В Казани заинтересовались опытом Милана, где из-за пандемии автополосы отдают велосипедистам и пешеходам. Пример на онлайн-лекции «Двор — это (не) парковка» привел заместитель главного архитектора, куратор бюро транспортного планирования Казани Тимур Кадыров.

«У них были велополосы, велодорожки, но сейчас это экстренная мера. Полоса для движения личного транспорта отдается под велосипедистов для соблюдения социальной дистанции», — сказал Кадыров.

Британская газета The Guardian сообщила, что власти Милана изменят движение на 35 км городских дорог в пользу пешеходов и велосипедистов. По такому же принципу поменяют движение на дорогах Мехико, Нью-Йорк, Сиэтл, Богота, Барселона. Мэр Парижа Анн Идальго выделила 300 млн евро на сеть велосипедных дорожек. Цель — создать условия безопасного передвижения в городах без резкого увеличения загрязнения воздуха, а также предотвратить возобновление массового использования личных автомобилей, разгрузить общественный транспорт и снизить риск заражений COVID-19. Мэр Монреаля Валери Плант считает, что восстановление экономики стоит вести в контексте борьбы с изменением климата.

В первую неделю самоизоляции интенсивность автомобильного потока на дорогах Казани упала до 55% по сравнению с началом марта, к 27 апреля выросла до 70%, а пассажиропоток общественного транспорта подрос до 25%.

В ходе онлайн-лекции Кадыров озвучил способы демотивации пользования личного транспорта в Казани, помимо развития общественного. В списке использование прокатных велосипедов, машин, самокатов. А также моноколес, электросамокатов, такси или совместное использование частного автомобиля (карпулинг). Платные муниципальные парковки улучшили транспортную ситуацию, но власти Казани готовятся засчитывать их при строительстве нового жилья в центре города. «Почему бы не сослаться на них? В ночное время эта парковка функции не выполняет. Днем платная, а ночью для жителей бесплатная, либо за небольшую сумму, либо по примеру Москвы с резидентными парковочными разрешениями. Варианты прорабатываются», — сказал Кадыров.

По согласованию с ГИБДД, администрациями районов Казани уже вводят запреты, ограничения парковки на проездах, улицах вблизи многоуровневых парковок, в которых можно купить или арендовать место. «Если есть возможность, люди предпочитают бросить машину бесплатно», — объяснил Кадыров такую меру. В тоже время город намерен снизить нормативы по количеству парковочных мест в новом жилье, так как их не покупают. Сегодня одно парковочное место создают на каждые 66 кв. м общей площади жилья.

По состоянию на 1 января в Казани зарегистрировано 440 тыс. авто. Уровень автомобилизации за 10 лет вырос с 237 машин до 355 автомобилей на тысячу жителей. Уровень в 400 автомобилей столица РТ достигнет к 2024 году и приведет к 10-балльным пробкам.