на набережной.

— Не проще ли ремонт сделать в здании касс? — парировал Самолин.

— В каждом речном вокзале есть офис продаж турпутевок, кроме Казани, — поддержала коллегу Орехова.

Нет в Казани речного вокзала, — констатировал Хайруллин. Кроме того, оказалось, что «Татфлот» не может решить вопрос с организацией единого офиса продаж, поскольку они хозяева земли только возле причала, остальное принадлежит городу — с него, мол, и спрос. Тем не менее Иванов обратился к председателю комитета внешних связей и туризма исполкома Казани Ивану Кадошникову (хотя тот пояснение Хайруллина никак не прокомментировал) с предложением выезда на место и рассмотрения возможности размещения такого единого круизного центра на территории казанского речного порта.

«НЕ ПРОСТО КАЖДЫЙ ИЗ НАС ПРОПИАРИТ СВОЙ ТЕПЛОХОД, А МЫ ВМЕСТЕ ПОКАЖЕМ, НАСКОЛЬКО ЭТО БЕЗОПАСНЫЙ И ПРИЯТНЫЙ ОТДЫХ»

Несколько более оптимистичными оказались надежды-2014 на Казань туркомпании «Спутник-Гермес»: как призналась директор казанского офиса «СГ» Лариса Шарыгина, они просто перебороли свой страх, поставив в этом сезоне специально на Казань обновленный четырехпалубный «Федор Панферов». Помимо того, в активе компании «Спутник-Гермес» в этом сезоне — трехпалубный «Валерий Чкалов», «брат-близнец» Панферова четырехпалубный «Разумовский» и также четырехпалубник «Федор Достоевский». По ее словам, результаты брони «несколько лучше, чем в прошлом году», но дальнейший результат зависит от командной работы участников рынка.

— Не просто каждый из нас пропиарит свой теплоход, а мы вместе сможем показать, насколько это интересно, насколько это безопасный и приятный отдых, — предложила Шарыгина.

В этом контексте весьма актуальным оказалось предложение Иванова об организации в начале сезона навиации-2014 туристического рейда по теплоходам — как выяснилось, подобные мероприятия давно и успешно проводятся в той же Самаре. Предполагается, что в обозначенный день и час в речном порту Казани встанут на якорь 6 - 7 теплоходов — от каждого заинтересованного туроператора — и не менее заинтересованные туристы смогут по ним прогуляться, осмотреть интерьер плавучего «дома отдыха», познакомится с командой, изучить культурную программу, меню ресторана и, конечно же, приобрести здесь же путевки по специальным льготным ценам.

— Нужна атмосфера праздника! Тем более Казань все еще никак не может перешагнуть рубеж после «Булгарии», — признала Орехова.

Участники рынка горячо поддержали инициативу, и даже «Татфлот» оказался готов к сотрудничеству. В итоге глава агентства по туризму РТ призвал турменеджеров «договориться между собой, назначив день и час», а мы, мол, поддержим организационно и информационно. Заодно, по словам Иванова, можно будет «продвинуть» и экскурсионную программу «Казань плюс», предложенную разработчиками мастер-плана развития туризма в Татарстане из австрийской консалтинговой компании Kohl&Partner.

— Ваша задача — соединить землю и теплоход, — резюмировал глава агентства по туризму РТ, поставив задачу до конца марта сформировать соответствующий турпродукт. Напомним, что по программе, которая должна быть принята в течение двух-трех месяцев, к 2020 году турпоток необходимо удвоить. Он должен достичь 3,5 млн. человек, то есть фактически речь идет о том, что каждый год в Татарстан будет въезжать целое население республики. Это те люди, которые приедут с ночевкой в Татарстан. В 2014 году Иванов надеется на удержание роста въездного туризма на уровне прошлого года, то есть 15%.

Совещание закончилось, Иванов удалился, а участники рынка еще долго не расходились, обсуждая проблемы и практические детали продвижения круизного турпродукта столицы РТ.

«СЕГОДНЯ МЫ СЧАСТЛИВЫ, ЕСЛИ 90 СУТОК РАБОТАЕМ! ПОТОМУ ЧТО ЦЕНЫ РАСТУТ — НА ТОПЛИВО, НА ЕДУ, НА ОБСЛУЖИВАНИЕ...»

Эдуард Хайруллин — директор филиала ОАО «СК «Татфлот»:

— Каждое время диктует свои действия. Очевидно, что когда случилось такое несчастье (крушение «Булгарии»авт.), то ужесточение требований оправдано, если оно приносит пользу... Дело не в том, что суда не заполняются. В свое время наш теплоход «Сергей Миронов» заполнялся очень хорошо, и есть много звонков от туристов, которые у нас отдыхали и нам говорят: «Возвращайте нам «Миронова»!» Но, к сожалению, теплоходы старые, 1962 года постройки, и хотя большой ремонт сделан, самая большая сложность — это предъявление судна контролирующим органам. Сейчас требования намного жестче.

За набережную я отвечать не могу — то, что она сейчас огорожена в соответствии с федеральным законом по транспортной безопасности и при посадке пассажиры досматриваются, возможно, некомфортно, но мы ничего сделать не можем, поскольку это требования закона. Заборы возле причалов? Нет, они остаются.

Вячеслав Самолин — генеральный директор туркомпании «Волжские путешествия»:

— До «добулгарского» уровня спроса мы еще не дошли. Круизы раскручивать не надо! В советское время 22 апреля выходил флагман из Нижнего Новгорода — это начиналась навигация, заканчивалась она 4 - 5 ноября. А сегодня мы счастливы, если 90 суток работаем! Потому что цены растут: на топливо за 12 лет — в 9 раз! А мы не подняли цены на путевки в 9 раз, понимаете?! Я думаю, что если все здесь сидящие по 5 - 6 процентов маржи получают, то это уже счастье!

Помнится, через неделю после трагедии с «Булгарией» наш «гарант Конституции» заявил, что все теплоходы старше 50 лет должны быть порезаны на металлолом. Что же до сих пор не порезаны?! Потому что других нет! Тем более что «гаранту», видимо, не сказали, что теплоход рассчитан на 100 лет работы минимум. А суд по «Булгарии» уже превратился в фарс. Некого судить.

Оксана Орехова — региональный руководитель туркомпании «Инфофлот»:

— Почему в других регионах, как ни крути, спрос на круизы растет? В Москве люди ездят отдыхать, в Питере, в Нижнем Новгороде... Нужна поддержка непосредственно от органов власти, которые имеют отношение к туризму. Продвижение на местах везде, кроме Казани, сильнее работает, однозначно. Большие круизные праздники — это привнесенное из других регионов, где это давало хороший результат. Во многих городах речные вокзалы в плачевном состоянии, но набережные работают, там развернута торговля. Пока речной порт — это место, куда страшно пройти после семи часов вечера. А по большому счету это место прогулок, достояние Казани.

В других регионах паника в соцсетях давно прошла, а здесь еще продолжается. Да что говорить, дай в соцсетях в группах Альметьевска, Нижнекамска фото любого корабля, и первый же комментарий, который ты увидишь: «Вторая «Булгария». И неважно, что за корабль, неважно, кто владеет кораблем. А для того чтобы эти мифы развеять, нужно работать! Самолеты тоже падают, но это не значит, что на них нельзя летать! Я попросила чиновников выступить на этом большом круизном празднике, чтобы они сказали: ребята, нельзя судить по одному инциденту, на что я услышала ответ: «А кто это будет говорить?! А кто даст стопроцентную гарантию, что завтра какой-нибудь теплоход не потонет?» А кто даст гарантию, что завтра какой-нибудь самолет не упадет?!

Серей Иванов — руководитель агентства по туризму РТ:

— Создание единого круизного центра — ход абсолютно нормальный, потому что это, как в торговом центре, выгодно как для продавца, так и для покупателя, которому не надо мотаться в несколько мест. Часто в интернете тяжело купить путевку в речной круиз, поскольку это не совсем стандартизированный товар. Состояние, сам состав теплоходов меняются. Например, в прошлом году не было этого теплохода на рынке Казани, а в этом он появился, получить о нем достоверную информацию не всегда просто, все равно надо приехать в компанию и поговорить с менеджером, который продает.

Наша задача — не рекламировать для казанцев просто прогулки по Волге. Это задача в основном крупных круизных компаний. Наш интерес в том, чтобы рынок как можно больше развивался, чтобы мы получали как можно больше экскурсантов. Кроме того, чтобы люди, которые прибыли в Казань с турцелями, имели возможность купить быстро и качественно такую путевку и прокатиться вверх и вниз по Волге.

Сейчас мы согласовываем в заинтересованных министерствах программу развития туризма и гостеприммства, которая, собственно говоря, построена на рекомедациях австрийской компании Kohl&Partner. Мы сделали акценты на мероприятия, на которые они нас ориентировали. Да, они говорили, что ресурс у Волги колоссальный, в то же время нужно использовать объекты, значимые для республики.