СОКРУШИТЕЛЬ ЛЬДОВ ЗА 40 МИЛЛИАРДОВ

ОАО «ЗПКБ» будет участвовать в проекте по созданию нового поколения российских ледоколов, об этом газете «БИЗНЕС Online» сообщил главный конструктор проектов бюро Вячеслав Емельянов. «Для нас это своего рода прорыв, — рассказал он. — ЗПКБ впервые выполняет работу для арктического региона, впервые сотрудничаем с «Росатомом» (и это очень интересно и очень непросто) и впервые работаем по ледокольной тематике». ЗПКБ привлечено к работе головным проектировщиком — петербургским ОАО «ЦКБ «Айсберг».

В чем суть проекта (шифр — 22220 ЛК-60Я)? Это будет самый большой и самый мощный ледокол в мире. Длина судна — 173,3 м, ширина — 34 м, водоизмещение — 33,54 тыс. тонн. Ледопроходимость — 2,8 - 2,9 м против 2,5 м на предшественниках. Энергетическая установка — двухреакторная, по габаритам и весу — в два раза меньше подобных систем предыдущего поколения, но мощнее их. Перезагрузка активной зоны реактора будет проводиться раз в 7 лет — в два раза реже, чем на сегодняшних ледоколах. Срок службы ЛК-60Я тоже выше, чем у собратьев, — до 40 лет. Одна из изюминок проекта — переменная осадка, которая позволит использовать ледокол не только на больших глубинах, но и в устьях полярных рек.

Головной ледокол — «Арктика» — должен быть сдан в конце 2017 года, два первых серийных — в 2019-м и в 2020-м. Стоимость каждого — примерно 40 млрд. рублей. Отметим, что минфин РФ был против финансирования строительства ледоколов только за счет государства и предлагал заказчику — «Росатому» — самостоятельно изыскать 70% необходимых на постройку денег. Но предложение не прошло — слишком важен для России этот проект.

ГОТОВИМСЯ К БИТВЕ ЗА АРКТИКУ

Зачем такие траты? «Новый проект — работа весьма актуальная: отечественный парк ледоколов истощился, — рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель отдела ледовых качеств судов государственного научного центра «Арктический и антарктический НИИ» Владимир Лихоманов. — Тем более современная доктрина говорит, что Арктика — чрезвычайно важный регион как для народного хозяйства, так и для обороны». «Без этого ледокола ситуация в Арктике в 2017 - 2018 годах осложнится до предела, — прокомментировал «БИЗНЕС Online» состояние вещей главный конструктор ОАО «ЦКБ «Айсберг» Владимир Воробьев. — Там останется только два ледокола, но уже сейчас при наличии пяти ледоколов работы очень много. Плюс для страны это жизненно важно с точки зрения освоения арктических запасов углеводородного топлива. Обратите внимание, что при всех секвестрах бюджета у нас не сокращено финансирование ни на йоту. На важность указывает и сжатый, мягко говоря, срок работы — обычно атомные ледоколы менее пяти лет не строились».

Арктика уже готова стать камнем преткновения в отношениях ряда государств, в том числе и тех, что еще недавно и не особо стремились стать «северными» державами: что поделать — потепление климата и борьба за полезные ископаемые. Прогнозируют, что грузооборот Северного морского пути (СМП) в обозримом будущем вырастет в десятки раз. Сегодня работу СМП обеспечивают пять российских атомных ледоколов. Но два из них спишут к 2018 году, а к 2021-му — еще два. Кстати, «самый большой ледокол» — это не рецидив гигантомании: проводимые по СМП суда будут все более крупными, а для таких требуется и более широкий канал во льдах.

Плюс не будем забывать об обеспечении научных исследований, спасательной работы и о военной безопасности. Кстати, ЛК-60Я должны заменить ледоколы типа «Арктика» (самый массовый проект атомных ледоколов — 6 из 10 построенных в СССР и России АЛ), которые при необходимости могли становиться вспомогательными боевыми кораблями. В интернете есть данные о созданном для них комплексе вооружения для борьбы с подводными целями. Но, как уверяет Воробьев, теперь такого не будет: «Да, почти все транспортные суда имели определенное мобилизационное назначение. Но сейчас это несколько по-другому. И логика говорит, что атомные транспортные суда лучше не использовать в военное время — цель очень уязвимая».

ПРЕСТИЖНО И ДЕНЕЖНО

Что будет делать ЗПКБ?

«Атомоход разбит на несколько строительных районов, — объяснил Емельянов. — Нам достался район жилого блока надстройки: каюты, спортзалы, рестораны, лазарет и так далее. И рулевая рубка. Чтобы было проще представить — это такой девятиэтажный дом шириной 25 метров и приличной длины. Там даже два лифта есть. Разрабатываем полный комплект документации по всем специализациям, начиная от корпуса и заканчивая последним кабелем. Кстати, среди поставщиков электроники предполагается достаточно российских производителей. Сложность в том, что надо учитывать суровые северные условия». ЗПКБ должно выполнить задание в 2015 году.

Почему в соисполнители было выбрано зеленодольское бюро?

«ЗПКБ — бюро заслуженное, мы его знаем с советских времен, — рассказал Воробьев. — Учитывая то, что сроки очень жесткие и работы много, задействуем все бюро, с которыми когда-то работали и имеем о них хорошее мнение. И вопрос даже не в объеме работы, а в сложности, а ЗПКБ до сих пор занималось достаточно специфическими проектами, и мы посчитали, что оно может справиться с любой задачей. Мы ему отдали почти всю надстройку ледокола. Вещь это достаточно сложная, учитывая то, что ледокол постоянно находится под воздействием высоких нагрузок, например вибрационных. И конструкций достаточно много: экипаж большой, кроме того, достаточно много места для экспедиций».

«Некогда «Айсберг» обладал очень сильным коллективом, — рассказал «БИЗНЕС Online» независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов (Санкт-Петербург). — По его проектам были построены первый в мире атомный ледокол «Ленин», серия атомных ледоколов типа «Арктика», уникальные суда спецназначения, в том числе большой атомный разведывательный корабль «Урал» (самый большой отечественный надводный корабль с атомной энергетической установкой), другие очень сложные суда. В 90-е и далее из-за отсутствия заказов, организационной чехарды бюро было на грани развала. В начале века заказы появились, тем не менее... Проектировать такие уникальные суда, как атомные ледоколы, могут только очень грамотные и опытные специалисты. В «Айсберге» их просто не хватает, взять их неоткуда, быстро подготовить невозможно. Поэтому, чтобы не срывать сроки сдачи ЛК-60Я, заказчик — «Росатомфлот» — принял решение часть работы передать другим организациям, в частности ЗПКБ. Насколько я знаю, раньше ЗПКБ для столь крупных судов ничего не делало. Проектирование надстройки, весьма габаритной и насыщенной конструкции — непростая и интересная задача для ЗПКБ. И вполне почетная. И денежная».