Известный факт: большинство российских сериалов в последнее время снимались в Киеве. Но из-за сложной политической обстановки на Украине и учитывая непростые отношения между двумя странами эта «лавочка» в ближайшее время, скорее всего, будет прикрыта. Режиссер Ильдар Ягафаров в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», размышляет, что нужно сделать Татарстану, чтобы перетащить производство сериалов и кинофильмов на свою территорию.
ЛАКОМЫЙ КУСОЧЕК
У Татарстана появился уникальный шанс создать у себя новый экономический проект — индустрию съемок кино, сериалов и другого качественного медиаконтента. Профессионалы в Казани, способные работать в этой отрасли, есть. А необходимость обусловлена событиями в Киеве.
Не секрет, что огромное количество российских сериалов снималось в последнее время в столице Украины. Там множество красивейших мест для натурных съемок, есть готовая инфраструктура для данного процесса и цены на производство гораздо ниже московских. В связи с последними политическими событиями на Украине я думаю, что такой возможности у российских компаний в ближайшее время не будет. У меня много друзей в Киеве, и они в один голос заявляют, что там пока сейчас не до кино...
Москва не вмещает тот поток производства медиаконтента, какой требуется для телеканалов и кинокомпаний. Поэтому Татарстан мог бы часть «одеяла» перетащить на себя. Однако, часть «полотна» отойдет в теперь уже российский Крым. Там есть прекрасная ялтинская киностудия, которую будут сейчас развивать. Часть одеяла перетащит на себя Минск, где тоже есть готовая инфраструктура для производства медиаконтента и демократичные цены.
НИЖНЕКАМСК, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ
Как в любом бизнесе, директора картин и продюсеры будут искать те места, где было бы дешевле снимать кино. Москва уже прощупывает почву. Знаю, что в Казань приезжал известный телевизионный менеджер и продюсер Александр Роднянский и разговаривал с президентом Рустамом Миннихановым на эту тему.
Большой интерес есть у Егора Кончаловского. У кинорежиссера сейчас идет работа по двум сценариям Мансура Гилязова. Я знаю, что у Егора есть предложение снять картину «Казань, я люблю тебя» по аналогии с «Парижем», «Нью-Йорком». Это когда фильм состоит из маленьких новелл, действие которых проходит в заданном городе. Но я лично не сторонник таких проектов, их было достаточно много в современном кинематографе, и каждый имел разный успех. Так может дойти и до «Нижнекамск, я люблю тебя». Ничего не имею против этого города, но как говорится, градус понижать не надо. В Казани нужно снимать оригинальные, хорошие идеи. У Кончаловского есть такой проект, но о нем я говорить не могу. (В недавнем интервью газете «Известия» Егор признался, что у него есть историческое полотно Казани середины XIX века с купеческими сделками, бурлаками. На материале Островского, а по стилистике что-то наподобие «Банды Нью-Йорка». Сейчас Кончаловский ищет инвесторов для своего замысла — прим. ред.).
«ЛЕГЕНДА №17» ПРОШЛА МИМО КАЗАНИ
Пока многие продюсеры смотрят на Татарстан как на богатый регион в надежде, что мы выделим им деньги под их проект. Возможно, это происходит из-за того, что пока не хватает инфраструктуры для съемок фильмов и сериалов. К примеру, мимо нас прошел проект «Легенда №17», было предложение снимать его у нас. То же можно сказать о сериале («Жизнь и судьба»), где главную роль сыграл Сергей Маковецкий. Большой фрагмент думали снимать в столице Татарстана но что-то так и не срослось.
Большой павильон можно создать в цехах заброшенных заводов, оснастить оборудованием, и золотая жила готова. Рабочая сила, аренда оборудования и помещений — все это будет дешевле московских расценок. Скажем, команда, снимающая ситком, примерно состоит из 70 человек. Они какое-то время будут жить, работать, а значит, оставлять бюджет картины в Казани. Параллельно может вестись работа сразу над тремя-четырьмя сериалами. А это немалые деньги в доход города.
Но в таком случае нужно создавать не только павильон для съемок, но и крупный медиацентр, чтобы под одной крышей находились все отраслевые студии.
МЕДИАЦЕНТР ПО ПРИНЦИПУ РЫНКА
В процессе съемок мне приходится обращаться к различным специалистам. Работают они в разных концах города, поэтому приходится таскаться по всей Казани в поисках, к примеру, хорошего звукорежиссера. На это тратится масса времени и сил. Добавьте сюда сложности с парковкой в центре города... А тут все специалисты будут работать в одном месте. Звукорежисеры, художники, компьютерная графика, продакшн-студии — все фирмы сконцентрированы в одной точке. Экономически это очень выгодно.
Хотя многие боятся некой конкуренции. В Татарстане рынок кино- и видеопродукции очень маленький, да и заказчиков не очень много. Поэтому они делятся между 8 - 10 студиями, которые существуют в республике. Каждая активно борется за своего заказчика.
Но я захожу на свой рынок рядом со своим домом, где продается колбаса и мясо. Вроде бы много продавцов, все они должны конкурировать между собой. Но торговцы сконцентрированы в одном месте, покупатель от этого только выигрывает.
Далеко ходить не надо. Возьмите «Мосфильм», там на одном этаже находится 20 - 30 студий. И никаких конфликтов не возникает. В любом случае у каждого профессионала есть своя фишка, как завлечь клиента. Кто-то документальными историческими фильмами занимается, это их конек, кто-то презентационное видео снимает для корпораций.
У нас по этому же принципу создавался казанский IT- парк, сейчас строят Иннополис. Я считаю, что создание качественного медиапродукта, видеоконтента требует объединения многих компаний в одном месте. Иначе качества добиться будет крайне сложно.
В Казани сегодня есть ряд компаний, которые могут отработать заказы не хуже московских. Однако москвичам почему-то легче выделяются деньги на большие проекты.
Я очень сожалею, что развалилась казанская киностудия. Но понятно, что на ее базе современный мощный медиацентр не создать. Ее можно использовать в рамках института культуры. К примеру, открыть факультет кино- и видеотворчества. Тогда появились бы бюджетные деньги на восстановление этого здания. Но, к сожалению, этого никто так и не сделал.
Я знаю, что сейчас проектируется новое здание медиацентра для телекомпании ТНВ. Что в него будет входить, сказать пока сложно. Но возможно, это станет первым шагом к появлению инфраструктуры для создания качественного медиаконтента.
Ильдар Ягафаров
Справка
Ильдар Ягафаров — режиссер, член союза кинематографистов России, режиссер первого татарского игрового художественного фильма. Родился в 1971 году в Пермской области, а в Казань переехал с родителями в трехлетнем возрасте. После окончания школы поступил в Казанский педагогический институт на спортивный факультет.
В 1991 году устроился работать ассистентом режиссера на казанском телевидении. В 1994 году поступил во ВГИК. За свою работу «Бэхеткэй», снятую в 2000 году, Ягафаров год спустя получил диплом Дней тюркского кино в Стамбуле.
В ноябре 2005 года Ягафаров основал киностудию «Я-продакшн». Основной вид деятельности киностудии — производство художественных, документальных, представительских, семейных фильмов, музыкальных клипов, аудиороликов, рекламных видеороликов. За 6 лет работы создано более 400 работ, среди которых более 150 рекламных роликов, которые транслируются на федеральных и региональных каналах.
В 2004 году Ягафаров снял полнометражный художественный фильм на татарском языке «Куктау». Картина получила приз гильдии кинопродюсеров на российском кинофестивале «Кинотавр», гран-при и специальный приз спонсоров на международном фестивале детских и юношеских фильмов в Хемнице (Германия). Фильм признан лучшим европейским дебютом на конкурсе в городе Злине (Чехия). 10 декабря 2006 года состоялась всероссийская премьера фильма «Куктау» на телеканале «Культура».
В 2010 году на базе «Я-продакшн» был создан короткометражный игровой фильм на русском языке «Брелок». Картина представлена на кинофоруме Short Film Corner, прошедшем в рамках 63 Каннского кинофестиваля. В 2012 году на экраны вышел короткометражный художественный фильм «Потеря».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.