Данир Мухаметзянов

«РЫНОК ЖКХ ДИКОВАТ»

Управление федеральной антимонопольной службы по РТ вчера проводило круглый стол на тему «Недобросовестная конкуренция в сфере жилищно-коммунального хозяйства, актуальные вопросы». Мероприятие проходило в учебно-методическом центре УФАС, надо отметить, весьма презентабельном. Новое большое здание поражает шикарными интерьерами (оформленными явно по индивидуальному дизайну), правда, диссонирующими с их пустотой. На момент проведения круглого стола в здании учебного центра не наблюдалось хоть какого-то рабочего движения. Как отмечалось в анонсе УФАС, на встречу приглашались «практикующие юристы, судьи, преподаватели, аспиранты, соискатели, магистранты, студенты и все, кому интересна тема круглого стола». Увы, заинтересовались темой всего человек 15, из которых треть были представителями самого ведомства.

Заместитель руководителя УФАС Данир Мухаметзянов, открывая встречу, заметил: «Сектор ЖКХ сегодня один из самых развивающихся, но рынок пока диковат, потому что встречаются нарушения антимонопольного законодательства в сфере недобросовестной конкуренции». Примеры привели его подчиненные. Так, ведущий специалист-эксперт ведомства Асия Латыпова рассказала историю про «битву» за дом в Казани на улице Абсалямова, 30. Ранее он находился под управлением УК «Уютный дом», затем там было создано ТСЖ «Меридиан». Борьба вокруг него развернулась нешуточная, длительное время дом, как переходящее знамя, передавался из рук в руки: от УК к ТСЖ и обратно. А жители получали двойные счета — от той и другой организации. В результате ТСЖ обратилось в УФАС, которое признало действие УК недобросовестной конкуренцией.

2e903d3320140320_101339[1].jpg

Еще несколько примеров привел начальник отдела рекламы Никита Корепанов. Сначала он рассказал историю одного патента (а нарушений в сфере запатентованных технологий в ЖКХ, как выяснилось, немало). Некий гражданин запатентовал технологию водопонижения грунтовых вод в подвалах домов. Свои чертежи устройства он доверил проектной компании, которая ими распорядилась по своему усмотрению: стала предлагать устройство управляющим компаниям. А установка одного устройства стоит порядка 800 тыс. рублей. Причем, как отметил выступающий, изобретение уже пошло по рукам — стало использоваться многими компаниями. Гражданин пожаловался в УФАС, которое признало проектную организацию нарушившей антимонопольное законодательство. Самое интересное в этой истории, что изобретатель, будто предвидя такой поворот событий, внес в чертежи только одному ему известную неточность, благодаря которой система, наоборот, способствовала размыванию грунта.

ПРОСИМ ВАС В УФАС!

Обслуживающие же организации, желающие подвинуть конкурентов с рынка, не брезгуют нечистоплотными методами. Например, рассылают письма собственниками жилья о том, что обслуживающая их компания недобросовестна, тратит их деньги не по назначению или вообще уже почти банкрот.

«Недавно было рассмотрено дело по поводу лифтового хозяйства, — рассказал Корепанов. — Обслуживающая лифты компания обратилась с заявлением, что жильцам рассылаются письма, будто она находится в предбанкротном состоянии. Для чего это было сделано? Понятно, чтобы подорвать деловую репутацию организации, чтобы с ней расторгли договор». Еще одна пакость, которую устраивают конкуренты друг другу, — отказ управляющей компании от передачи проектной, технической документации по дому, когда происходит смена УК. В результате новая УК не может ни договоры с ресурсоснабжающими организациями заключить, ни вообще вести деятельность по управлению домом. В заключение Корепанов призвал все УК, чьи права нарушаются, сразу же обращаться в УФАС. Хотя, отметил он, практика показывает, что почему-то жилищники предпочитают решать свои проблемы другими путями, например через суд.

Однако на призывы представителей антимонопольного комитета присутствующие не отреагировали, вопросов не задавали, заявлений не делали. Единственный, кто включился в разговор, превратив круглый стол из монолога в диалог, стал генеральный директор УК ЖКХ Авиастроительного района Рустам Галимов. Он заявил, что, к примеру, его компания вовсе не обязана за просто так передавать документы на дом, так как она сама их и формировала. А это стоит немалых денег: «9 из 10 домов не имеют документов! Здесь вопрос компенсации. Когда приходят и заявляют: дайте нам документацию, причем никаких усилий к их формированию не прилагая... А ведь у нас в счетах нет такой строки расходов, все они ложатся на строку управления жилым фондом. Так что при рассмотрении жалоб должна учитываться компенсация». Подискутировал он и на тему возникновения ТСЖ, которые создаются, а потом исчезают с деньгами жильцов. Других желающих развить дискуссию так и не оказалось.