Неожиданный уход председателя ВФТМ Табриса Яруллина пошатнул симфонию комплиментарности между конгрессом татар и его молодежным аналогом Неожиданный уход председателя ВФТМ Табриса Яруллина пошатнул симфонию комплиментарности между конгрессом татар и его молодежным аналогом

НАРУШЕНИЕ ХРУПКОГО БАЛАНСА СВЯЗЕЙ ПОЛЮСОВ ГРОЗИТ ВЫБИТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПРОБКИ

Как-то незамеченным проскочил тот факт, что всемирному форуму татарской молодежи (ВФТМ) в этом месяце исполняется 15 лет. Первый съезд татарской молодежи состоялся в 2004-м и впоследствии проводился раз в два года. Четный ряд календарных лет проведения съездов прервался 2019-го. Этот год стал тяжелым испытанием для форума. Неожиданный уход председателя ВФТМ Табриса Яруллина пошатнул симфонию комплиментарности между конгрессом татар и его молодежным аналогом. На заседании совета форума, срочно созванного для этих целей, молодежь требовала главного ответа: по какой причине уходит Яруллин? Где-то подспудно тлевший межпоколенческий конфликт — его невозможно избежать в принципе — высыпал в публичную плоскость и обнажил ряд серьезных проблем на теле взаимоотношений молодой пассионарности и умудренной сединами стабильности (некоторые считают, что застойности, но тут дискуссионный вопрос). Эти извечные катод и анод питают своим током драму взаимоотношений на всех уровнях. Причем нарушение хрупкого баланса связей данных полюсов грозит выбить электрические пробки…

Проблема обозначилась сама собой: молодежь созрела для того, чтобы получить место под солнцем. Теперь дело спасения нации — это и ее забота, а не только старших товарищей. Языковой кризис 2017 года ввел новые координаты в данную карту действий. Старшее поколение растерянно недоумевало, как же быть и кого винить. Молодая поросль отреагировала на проблему по-другому — активное неприятие. Пассивная позиция в публичном восприятии была идентифицирована как заведомо пораженческая. Здесь, как я полагаю, и случился итоговый разлом, он выпустил потенцию этой конфликтности наружу. В максимальной точке кризиса, которая коснулась статуса татарского языка, национальной системы образования и в целом национальной чести, и обозначилось размежевание. К месту будет подчеркнуто, что понятие чести очень важное во всей метрике человеческого достоинства и существования. Слово связано с понятием честности, то есть с прямотой первого, без лукавства и лжи, с твердыней искренности намерения. Недаром «честь» происходит от санскритского слова cíttiṣ. Оно означает «мышление», «понимание», «намерение», а мышление — чистая мыслительная воля правды, честности.

На самом деле это один из самых острых и трагедийных моментов в современной истории Татарстана и татарского народа, когда оказалось, что нет никакой институции, которая могла бы элементарно встать на защиту татарского языка: Госсовет проголосовал за и по факту поддержал установку Москвы по «языковому вопросу», всемирный конгресс татар взял долгую паузу. И только молодежь, лишенная цепей договоренности из закулисья, стала субъектом отрицания этого пакта. Спустя два года субъект отрицания столкнулся с субъектом статус-кво, что вылилось в отставку Яруллина и внеочередной съезд. Такова фактологическая и событийная подводка к этому действу, эмбрионально затаившемуся еще в 2017-м.

Теперь дело спасения нации — это и ее забота, а не только «старших товарищей». Языковой кризис 2017 года ввел новые координаты в эту карту действий Теперь дело спасения нации — это и ее забота, а не только старших товарищей. Языковой кризис 2017 года ввел новые координаты в данную карту действий

НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ ДОЛЖЕН СТАТЬ ВАЖНЫМ ЗВЕНОМ МЕЖДУ МОЛОДЕЖНОЙ ТАТАРСКОЙ СРЕДОЙ И ВЗРОСЛОЙ

Наша действительность чередуется синхронизацией некоторых событий, что придает ей особый исторический эксклюзив. Касательно нашей темы одна из них запараллелена так: в 2017-м ВКТ отмечал свое 25-летие, но оно совпало с тем самым языковым кризисом. Возможно, сбило внутреннюю механику системы. И спустя год конгресс татар вновь собирается, но уже на внеочередной съезд — для внесения изменений в устав организации. На своем внеочередном собрании ВФТМ также планирует внести коррективы в базовый документ, но после своего кризиса — неожиданного исхода председателя. По крайней мере, об этом было объявлено на заседании совета форума татарской молодежи с участием председателя нацсовета «Милли шура» Василя Шайхразиева. Мне доверили председательствовать на данном собрании. Там же прозвучало, на мой взгляд, очень здравое и своевременное предложение о необходимости создания нового органа при ВФТМ — наблюдательного совета (НС), куда бы вошли бывшие руководители организации, бизнесмены, те, кто, согласно возрастному лимиту и морально-этическим основаниям, должен покинуть ряды форума. Как я понимаю, НС должен не только выполнять функции совета старейшин, советников, лоббистов интересов форума в предпринимательской и административной среде, но и ориентирован быть важным звеном между молодежной татарской средой и взрослой. А это определяющая проблематика.

Хотя после озвучивания данной идеи в ряде СМИ полилась ярким цветом критика, обвиняющая часть членов совета ВФТМ в желании узурпировать власть и ни в коем случае не уходить с насиженных мест, предназначенных исключительно для «тех, кому не исполнилось 35 лет». Высказывали такую мысль в том числе и те, кто находится на своих общественных позициях не один десяток лет. Внутреннее отторжение идеи вылилось в абсурдность обвинений. Вторжение непонимания в данную сферу — еще один клин в монолит общего дела. Это резко бьет в глаза. И, между прочим, сама структура нацсовета «Милли шура» основана на таком же принципе. В пирамиде ФНКАТ и ВКТ «Милли шура» выполняет роль зонтичной системы, авторитетной вершины, по сути реализующей функцию того же наблюдательного совета.

За 15 лет с момента образования ВФТМ через его мероприятия, съезды прошли тысячи человек За 15 лет с момента образования ВФТМ через его мероприятия, съезды прошли тысячи человек

МОЛОДЕЖЬ ПОПАДАЕТ В ОБЩЕСТВЕННУЮ ПУСТОТУ

За 15 лет с момента образования ВФТМ через его мероприятия, съезды прошли тысячи человек. Они получили бесценный опыт общественной работы, эмоционально-национальный заряд, обзавелись необходимыми горизонтальными связи, наладили мост обмена мнениями с соплеменниками-общественниками. Но, к сожалению, многие из них, выйдя из «молодежного возраста» (крайне несносное определение; в России любят эйджизм во всех его вариациях) в средний возрастной пласт, оказались выброшенными в никуда. Часть растворились в жизненном мареве и хозяйственных хлопотах. Особенно это актуально для регионов, где почтенные руководители татарских национальных организаций с большой неохотой кооптируют молодых ребят в управленческий состав, видя в них только волонтеров и массовку. Претензию на статус повыше аксакалы считают уже конкурентным вызовом. И получается, что молодежь попадает в общественную пустоту. Органичной смены поколений нет. И заряженные, пассионарные, современно мыслящие юноши и девушки отправляется в никуда. Хотя они могли бы приносить большую пользу делу национально-культурного возрождения, создавая «мир ближних людей», такой важный в ситуации агрессивной ассимиляции.

Аксакалы из прошлого всячески противятся ротации. Это рассыпает их статус «главного татар(ки)ина» в регионе, лишает возможности быть делегатом на национальных собраниях, съездах и сходах, проводящихся в большом количестве в Казани. И зачастую мотивация только в таких малозначащих символических вещах и регалиях. Но какой вред национальному развитию! Я сам знаю немало таких ребят, моих ровесников, с которыми мы проходили этот путь. Они по достижении условно 35-летнего возраста оказались в межпоколенческой общественной прострации. Ветераны национальных движений не пускают их на свою поляну, и те вынуждены сойти с орбиты татарских дел. Хотя полны желания и имеют возможности помогать и содействовать. Примерно так обстоит дело в Казахстане, например. В ряде регионов России. Там, где достаточно узкая татарская общественная среда, невозможно создать иное, альтернативное пространство. Все слишком плотно сжато, спрессовано. Часто бывает так, что местные власти признают лишь один татарский культурный центр (так как с их лидером у них давние связи и партнерские отношения), отказывая другому в легитимации, финансировании и признании. Заданность этой порочной практики деструктивна.

Не решив данную проблему, мы можем получить через 5–7 лет существенный кадровый провал на местах. Преемственность и ротация важны. Общественники люди особые, штучные. Не каждый готов по своей внутренней биохимии и прочим внешним обстоятельствам заниматься общественной деятельностью. Такими кадрами разбрасываться нельзя. Как говорил Сталин, кадры решают всё. Иначе, не приведи Аллах, может случиться так, как говорили о Вяземском: «Декабрист без декабря». В нашем варианте — «общественник без общественного движения».

Надеюсь, ВФТМ и ВКТ сообща данную проблему постараются разрешить. В этом залог будущего нации, не больше и не меньше!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции