Китайская госкомпания Sinosure перестала страховать грузы, поставляемые в Россию. Предприниматели из РФ жалуются, что фирма перестала одобрять сделки по страхованию экспортных поставок от риска неплатежей, сообщают «Ведомости». Госкомпания опасается сбоев с платежами и вторичных санкций. Однако издание отмечает, что в стоп-лист попадают товары не из черного списка. Например, компания отказалась страховать из-за характера экспортируемого товара, хотя речь шла о неподсанкционной химической продукции.

Фото: «БИЗНЕС Online»

По словам вице-президента Анны Фомичевой, это касается товаров, попадающих под двойное назначение, т. е. все, что касается параллельного импорта и электроники. Она добавила, что импортеры начали договариваться о платных отсрочках. «Так, одна из крупных фабрик может предоставить ее даже бесплатно на три месяца. Если нам нужны какие-то более длительные сроки по финансированию и отсрочкам от компаний в КНР, то, конечно, они могут попросить, например, 1 процент или 5 процентов ежемесячно», — сообщила Фомичева.

Также в качестве одной из мер, которая поможет справиться с отсутствием страховки, она назвала открытие совместных предприятий. Так, российская компания создает с китайскими партнерами юрлицо и начинается кредитование в стране под 6−8% годовых. Тем не менее она признает, что такой вариант подойдет только для крупных корпораций. «То есть, если у тебя российский паспорт, ты приезжаешь в республику, открываешь юрлицо и думаешь, что будешь там кредитоваться. Это не прокатит. Это касается только совместных предприятий или китайского предприятия, где учредитель — гражданин КНР: в этом случае он может претендовать на финансирование внутри страны», — сообщила Фомичева.

«Ведомости» отмечают, что Sinosure не разглашает черный список товаров, однако он во многом совпадает с перечнем из стоп-листа крупного китайского госбанка Bank of Сhina. По словам директора центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета Ильи Иванинского, привлечение других страховщиков делает товары из Китая дороже, что бьет по российскому покупателю.

«Во-первых, в стране больше, чем одна страховая компания, и если одна из них не хочет сотрудничать, то можно найти другую. Во-вторых, страховые компании есть не только в КНР, но и в России, да и в третьих странах, поэтому кто-то это может застраховать. Тут всегда встает вопрос цены, потому что возникают те или иные посредники между экспортером и импортером, и они, конечно, берут какую-то комиссию, которая в итоге приводит к росту цены товаров для конечного потребителя», — сообщил Иванинский. По его словам, «шероховатости» могут появиться в тех случаях, когда происходит страховой случай, а именно — когда российская компания должна получить выплату.

В начале октября «Коммерсантъ» сообщал, что в январе — августе 2024 года доля Китая в общих расчетах продавцов, которые работают на российских маркетплейсах, снизилась на 16,7% до 51,1%. По данным издания, сейчас китайские банки увеличили сроки проверки платежей из России, т. к. опасаются вторичных западных санкций. Участники рынка отмечают: если раньше ограничения касались только тех товаров, для которых нужна лицензия США (например, электроника и оборудование для нефтегазовой промышленности), то сейчас сложно провести трансграничные расчеты для закупки в Китае товаров повседневного спроса. Речь идет в том числе об одежде и продуктах.

Также ранее мы писали, что некоторые банки Китая стали отказываться принимать деньги, если в платежных документах указаны русские имена. Случаи фиксируют с середины июля. Тогда же у российских предпринимателей осложнилась логистика с КНР. В основном говорилось о сложностях с доставкой электроники. Причиной стало непрекращающееся давление со стороны Запада. На прошлой неделе «Ведомости» со ссылкой на источники сообщили, что часть китайских поставщиков и платежных агентов стала создавать в КНР отдельные юридические лица для взаимодействия с партнерами из России.