КОГДА И СОКРАЩЕНИЕ — ПОБЕДА

Спустя два дня после посвященного в том числе энергосбережению в РТ визита в Казань председателя правительства Дмитрия Медведева правительство России утвердило субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходов по программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Согласно документу, опубликованному сегодня утром на сайте правительства РФ, Татарстан получит 266,5 млн. рублей. Это в 1,5 раза меньше, чем в прошлом году, когда финансирование по данной программе для РТ из федерального центра составило 442 млн. рублей. И почти в 2 раза меньше, чем в 2012 году, когда правительство РФ выделило почти 500 млн. рублей. На этот раз больше других субсидии из Москвы получили Приморский край и Ростовская область — каждому по 500 млн. рублей. Всего между 25 регионами РФ было распределено 4,9 млрд. рублей. Документ рассмотрен и одобрен на заседании правительства РФ 27 марта.

Несмотря на сокращение размера субсидии, начальник управления энергетики министерства промышленности и торговли РТ Гузель Садриева сегодня в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» назвала это победой и везением. «Сумму субсидий на первую группу регионов бюджетной обеспеченности (регионы-донорыприм. ред.) выделили гораздо меньше. Кроме того, стало гораздо больше участников», — объяснила она.

Гузель Садриева
Гузель Садриева: «Сумму субсидий на первую группу регионов бюджетной обеспеченности выделили гораздо меньше. Кроме того, стало гораздо больше участников»

Ранее Садриева объясняла урезание финансирования тем, что в Татарстане не оправдались ожидания о ежегодной индексации федеральных вливаний: «При разработке долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года» объемы финансирования из федерального бюджета были предусмотрены с ежегодной индексацией на 10 - 20 процентов», — говорила она ранее «БИЗНЕС Online». Но, заверила она, с 2011 года субсидии сохранялись примерно на одном уровне.

Отметим, что в 2012 году общий объем финансирования программы в РТ составил 5,9 млрд. рублей. Из них из федерального бюджета было выделено 494 млн. рублей (8%), из республиканского — 1,2 млрд. рублей (21%), из внебюджетных источников — 4,25 млрд. рублей (71%).

В 2013 году плановые объемы финансирования программы уменьшились и составили 4,65 млрд. рублей. Федеральные субсидии слегка «похудели» до 442,6 млрд. рублей, но в процентном соотношении в общем объеме финансирования субсидии заняли больше объема — 9,5%. Республиканские средства остались на прежнем уровне — 1,23 млрд. рублей. А вот внебюджетные источники сократились значительно и составили 2,97 млрд. рублей. То есть налицо существенное снижение поступлений на реализацию программы — более чем на 1,3 млрд. рублей.

Ильшат Фардиев
Ильшат Фардиев (второй справа)

ПРОГРАММА ПОХУДЕЛА НА 1,5 МЛРД. РУБЛЕЙ

Напомним, что софинансирование программ по энергосбережению началось в 2011 году. Тогда в марте регионам предстояло спешным образом разработать и представить документы в федеральный центр, на основании которых можно было бы получить субсидии. По этому случаю в Казани в экстренном порядке было созвано заседание координационного совета по реализации государственной политики и координации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в РТ. Председательствовал на нем тогда еще вице-премьер — министр энергетики РТ Ильшат Фардиев. Тогда же и было озвучено, что для того чтобы войти в программу, необходимо подготовить обоснованную заявку не только по уже реализуемым в республике проектам, но и по прогнозируемым. Причем на все про все срок — 10 дней. Татарстан претендовал на господдержку в объеме софинансирования расходных обязательств субъектов России на сумму до 500 млн. рублей. По всей видимости, команда Фардиева поработала ударными темпами, и республика получила в 2011 году субсидии — 456,5 млн. рублей. В 2012 году эта субсидия уже составила 494,3 млн. рублей.

Средства должны были быть освоены в рамках республиканской программы по энергосбережению, которая предусматривала финансирование и из республиканского бюджета. Долгосрочная целевая программа по энергосбережению на 2011 - 2015 годы с перспективой до 2020-го предполагала бюджет в 227 млрд. рублей. Причем прогнозировалось, что РТ получит из федерального бюджета 11,4 млрд. рублей, направит собственные средства в размере 15,8 млрд. рублей, а оставшиеся почти 200 млрд. рублей найдутся из иных источников. Однако в конце декабря прошлого года кабмин РТ принимает новую госпрограмму по энергосбережению на 2014 - 2020 годы, причем наличие стратегического документа оказалось откровением даже для центровых игроков энергетического рынка. Любопытным в документе оказалось то, что кратно секвестрировалось финансирование госпрограммы по сравнению с ее предшественницей — на реализацию новой программы запланирован всего 41 млрд. рублей. Причем разработчики предполагали, что ежегодно РТ будет получать не менее 500 млн. рублей субсидии, которая выльется за годы реализации программы в 3,5 млрд. рублей.

Теперь, как видим, разочарование чиновников по поводу отсутствия индексации обернулось их секвестром в 1,5 раза.

Замминистра энергетики РФ Антон Инюцын (справа) на открытии XV Международной специализированной выставки «Энергетика. Ресурсосбережение» в Казани

КАЖДЫЙ ГОД ВЫХОДЯТ 200 ВСЕВОЗМОЖНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ ЛИБО НЕ СОВПАДАЮТ ДРУГ С ДРУГОМ, ЛИБО ВОВСЕ ПРОТИВОРЕЧАТ

Эксперты газеты «БИЗНЕС Online» назвали цели программы по энергоэффективности благими, но ее реализация во многом превратилась в формализм.

Марат Хайруллин —заместитель председателя комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:

— Скорее всего, урезание бюджета связано с тем, что экономическая ситуация непростая и есть другие первоочередные расходы. Сворачивается финансирование направлений, которые с точки зрения федерального правительства на данный момент не являются приоритетными. С моей точки зрения, причина в этом. Принимается — понятно, по какой причине — и серьезная программа по развитию Крыма, и в целом ситуация в экономике непростая. А энергосбережение — вещь, конечно, важная, но, вероятно, на этом фоне не первоочередная.

Правда, давайте вспомним недавний визит Дворковича в Татарстан. Наверное, вы обратили внимание, когда выступал Рустам Нургалиевич, он сказал примерно такую фразу: «Я понимаю, что надо развивать Дальний Восток, Крым, но не стоит забывать те регионы, которые составляют индустриальную основу страны...»

Что же до целей энергосберегающих мероприятий, то, судя по обращениям, это, конечно, ЖКХ. Обращаются и управляющие компании, и люди. Первоочередные цели энергосберегающих программ лежат, на мой взгляд, не столько в промышленности, сколько в строительстве и ЖКХ. Это связано и с серьезной мотивацией в экономии как самих жильцов, так и управляющих компаний. Даже дома, построенные еще лет 8 - 10 назад, строились без применения энергосберегающих технологий. Так что средства программы не стоило бы размазывать по тарелке, словно кашу, а направить на решение проблем энергосбережения в ЖКХ.

Вениамин Вутянов — главный специалист по экономической безопасности Академии при президенте РФ:

— Дело в том, что основой программы по повышению энергоэффективности российской экономики послужил закон, принятый в 2009 году. После этого Госдумой было принято еще около 40 уточняющих и дополняющих законов и подзаконных актов. Однако если посмотрим суть, то не всегда эти законы находятся в едином ключе. Каждый год у нас выходят порядка 200 всевозможных постановлений, которые уточняют проведение электро-энергетической реформы, как-то ее углубляют, но по сути часто не совпадают и даже противоречат друг другу. Идет формализация процесса. Хотя Дмитрий Медведев в бытность президентом исходил из того, что у нас очень высокая энергоемкость ВВП, практически больше в 4 раза, чем в странах с развитой экономикой. Мы тратим ресурсов в 4 раза больше на производство такого же количества продукции, как в Европе или США. Цель благая и ставилась до 2020 года: снизить на 60 процентов от уровня энергоемкости ВВП 2007 года. Но дальше этой формализации у нас, по большому счету, не сдвинулось. Реформа электроэнергетической отрасли фактически пробуксовывается и проводится исключительно за счет потребителя: ежегодное увеличение тарифов по разным регионам — от 10 до 30 процентов, кому как бог на душу положит. Население, оплачивая повышенные тарифы, таким образом несет на своих плечах реформу электроэнергетической отрасли.

У нас в электроэнергетической отрасли самый затратный топливно-энергетический комплекс сам по себе, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортное хозяйство, жилищный фонд и промышленность. Здесь явных подвижек нет.

Да, выделялись со времени принятия закона субсидии, в том числе и регионам на реализацию этой программы. Но у нас были и четыре нацпроекта, на которые, если мне не изменяет память, по негласным оценкам потрачено более 1,5 триллионов рублей. Результат таков, что мы сейчас забыли про нацпроекты. Та же самая ситуация сейчас и с энергосбережением. Сети у нас устаревшие, электрические сети тоже — это устаревшие алюминиевые сети, которые технологически подразумевают под собой при эксплуатации очень серьезные потери при передаче. Эти сети не обновляются. Наши западные коллеги переходят на сверхпроводимые материалы, у нас же на это пока нет, видимо, ни сил, ни финансовых средств.

Что касается основных фондов электроэнергетических компаний, то они в плачевном состоянии. Не будем говорить про историю Саяно-Шушенской ГЭС — и так все на слуху и на виду. Пытаются подлатать, подделать, но зачастую это делают далеко не профессиональные люди. Непрофессионал может почистить двор лопатой, он может сделать не как профессионал-дворник, но хотя бы будет виден результат, когда непрофессионал берется чинить какой-нибудь генерирующий фонд, то здесь будет беда-беда.

Что касается жилых зданий, офисов, то поменяли лампочки на энергосберегающие, но и то это старая технология, такого видимого результата это не даст. К этому надо комплексно подходить. Это касается и вентиляции зданий, теплопроводимости и толщины стен, отопления — это все идет как затратная часть энергии, в первую очередь электрической. У нас комплексно к этому не подходят. Если даже дом новый строят и вкрутят все ртутные лампочки, но проводка по старым стандартам. О какой тут энергоэффективности может идти речь?

Что касается сокращения финансирования, то тут, наверное, прослеживается общая тенденция и для регионов, и для экономики в целом. Ни для кого не секрет, что если сравнить цифры по данным Росстата из года в год, то 2014 год явно показывает замедление, уменьшение промпроизводства по всем позициям. Кроме того, мы на себе ощущаем то, что у нас есть серьезный дефицит государственного бюджета. Здесь и всевозможные игры с валютным курсом, девальвация рубля, который еще не исключено, что к концу года девальвируют на 20 - 30 процентов, это как прогноз. По большому счету денег в стране не хватает. Поэтому когда не сходится доходная и расходная часть бюджета, варианта два: самый первый, радикальный — сократить расходную часть, второй вариант, менее радикальный, но более затратный — искать заимствования внутренние или внешние. С внешними заимствованиями проблемы после известных политических событий, с внутренними — сами понимаете — у населения доверие к либеральной элите стремится к нулю, никто не побежит покупать облигации и госзаймы, как это было в 70-е годы ХХ века. Поэтому пошли радикальным путем — сокращают. Первыми под руку попадают образование, здравоохранение, наука и дальше, соответственно, эти программы по значимости их ранжируют и сокращают финансирование. В том числе попала программа по энергоэффективности.