Азнакаевская ЦРБ
Азнакаевская ЦРБ (фото: zdrav.tatar.ru)

ВРАЧ НЕ РАЗГЛЯДЕЛ ПЕРИТОНИТ?

Сегодня казанский правозащитный центр распространил информацию о том, что в городе Азнакаево возбуждено уголовное дело в отношении 53-летнего врача Рустама Шайхайдарова. Ему инкриминируется халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 293 УК РФ). Об этом правозащитникам стало известно от семьи погибшего, чьи интересы они представляют. Позднее информацию о возбуждении уголовного дела подтвердили в следственном комитете. Напомним, что на днях на коллегии минздрава РТ глава татарстанского управления СК Павел Николаев сообщил, что в прошлом году 37 пациентов в республике погибли из-за некачественной медпомощи. После разгромной коллегии начались «чистки», ушли в отставку два главвврача — ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер министерства здравоохранения РТ» и Мензелинской ЦРБ.

Суть азнакаевского дела такова. 14 января к жителю Азнакаево Роберту Хайруллину, который жаловался на сильные боли в желудке, приехала бригада скорой помощи. По данным следствия, врач Шайхайдаров, осмотрев мужчину, поставил ему диагноз «язвенная болезнь в стадии обострения», но госпитализировать его не стал. На следующий день в связи с резким ухудшением состояния здоровья к Хайруллину вновь вызвали скорую. Медики зафиксировали кишечную непроходимость, перитонит и срочно доставили 47-летнего мужчину в Азнакаевскую центральную районную больницу, где ему провели операцию. 17 января Хайруллин умер в результате «разлитого перитонита, геморрагического панкреонекроза».

Роберт Хайруллин
Роберт Хайруллин

В следственном комитете считают, что врач Шайхайдаров небрежно отнесся к исполнению своих должностных обязанностей: неверно установил диагноз, не нашел необходимым госпитализировать мужчину с имеющимися подозрениями на острую хирургическую патологию. Это привело к запоздалой госпитализации пациента и летальному исходу. Точка зрения следователей основана на результатах проверки, проведенной комиссией территориального органа Росздравнадзора.

— Информацию вам дают неправильную, — неожиданно заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» главный врач Азнакаевской ЦРБ Ильфат Фархуллин. — То, что он погиб у Рустама Шайхайдарова, это информация неправильная. Шайхайдаров — врач скорой медицинской помощи, а пациент умер в стационаре. После обследования врачом скорой помощи больному была оказана помощь на дому. Больной отказался от госпитализации. Какие еще вопросы? Мы же принудительно не можем привезти больного. И почему-то, хотя у нас скорая помощь работает круглосуточно, в районе помощь оказывается четырьмя бригадами, ни одного раза не было обращения потом. Через 30 часов приезжает другая скорая помощь, привозят больного в тяжелом состоянии в больницу и через 40 минут кладут на операционный стол. Почему-то об этом речь не идет.

Главный врач Азнакаевской ЦРБ Ильфат Фархуллин
Главный врач Азнакаевской ЦРБ Ильфат Фархуллин

Мы спросили Ильфата Нургалиевича, почему же врач Шайхайдаров поставил диагноз «язвенная болезнь желудка», а не «перитонит», как оказалось на самом деле? На это главврач ответил, что в больнице по данному факту было проведено служебное расследование, по результатам которого врач Шайхайдаров получил выговор. И это при том, что, по мнению главврача, в смерти пациента этот врач невиновен. По словам Фархуллина, выговор он получил за выявленные недостатки в работе, однако отказался отвечать, за какие именно.

В минздраве началась комплексная проверка по ситуации в Азнакаево. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил главный хирург РТ Андрей Анисимов.

— Прежде всего от лица руководства министерства здравоохранения РТ и хирургической службы выразить искренние слова соболезнования родственникам, близким пациента, — заявил он. — К сожалению, медицина не всесильна и медикам постоянно приходится сталкиваться со смертями.

С точки зрения хирургии, тяжелый панкреатит — это проблема номер один для хирургии не только республики, но и России, и всего мира, рассказал Анисимов. В структуре летальности от острых хирургических патологий это заболевание в Татарстане находится на первом месте: 28 - 29% пациентов, поступающих в стационар с этим диагнозом, погибают.

— Это не в плане оправдания, это статистика, существующая на сегодняшний день, — добавил главный хирург. — Если говорить конкретно по ситуации в Азнакаево, то в министерстве начата комплексная проверка по анализу качества оказания медицинской помощи пациенту. И по завершению этой проверки можно будет делать какие-то выводы. Предварительно говорить о вине того или иного специалиста, считаю, преждевременно.

На догоспитальном этапе у врача скорой медицинской помощи очень мало каких-либо современных методов верификации диагноза, объяснил он сложности определения заболевания. Между тем хирургические заболевания органов брюшной полости относятся к «хамелеонам» — они маскируются под самые различные диагнозы. Поэтому причины того, что врачом не была распознана болезнь в момент первого посещения, что он просмотрел патологию, можно будет назвать только после проведения комплексной проверки, считает Анисимов.

КОНВЕЙЕР УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

В казанском правозащитном центре «БИЗНЕС Online» сообщили, что целая серия уголовных дел по ошибкам врачей не случайность. Якобы команда руководителя СК РФ по РТ Николаева давно имела ряд вопросов к министерству здравоохранения и активно готовилась к коллегии ведомства Аделя Вафина. Своеобразным подспорьем для следователей могла стать горячая линия КПЦ.

— Мы получили 12 сообщений, в которых люди обвиняли в гибели своих близких врачей, — объяснил «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь КПЦ Булат Мухамеджанов. — Утверждать, есть ли в этих случаях летального исхода ошибка медиков, можно только после проведения следствия. Поэтому мы информировали о всех этих случаях следственный комитет, и, насколько мне известно, несколькими кейсами следователи заинтересовались. На горячую линию, кстати, обратились и родственники Роберта Хайруллина.

Старший помощник руководителя СК РФ по РТ по вопросам взаимодействия со СМИ Андрей Шептицкий заверил «БИЗНЕС Online», что «кампанейщины» в отношении минздрава нет — уголовные дела по ошибкам врачей, которые со стороны выглядят как своеобразный конвейер, не более чем совпадение.

— Есть нарушения, есть реакция, — объяснил Шептицкий.

Тем временем сегодня в полдень стало известно еще об одном уголовном деле. На этот раз по факту ЧП в Нурлатской ЦРБ. Следователи возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей»).

По предварительной версии, утром 25 марта в городе Нурлате в ГАУЗ «Нурлатская ЦРБ» из ИВС ОМВД России по Нурлатскому району был доставлен 47-летний следственно-арестованный с инфицированной раной предплечья. Однако медицинскими работниками была недооценена тяжесть состояния здоровья пациента, в результате чего последнему сделали только первичную хирургическую обработку раны. Спустя некоторое время мужчина скончался в ИВС от воздушной эмболии.

Артем Хохорин и Павел Николаев
Артем Хохорин и Павел Николаев

И хотя в этом случае следственный комитет посылает сигнал не только Вафину, но и Артему Хохорину — как задержанный получил рану пледплечья? — становится очевидным, что запущенный конвейер по врачебным ошибкам лишь набирает обороты.

Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием событий.

Читайте также:

«Дело врачей»: следственный комитет ставит диагноз минздраву Татарстана. Часть 1-я

«Дело врачей»: первые репрессии в ведомстве Аделя Вафина. Часть 2-я