Mercedes-Benz _1.jpg
Карстен Ботманн

ОТОБРАТЬ ЛАКОМЫЙ КУСОК ПИРОГА У КОНКУРЕНТОВ

Для покорения российского рынка немецкий концерн Daimler AG делает ставку на челнинского производителя ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток». Из 3,8 тыс. грузовиков, реализованных в нашей стране в прошлом году, 2 609 произведены в Набережных Челнах. Об этом генеральный директор «МБ Тракс Восток» Карстен Ботманн заявил в автограде на круглом столе, организованном в конце минувшей недели Mercedes-Benz для СМИ Татарстана. Он также назвал 2013 год одним из самых успешных для возглавляемого им СП, ведь рост производства на челнинской площадке составил 13%. Кроме того, компания освоила выпуск грузовика Atego. Если в 2010 году «МБ Тракс Восток» мог предложить потребителям только самосвалы, тягачи и спецтехнику, то ныне компания выпускает более 30 видов грузовиков, включая локомобили, дорожную технику, бортовые автомобили и так далее.

По словам директора по производству ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток» Акселя Бензе, в 2014 году компания планирует выпустить и продать не менее 3 тыс. грузовиков (рост — 15%). В перспективе челнинский производитель намерен захватить более 20% российского рынка так называемой «большой семерки», в которую кроме Mercedes входят также Volvo, Scania, Renault, DAF, Iveco и MAN. За счет чего компания намерена отобрать лакомый кусок пирога у грозных конкурентов? Как считает Ботманн, за счет наличия собственного производства в России, в частности, в Набережных Челнах.

Mercedes-Benz_2.jpg

— Мы считаем, что наше предприятие здесь, которое сотрудничает с КАМАЗом, позволило нам быть более конкурентоспособными, чем наши основные соперники на рынке, — сказал Ботманн. — Мы достаточно молодая компания, поэтому нам потребовалось некоторое время для становления, чтобы закрепиться. Теперь мы будем активно развиваться, идти вперед. Наша задача — стать такими же успешными, как в Европе.

Mercedes-Benz_3.jpg
Аксель Бензе

Иными словами, когда другие западные компании опасаются сотрудничать с Россией, Daimler, наоборот, намерен его только наращивать. Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о влиянии санкций Евросоюза и США, введенные против РФ, Ботманн заявил, что не чувствует их: «Мы живем в отрасли производства грузовиков. И нас эти санкции напрямую не касаются, мы их не чувствуем. Другое дело, что рынок в России в настоящий момент очень тяжелый. Но он тяжелый для всех производителей грузовиков. Так же было и в начале прошлого года. Причин тому много, некая стагнация российской экономики в первую очередь. Но я точно могу сказать, что санкции, которые введены, не оказали на нас конкретного влияния. И они не должны помешать нашему развитию здесь и нашему успеху».

Некоторое влияние на распределение рынка может оказать и маркетинговая политика. Как пояснила Елена Горшенина — руководитель отдела маркетинговых коммуникаций ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток», в 2014 году компания намерена принять участие во всех федеральных и большинстве региональных выставок. Намечена и серьезная рекламная кампания по продвижению самого бренда и конкретных моделей, как тех, что производятся в Набережных Челнах, так и тех, что поступают из Германии.

Mercedes-Benz_4.jpg
Елена Горшенина

МИНУС 2 МЛН. ЕВРО, ПЛЮС ЛОКАЛИЗАЦИЯ

Об очевидных преимуществах наличия в Татарстане собственного производства напомнил Бензе. Это хорошо развитые отношения с республикой вообще и с КАМАЗом в частности, удобное географическое расположение Татарстана, квалифицированная рабочая сила. При наличии своего производства на месте сбыта Daimler существенно сокращает сроки внедрения продукта, получает возможность участия в федеральных программах, имеет возможность устанавливать конкурентные цены и так далее.

Mercedes-Benz_5.jpg

Однако, безусловно, есть одно важное «но» для всех российских производителей иномарок — локализация производства. Тут «Мерседес-Бенц Тракс Восток» двигается к намеченной цели в 60% локализации постепенно. Годом ранее она в зависимости от модели составляла 15 - 20%. Компания вложила более 2 млн. евро в собственную линию сборки рам, а также освоила производство еще двух компонентов. В итоге локализация поднялась до 20 - 30%. В этом году СП не планирует серьезных денежных вливаний в это направление, но намерена освоить выпуск еще трех компонентов, а вот на 2015 год намечен серьезный проект: «МБ Тракс Восток» планирует запустить собственную линию по сборке кабин (со всей начинкой). Размер инвестиций в этот проект пока не озвучивается.

Mercedes-Benz_6.jpg

Кроме того, по словам господина Бензе, ведутся переговоры с ведущими европейскими производителями автокомпонентов, чтобы они размещали свои производства в Набережных Челнах. Предварительная договоренность об этом уже достигнута с компаниями Hess и Mieller. Кроме того, СП планирует наладить сотрудничество с западными фирмами, уже имеющими производство в России. Большое значение для «МБ Тракс Восток» имеет и взаимодействие с производителями надстроек. Максимального сотрудничества здесь удалось достичь с НефАЗом, который поставляет СП самосвальные надстройки. Сейчас идет поиск аналогичных партнеров.

«В прошлом году, — напомнил Ботманн, — мы в Набережных Челнах впервые провели конференцию поставщиков. Эта работа будет продолжена. Хотим буквально по агрегатам, по компонентам пройтись: кто и что сможет для нас производить, чтобы максимально увеличить локализацию». Но при этом он признал, что на данный момент все же большинство комплектующих для российско-германских грузовиков поступает из Европы. К сожалению, местные производители далеко не всегда могут обеспечить достаточно высокое качество изделий...

ГЛАВНОЕ — НЕ ПРОИЗВЕСТИ, ГЛАВНОЕ — ПРОДАТЬ

По большому счету, заявил Бензе, СП может в течение нескольких недель вдвое увеличить выпуск автомобилей — до 6 тыс. штук в год, перейдя на работу в три смены. Более того, производственные площади в Набережных Челнах позволяют поднять планку до 10 тысяч. Вот только необходимости в таком резком росте в компании не видят — рынок иностранных грузовиков в России не такой большой, он просто не «проглотит» такое количество Mercedes. «В этом плане мы идем пошагово, — пояснил Бензе, — ориентируемся на продажи. Сейчас они идут не очень хорошо, очень надеемся на второе полугодие».

Mercedes-Benz_8.jpg

Надежды в плане реализации грузовиков СП возлагает на свою дилерскую сеть. Сейчас в нее входят более 50 дилерских и сервисных центров. Буквально на днях еще один откроется в Воронеже, подписано соглашение о появлении дилерского центра в Белгороде, ведутся переговоры о расширении сети на юг — в район Минеральных Вод. Изучается возможность появления новых центров в Москве и Московской области. Всего же в этом году планируется, что сеть увеличится примерно на 10 партнеров. «В будущем, — признался Ботманн, — мне бы хотелось, чтобы дилерских и сервисных центров стало еще в два раза больше. Сеть нужна такая, чтобы очень плотно покрывала территорию РФ от Владивостока до Санкт-Петербурга. Потребители у нас есть везде».

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о финансовых показателях компании за 2013 год, в частности, о годовом обороте и полученной прибыли, «наши иностранные партнеры», как их модно стало называть в последнее время, вежливо отказались отвечать, сославшись на то, что на разглашение этих данных нет согласия акционеров. Но дали понять, что компания работает успешно и, по их словам, финансовые итоги 2013 года, которые еще не подведены, должны порадовать акционеров еще больше, чем итоги 2012-го.