ВЛАСТЬ ШАГОВОЙ ДОСТУПНОСТИ

150 лет назад, в 1864 году, Александром II Освободителем была провозглашена знаменитая земская реформа. Положение начиналось словами: «Признавая за благо призвать к ближайшему участию в заведывании делами, относящимися до хозяйственных польз и нужд каждой губернии и каждого уезда, местное их население, посредством избираемых от оного лиц...» Уже тогда подчеркивалось, что местная власть должна быть не политической, а хозяйственной.

По большому счету с той поры реформа местного самоуправления в истории нашей страны не прекращалась и с переменным успехом продолжается до сих пор. Сегодня она приобретает современное звучание в тексте законопроекта об уточнении общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Напомню, что разработка законопроекта велась во исполнение поручения президента РФ, сформулированного им в послании 12 декабря 2013 года. Упомянутый законопроект носит рамочный характер. До 11 апреля каждый из 83 субъектов Российской Федерации может направить на проект закона свои поправки. Затем текст еще раз хорошенько прополоскают через парламентскую группу по реформе МСУ, координационные органы муниципалов, выжмут журналисты на страницах газет. Надеюсь, что в сухом остатке получится только здравый смысл и требование времени. Поэтому те, кто видит в законе политическую подоплеку, глубоко заблуждаются. «Единая Россия» не боится конкурентов на муниципальном уровне, и выборы мэров никто не отменял. Основные критики законопроекта сами никогда в выборах мэра не участвовали и вряд ли будут. Им лишь бы сказать: «А Баба-Яга против!»

НЕ ХВАТАЕТ ГРАМОТНЫХ УРБАНИСТОВ

Оппозиционеры не хотят и не умеют, что называется, работать на земле, и поэтому боятся выдвигать свои кандидатуры на муниципальном уровне. Новые правила, наоборот, предполагают увеличение количества муниципальных депутатов. Их роль в вертикали власти увеличится, но и ответственность за решение проблем тоже вырастет. Нужны, в хорошем смысле, грамотные урбанисты, а не креаклы-пустословы.

Вводится двухступенчатый принцип выборности — граждане голосуют за депутатов, а депутаты из своего корпуса определяют, кто будет главой городского округа. Кстати, название должности «мэр» происходит от латинского «maior», означающего «старший», «великий». Так вот нужны не «великие», а главные, от слова «голова», т.е. компетентные, профессиональные. Никто не мешает действующим мэрам избраться депутатами и возглавить городские округа. Администрацией городского округа будет заведовать муниципальный служащий, выбираемый на должность по конкурсу.

С другой стороны, мы видим, что города разрастаются, население увеличивается, происходит формальное и буквальное отдаление органов МСУ от нужд граждан. Реформа МСУ призвана удовлетворить запрос общества — местная власть должна быть в шаговой доступности.

Вопросы, где, как и сколько будет депутатов, как и самих городских округов и районов, еще предстоит решать регионам. Очевидно, что изменения коснутся Казани и, возможно, Набережных Челнов. Самое главное, что произойдет перепрошивка полномочий и их финансового обеспечения. Самоуправление должно быть уместным, а полномочия обеспечены достаточным количеством ресурсов в бюджетах.

В остальном не секрет, что сити-менеджеры, городские округа — это все уже существует в российской действительности. Законодатель только оформляет сложившуюся практику и проводит работу над ошибками.