Ваххабиты в Татарстане есть, но считать нашу республику едва ли не частью ваххабитского фронта, как это утверждают некоторые федеральные издания и псевдоэксперты, – это явное преувеличение, уверен профессор Айдар Хабутдинов, написавший на эту тему материал специально для «БИЗНЕС Online». Кому и зачем нужно раздувать проблему ваххабитов, и использовать в этих целях даже трагическую гибель Василисы Галициной?..

ЯКОБЫ ЭТО ЧАСТЬ ЕДИНОГО ВАХХАБИТСКОГО ФРОНТА

В последнее время на страницах ряда изданий и некоторыми псевдоэкспертами Татарстан объявлен регионом, где идет настоящая война, якобы это часть единого ваххабитского фронта, который якобы образовался от Дагестана до Татарстана. В ответ на призывы дать анализ существующей ситуации нам отвечают, что других экспертов, обсуждающих эту проблему нет. Мягко говоря, это лукавство. Тема ваххабизма в Волго-Уральском регионе, в частности в Татарстане, поднималась как минимум с 2000 года, как мною, так и профессорами Г. Косачом (тогда ИСАА при МГУ) и Р. Набиевым (тогда председателем Совета по делам религий при кабмине РТ). После вторжения террористов в Дагестан в сентябре 1999 года, одновременных взрывов в российских городах, теракта на газопроводе под Кукмором в 150 км от Казани в декабре 1999 года общество Татарстана вполне адекватно восприняло эти угрозы. Радикальные проповедники, обосновавшиеся здесь, были высланы, был наведен определенный порядок в медресе. Но потом общество усыпили утверждением, что ваххабиты и другие радикалы исчезли навсегда. Однако часть из них только затаилась. Пробуждение и осознание ситуации началось после ухода Минтимера Шаймиева с поста президента Татарстана в марте 2010 года и особенно после избрания Ильдуса Файзова муфтием Татарстана в апреле 2011года.

Беспокойство обострилось особенно после прошлогодних терактов, приведших к гибели заведующего учебным отделом Духовного управления мусульман Татарстана Валиуллы Якупова. Прогнозы один страшнее другого, обвинения в адрес властей Татарстана (кстати, федеральных чиновников, назначенных Москвой), утверждения о массовой ваххабизации и хизб-ут-тахриризации Татарстана стали общим местом в федеральных СМИ.

МИГРАНТЫ СТАНОВЯТСЯ ЖЕРТВОЙ… ПРОПАГАНДЫ РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМИЗМА

Так что же происходит в нашем родном городе и республике, по всей России? Об этом шла речь на научном семинаре, организованном Институтом востоковедения и международных отношений (ИВМО) Казанского федерального университета (КФУ) и Фондом поддержки научных и культурных программ им. Ш. Марджани. Сразу скажу, что меня удивило число специалистов, участвовавших в этом организованном полуэкспропмтом и не без проблем мероприятии. Из казанцев присутствовали прежде всего представители КФУ (самого ИВМО, юристы, историки, социолог), отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ, аппарата президента Татарстана, Российского исламского университета (Казань) и ДУМ РТ. Кстати, именно последним не нашлось, что сказать.

Обсуждение было оживленным и затрагивало вопросы, которые сегодня волнуют думающую часть нашего общества. Сергей Абашин, доктор исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН (Москва)  посвятил свое выступление тому, как в России развивалась вначале кавказофобия, а затем и неприятие выходцев из Центральной Азии. И в том и в другом случае внимание обращалось на их принадлежность к религии Ислама. По его мнению, вопрос о мигрантах в России становится важной составляющей во внутренней борьбе в стране.

В продолжение темы замечу, что не далее как 11 февраля 2013 года координационный совет российской оппозиции принял заявление «О необходимости отмены безвизового режима со странами Средней Азии». Здесь указывается: «Мигранты становятся жертвой… пропаганды радикального исламизма, что ставит под угрозу безопасность страны в целом». При этом визовый режим предлагается ввести только с мусульманскими государствами.

И ОППОЗИЦИЯ ТУДА ЖЕ

Ахмет Ярлыкапов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник  Института этнологии и антропологии РАН (Москва), сказал, что после убийства Саида Афанди Чиркейского в родном ауле в Дагестане 28 августа 2012 года была предпринята попытка организовать террор одной группы мусульман против другой: суфиев против так называемых салафитов. К счастью, первые отказались от насилия. Мусульмане в горах юга России жестко разделились на две части: ультрарелигиозную и ультрасветскую, каждая из которых все более утрачивает способность слышать и понимать другую. По Северному Кавказу идет террор против светских деятелей (ученых, педагогов), чиновников, силовиков, официальных мусульманских деятелей, лекарей-целителей и прорицателей-гадалок. 11 февраля и глава Чечни Рамзан Кадыров потребовал пресечь в республике деятельность магов и лжецелителей. Ахмет надеется, что в Чечне не будет использован «дагестанский» метод. В этой республике в 2011 году были убиты не менее шести целителей и гадалок.

Таковы сегодня будни российских мегаполисов и Северного Кавказа. В Набережных Челнах также пытаются использовать зверское убийство Василисы Галициной, где подозреваемым является уроженец Узбекистана, в качестве аргумента против мигрантов из Средней Азии. Слов нет преступники, в том числе проповедующие межнациональную и межрелигиозную рознь, должны быть наказаны по закону. Однако зачем направлять ненависть на людей, которые отличаются от нас цветом кожи и разрезом глаз? Тем более что речь идет о таких же мусульманах-ханафитах, в большинстве своем тюрках, как и татары. Во время голода 1921 года, в период коллективизации, большого террора, Великой Отечественной войны русские и татары, представители других народов СССР находили  приют в Средней Азии.

На семинаре участники из Казани говорили о проблемах Татарстана. Да, у нас существуют и хизбуты, и ваххабиты, и их наличие не стоит замалчивать. Но при этом общество нацелено на мирное и конструктивное решение проблем, при уважении прав других, а не конфронтацию во имя имарата, халифата или этнически однородной территории. Мы должны в полной мере осознать важность взаимопонимания и взаимоуважения, которые исповедуют татарстанцы. Так что жизнь продолжается и апокалипсис откладывается.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции