И ВСЕ-ТАКИ «СВЯЗЬИНВЕСТНЕФТЕХИМ»...

Как сообщил источник «БИЗНЕС Online» в авиатранспортной отрасли РТ, 6 марта коллективу ОАО «Ак Барс Аэро» (АБА) был представлен новый исполнительный директор. Им стал 56-летний Васил Каюмов. В 2007 - 2013 годах он был генеральным директором ОАО «КАПО им. Горбунова», а до недавнего времени — советником президента ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), где отвечал за вопросы реструктуризации непрофильных активов.

Напомним, должность исполнительного директора появилась в АБА только в этом году. 3 февраля на нее был назначен бывший директор «ВымпелКома» по развитию корпоративного бизнеса в регионах Руслан Максудов. Как сообщал источник «БИЗНЕС Online», в ведение исполнительного директора передавались такие критичные направления, как коммерция и финансы. Опыта в авиатранспортной сфере у Максудова не было — по образованию он радиоэлектронщик. Коллективу свое назначение он объяснил тем, что его «попросила республика». Эксперты тогда предположили, что для АБА ищут «человека со стороны», способного объективно и решительно проводить болезненные преобразования. Вместе с тем, высказывалось удивление насчет того, что может сделать на таком ответственном посту человек, незнакомый с «устройством» авиатранспортной отрасли, если только он не окружит себя профильными специалистами?

Как сообщил источник, Максудов подал заявление об уходе по состоянию здоровья. Также собеседник «БИЗНЕС Online» рассказал, что Каюмова представлял генеральный директор ОАО «Связьинвестнефтехим» (СИНХ) Валерий Сорокин. Этот факт подтверждает информацию нашего издания, что будущим хозяином АБА является СИНХ (компания владеет 19,9% акций ХК «Ак Барс» и 27,7% крупнейшего кредитора АБА — ОАО «АК БАРС» БАНК).

ИЗ АВТОМОБИЛИСТОВ В АВИАЦИОНЩИКИ

Каюмов, как и Максудов, ранее не работал в авиатранспортной отрасли. Свой трудовой путь он начал в 1981 году на ОАО «КАМАЗ». Прошел путь до заместителя директора по планированию и обеспечению, директора центра продаж автомобилей департамента ресурсов, генерального директора ОАО «Завод микролитражных автомобилей» (ЗМА), первого заместителя генерального директора — исполнительного директора КАМАЗа.

Далее карьера Каюмова сделала резкий поворот: 16 октября 2007 года он был представлен как новый генеральный директор КАПО (с 1996 года завод возглавлял Наиль Хайруллин). Представляя Каюмова, Рустам Минниханов (тогда премьер-министр РТ) выразил надежду, что новый руководитель сможет вывести завод на качественно новый уровень. Мэр Казани Ильсур Метшин отметил, что Каюмов — один из лучших кризисных менеджеров, при участии которого ежегодный выпуск автомобилей на КАМАЗе увеличился с 24 тыс. до 50 тысяч. А тогдашний глава ОАК Алексей Федоров заявил, что КАПО предстоит пройти тяжелейший путь восстановления мощностей и объемов производства.

Совершенно очевидно, что ничего такого не произошло. Но, как полагают эксперты, вряд ли Каюмов мог сделать больше, чем сделал. Во-первых, директора заводов ОАК к тому времени потеряли какую-либо самостоятельность. Во-вторых, КАПО — один из самых проблемных активов ОАК, и судьба предприятия зависит прежде всего от стабильности финансирования в рамках гособоронзаказа. Среди знаковых событий 5-летнего правления Каюмова можно отметить передачу ВВС крайнего нового Ту-160 (из советских заделов); вхождение КАПО в ОАК, ввод в эксплуатацию первых специальных Ту-214 для управделами президента РФ; закрытие программы коммерческих Ту-214; решение о строительстве на территории КАПО завода «КАПО Композит»; заявление премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о создании на базе КАПО производства военно-транспортного самолета Ан-70.

Год назад, 2 марта 2013-го, коллективу КАПО представили нового гендиректора — президента «ОАО «Туполев» Александра Бобрышева. А Каюмов стал советником президента ОАК Михаила Погосяна по реструктуризации непрофильных активов (отметим, что одна из главных идей в этом русле — о создании на базе КАПО авиатехнопарка — так и не реализована). Глава ОАК тогда отметил, что Каюмов и его команда «приложили много усилий для того, чтобы модернизировать систему управления, оптимизировать издержки». По всей видимости, нечто подобное Каюмову предстоит сделать и в АБА.

«ВСЕ СМЕШАЛОСЬ: КОНИ, ЛЮДИ, КОПЫТА, РОГА...»

В последнее время руководство АБА крайне неохотно идет на контакт с прессой, но «БИЗНЕС Online» удалось задать Каюмову несколько вопросов.

— Васил Кадымович, какие задачи перед вами поставили, когда назначали на новую должность?

— Какие передо мной ставят задачи? Как всегда — разгребать. Так было на ЗМА, на КАМАЗе, на КАПО.

— Что-то вроде кризисного менеджера?

— Да.

— Кто ставил задачу?

— Президент Татарстана.

— Вас представлял Валерий Сорокин. На какой стадии находится процесс перехода авиакомпании из холдинговой компании «Ак Барс» в «Связьинфестнефтехим»?

— Он только начался.

— Как вы отреагировали на предложение стать исполнительным директором «Ак Барс Аэро»?

— Сначала переговорил с премьер-министром. Он сказал, что ситуация такая-то, надо... Когда меня первый президент в 2007 году приглашал на КАПО, сказал: «Надо». Вот и второй президент тоже сказал: «Надо». У нас в республике принято: если ты считаешь, что ты житель Татарстана... Я себя связываю с республикой, поэтому...

— Каковы впечатления от состояния дел в «Ак Барс Аэро»?

— Самые удручающие. Но что делать? Будем работать... Конечно, во многом это не вина компании, а ее беда. Тут ведь и наслоение произошло: «Ак Барс Аэро», ликвидирующаяся авиакомпания «Татарстан». Как говорится, кони, люди, копыта, рога — все смешалось.

— Ваши первые шаги?

— Было бы невероятным за неделю революцию совершить. Пока надо элементарно с аппаратом определиться — научить людей элементарно не только слышать, но и слушаться, и отвечать за свои дела. Дело осложняется наслоением «культур» авиакомпаний, постоянной сменой руководителей.

— Нашли общий язык с генеральным директором Петром Трубаевым?

— Конечно, есть определенные человеческие нюансы. С одной стороны, на меня возлагают специфические задачи, с другой, у компании есть руководитель. Понятно, что все надо как-то соблюсти, потому что на предприятии есть один директор. Поэтому... В свое время Минтимер Шарипович на мое возражение «Я ведь автомобилестроитель, а вы меня — в авиацию» сказал лестные, конечно, слова: «Мы знаем, как ты можешь относиться к людям». Пока действую с позиций «не навреди», хотя на меня и повесили вопросы, в которых надо «выкручивать». Петр Владимирович — летчик, профессионал с высокой буквы, но в некоторых вопросах, организационных, менеджерских, есть проблемные моменты. Надо помогать.

— Какие конкретно вопросы в вашем ведении?

— Почти все. Кроме летной и инженерно-авиационной работы. Но, не вникая в них, руководить нельзя. Поэтому в летную постепенно вникаю, инженерно-авиационная в какой-то мере понятна. Остальное — экономика, финансы, юристы, кадры — в моем ведении. Я не ломаю то, что Руслан Максудов с Петром Трубаевым сформировали.

— Акции «Ак Барс Аэро» будут переданы в «Связьинвестнефтехим»?

— Будут проведены корпоративные мероприятия, чтобы контроль от холдинговой компании «Ак Барс» перешел к «Связьинвестнефтехиму».

— Когда завершится процесс?

— Это вопросы минземимущества, «Ак Барс Холдинга», «Связьинвестнефтехима».

— Авиакомпания сохранится?

— Когда президент ставил мне задачу, сказал: «Я бы хотел, чтобы республиканская авиакомпания сохранилась». Задача очень трудная — пока экономики здесь не видно, но будем работать.

КАРТ-БЛАНШ НА ЖЕСТКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ?

Авиаторы РТ отнеслись к новости о назначении Каюмова в целом единодушно. «Пути Господни неисповедимы», — таков был смысл их высказываний в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Главный редактор отраслевого портала Aviaru.net Роман Гусаров указал на то, что авиастроение и авиаперевозки настолько разные по своей природе вещи, что в управлении ими нет ничего общего. «Бизнес авиаперевозок — более тонкая материя, в ней непросто разобраться, — считает эксперт. — Чтобы быть кризисным управляющим, надо обладать немалым опытом управления авиакомпаниями».

Главный редактор портала «АвиаПорт.Ru» Олег Пантелеев напомнил, что «миграции» менеджеров между авиапромом и авиатранспортом известны (например, экс-генерал ПВО Василий Александров сначала стал руководителем АНТК им. Туполева, а потом директором аэропорта Внуково). Но в случае с Каюмовым вопрос в другом: «Республиканским властям и собственникам компании важно, чтобы это был человек, которому они доверяют и которому можно дать карт-бланш на проведение достаточно жестких преобразований», — уверен Пантелеев.

А вот эксперт ИХ «Финам» Алексей Захаров полагает ошибочным утверждать, что Каюмов — чужой в авиатранспортной отрасли: «При Каюмове казанский завод выпускал пассажирские самолеты Ту-214. Кроме того, КАПО активно занималось подготовкой производства ближнемагистрального Ту-334. Соответственно, директор не мог не быть в курсе, хотя бы «по верхам», деятельности авиаперевозчиков. Уж во всяком случае, он намного лучше разбирается в деятельности гражданской авиации, чем «эффективный менеджер» Максудов. Кроме того, Каюмов имеет опыт работы на КАМАЗе, а команда управленцев автозавода, на мой взгляд, сильна, и работа в ней — хорошая школа». Кроме того, Захаров положительно оценил опыт работы Каюмова на КАПО, а также напомнил о ставке РТ на «республиканские кадры»: «У правительства Татарстана с учетом проводимой им политики опоры на республиканские кадры не настолько богат выбор управленцев, способных справиться с находящейся в непростой ситуации авиакомпанией. На мой взгляд, назначение Каюмова — хороший ход, он может оказаться адекватным исполнительным директором».

Очень полезной может оказаться еще одна черта Каюмова. Характеризуя его деятельность на КАПО, советник премьер-министра РТ Назир Киреев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» среди прочего отметил: «С приходом Каюмова картина на заводе стала представляться именно так, какой она была. Он не пытался что-то скрывать». Сдается, что сегодня для авиатранспортной отрасли РТ это немаловажно.