ПРОФСОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ КАЗАНСКОГО ТЦ "ПРОСПЕКТ" ПРОРАБОТАЛ ЧУТЬ БОЛЬШЕ МЕСЯЦА
Общественные организации, защищающие права малого, среднего бизнеса в отдельно взятых торговых центрах или на рынках – для Казани экзотика. Большинство владельцев торговых площадей относятся к профессиональным объединениям предпринимателей с недоверием и даже опаской. Не удалось избежать подобной участи и созданному в январе этого года, в самый разгар кризиса профсоюзу ТЦ "Проспект". Однако сейчас предприниматели намерены реанимировать организацию. Зачем им это нужно, выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online».
ВОЗМУТИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ
Две недели назад в Арбитражном суде республики слушалось довольно необычное дело. Охраняющее ТЦ "Проспект" агентство экономической безопасности "Медведь" искало в суде защиты, требуя взыскать 300 тыс. рублей с председателя профсоюза предпринимателей малого и среднего бизнеса РТ Сергея Ромадановского. ЧОП оскорбили письма Ромадановского в МВД по РТ, председателю общественного совета по защите малого и среднего бизнеса при прокуратуре РТ, директору ТЦ "Проспект". Председатель профсоюза предпринимателей просил проверить личный состав агентства. "…УПГ ЧОП "Медведь"… наводит страх на предпринимателей, действует не согласно инструкциям охранной деятельности", - говорилось в письмах. Суд в удовлетворении иска отказал, посчитав, что Ромадановский исполнял свой гражданский долг, защищал права и охраняемые законом интересы предпринимателей.
Оказалось, что иск в Арбитражный суд – не первая попытка урезонить председателя профсоюза. 3 февраля дежурная часть ОМ "Дальний" получила заявление от технического директора ТЦ "Проспект" с требованием возбудить против Ромадановского уголовное дело. Дескать, он незаконно устраивает митинги на территории ТЦ, отвлекает предпринимателей от работы. Однако дознаватель Приволжского района оснований для возбуждения дела не нашел. Ромадановский, по его мнению, общественного порядка не нарушал. Он пришел в "Проспект", чтобы предложить директору ТЦ создать рабочую группу по возникающим спорам, обсуждал с предпринимателями возможность снижения арендной платы, условия их труда.
"НЕ НРАВИТСЯ? УХОДИТЕ!"
Как рассказал «БИЗНЕС Online» сам Ромадановский, в январе в ТЦ "Проспект" была создана первичная профсоюзная организация, которая пыталась решить проблемы предпринимателей. Однако очень скоро руководство вынудило уйти из ТЦ председателя профкома Павла Топоркова и других членов профсоюза. Тем не менее, от идеи создать профсоюз предприниматели не отказались. По данным на 7 мая Ромадановский получил 80 заявлений от субарендаторов ТЦ "Проспект", желающих вступить в первичную общественную организацию. Положение, в котором по сей день находятся эти предприниматели, председатель профсоюза малого и среднего бизнеса РТ характеризует одним коротким словом "кабала":
- Их наказывают даже за мелкие нарушения: за опоздание, например, берут штраф 500 рублей. Разве предприниматели, арендующие площади за свои деньги, не вправе самостоятельно распоряжаться своим временем? Люди же могут помещение арендовать и вообще туда целый месяц туда не приходить! Буквально каждый шаг контролируют сотрудники агентства. Вышла продавщица с телефоном, значит, уже нарушила порядок: за разговор по телефону полагается штраф 100 рублей. Ну а если это звонок в скорую или начальнику, или на склад?
- Все, что говорит Ромадановский – правда, - рассказали «БИЗНЕС Online» пожелавшие остаться неназваными предприниматели ТЦ "Проспект". - И профсоюз нам действительно нужен. Нам запрещают даже собираться вместе по нескольку человек! А Ромадановского просто перестали пускать в центр. Большинство оставшихся заставили подписать бумагу, что они не будут вступать в профсоюз и решение всех организационных вопросов передается на усмотрение администрации. Говорят: если не нравится – уходите! Вот люди и уходят. Но разве ТЦ не заинтересован в как можно большем количестве предпринимателей?
Топорков в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» предположил, что администрации ТЦ выгодна ротация субарендаторов. При заключении договора каждый субарендатор вносит в кассу ТЦ по три арендных платежа. Один – за первый месяц аренды, второй – за последний и третий – как бы за право продажи арендуемого помещения. Это "входной билет" в ТЦ "Проспект". При этом условия договора настолько жесткие, что при малейшем нарушении авансовый платеж могут удержать в полном объеме в качестве штрафа.
- Именно поэтому мы сейчас разрабатываем варианты, чтобы добиться возвращения в центр ушедших членов профсоюза, - объясняет Ромадановский. – Многие из них ушли, поддавшись минутной слабости, и им даже не вернули плату за аренду. Но дело даже не в деньгах. Нужна третья сторона, которая сглаживала бы противоречия между арендатором и арендодателем – профсоюз предпринимателей. Он будет участвовать в подготовке договора аренды, этот документ должен быть трехсторонним. Такова цивилизованная практика. Ведь у обладателя крупной собственности возникает соблазн заключить такой договор, чтобы получить максимальную прибыль. А арендатора по сути никто не защищает…
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОНА
Судя по отзывам предпринимателей, торгующих в других центрах, ситуация в ТЦ "Проспект" для Казани не редкость. Торговые центры, которые снизили или хотя бы не увеличили арендную плату в связи с кризисом можно пересчитать по пальцам. Как рассказывает Топорков, еще в январе, в связи с резким ухудшением торговли профком ТЦ "Проспект" просил администрацию рассмотреть возможность уменьшения арендной платы на 25%. Это позволило бы сохранить собранный за два года коллектив и постоянных покупателей. По оценкам Топоркова, на 1 февраля 2009 года 20 из порядка 300 павильонов ТЦ были свободны, на 15 висели объявления о продаже. Однако арендная плата была снижена только с 1 апреля и только для части предпринимателей – тех, кто работает на втором этаже.
Впрочем, начальник отдела аренды ТЦ "Проспект" Регина Калинова заверила «БИЗНЕС Online», что руководство всегда идет навстречу предпринимателям и рассматривает сейчас возможность нового снижения ставок.
-Эта мера очень сильно ударит по бюджету центра, - утверждает Калинова. – Но мы искренне хотим помочь предпринимателям.
По словам Калиновой, никаких конфликтов в ТЦ нет, есть нормальная рабочая обстановка. Она ничего не знает о профсоюзе, который был создан в ТЦ. К тому же считает, что общественная организация в принципе не может решать никаких серьезных задач. Участие ее в подписании договоров аренды просто недопустимо с точки зрения закона.
ПРАВО НА ЗАЩИТУ
Поскольку директор ТЦ "Проспект" Булат Нагаев недоступен для комментариев и пока не высказал свое мнение по поводу эффективности работы профсоюзов предпринимателей, «БИЗНЕС Online» обратилась к экспертам.
Юрий Левачков, директор Центрального торгового дома "Муравейник":
- Насколько я знаю, в республике существует профсоюз предпринимателей, но в нашем центре подобной организации нет. Нужен нашим арендаторам профсоюз или нет, я не знаю и не могу ответить на этот вопрос. Руководство центра – не работодатель, а арендодатель. Это две большие разницы. Если работодатель вмешивается в деятельность работника, то мы не имеем на это права, они для нас партнеры. Создавать или не создавать профсоюз – должны сами предприниматели, это их право. Приходя к нам, арендатор подписывает договор аренды и правила работы комплекса. Мы имеем право взимать с него пени за просрочку договора. Пункта о штрафах в договоре нет. Если продавец нагрубил покупателю, не выбил чек или еще что-то нарушил, это касается только арендатора и его работника. Это их трудовые отношения. Накладывать штраф на предпринимателя имеет право административная комиссия в рамках Административного кодекса. Закон должен соблюдаться независимо от желания зарабатывать, все должны действовать в одном правовом поле. Если каждый будет заниматься самодеятельностью, ничего хорошего не получится.
Наиль Галеев, исполнительный директор Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:
- Индивидуальные предприниматели находятся в специфичных трудовых отношениях: могут одновременно быть и работодателями, и работниками. А защищать их, по сути дела, некому. На мой взгляд, общественная организация предпринимателям очень нужна, и она должна быть достаточно независимой. Главное, чтобы от нее была польза. Впоследствии можно войти в какие-то другие, более мощные структуры, но не по решению руководства, а только при условии согласия членов организации.
Ольга Любимова,
фото Марии Зверевой
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.