ДВОЙНОЙ УКРАИНСКИЙ ЭФФЕКТ

ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» заработало в прошлом году 7,84 млрд. рублей — почти на треть или 1,8 млрд. рублей больше, чем годом ранее, и больше, чем планировалось изначально (7,4 млрд. рублей). При этом 62% годовой выручки предприятие получило за один четвертый квартал, тогда как в январе-сентябре заработало лишь 2,95 млрд. рублей. Такая аритмичность в целом характерна для КМПО, но в прошлом году последний квартал оказался более денежным для него, чем обычно.

Согласно плану на 2013 год, авиационное направление было занято выпуском 19 вентиляторов 294-6311 и 330 вентиляторов 8А-6311. ОАО «КМПО» является монопольным производителем на рынке России вентиляторов для вертолетов Ми-8, Ми-17, Ми-28. Вентиляторы 294-6311-00 и 8А-6311-00 предназначены для охлаждения теплообменников двигателей, главного редуктора, системы кондиционирования и агрегатов вертолетов. Напомним, судя по отчетности КВЗ, дела у Казанского вертолетного завода идут превосходно. Так что здесь можно рассчитывать на стабильность заказов.

Тем временем газовое направление компании готовило к выпуску два привода НК-16СТ, 22 привода НК-16-18СТ и 8 свободных турбин АСТ НК-36СТ. Плюс осуществляло ремонт 57 приводов НК-16СТ, 52 приводов НК-16-18СТ, 12 НК-16СТ с доработкой под НК-18СТ, 10 свободных турбин АСТ НК-16СТ, НК-16-18СТ. Производство ГПА загружено двумя ГПА-16 «Волга» ангарного типа (без двигателя) и десятью ГПА-16 «Волга» (без двигателя) блочно-модульного типа, которые готовятся под новое строительство ОАО «Газпром».

По словам замгендиректора КМПО Владислава Карпова, перевыполнение плана по выручке за 2013 год обеспечено за счет дополнительной отгрузки в адрес ОАО «Газпром» двух газоперекачивающих агрегатов на компрессорные станции строящегося газопровода «Южный поток». Известно, что «Газпром» сейчас сосредоточен на скорейшей реализации этого проекта из-за ситуации с Украиной, возникшей в результате «Евромайдана». И это может сыграть в ближайшие несколько лет на руку как КМПО, так и «Казанькомпрессормашу», который изготавливает компрессоры для ГПА. Причем такое положение дел для казанских производителей выгодно вдвойне. Помимо активизации заказов внутри страны они получили важную поддержку в борьбе с украинскими конкурентами в сегменте ГПА, например, ГП «Зоря — Машпроект» и ОАО «Сумское НПО им. Фрунзе». На днях Владимир Путин указал курс на полное замещение украинских товаров.

Безимени-3.jpg

МОДЕРНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ И СЕТЕЙ

Оборот КМПО рос завидным, особенно для машиностроения, темпом, но себестоимость прибавила еще сильнее. Основные издержки увеличились на 46,2% до 6,85 млрд. рублей, что привело к падению валовой прибыли завода на 369 млн. рублей до 990 млн. рублей по итогам 2013 года.

Руководитель пресс-службы ОАО «КМПО» Елена Ханикова объяснила «БИЗНЕС Online», что увеличение себестоимости выпускаемой продукции вызвано реализацией проектов по модернизации продуктов и производства. Компания получила нового оборудования на 536 млн. рублей, а списала только на 59 млн. рублей. В рамках реализации программы по продлению жизненного цикла серийной продукции на объединении проводятся работы по глубокой модернизации известного высокой надежностью двигателя НК-16СТ с целью повышения КПД и снижению уровня вредных выбросов. В первом полугодии 2013 года изготовлен первый опытный образец двигателя НК-16СТ(М). В 2013 году продолжались работы по доведению двигателя НК-38СТ заявленным техническим характеристикам по надежности, КПД и экологии. Для отработки мероприятий в первом полугодии изготовлен двигатель НК-38СТ (КГ-113). Поставка двигателя запланирована на 2014 год.

По словам Карпова, в 2013 году проводилась масштабная реконструкция производственных сетей (строительство котельной мощностью 60МВт), закупалось новое оборудование, велась подготовка и освоение производства узлов вертолетного двигателя ВК-2500.

Кроме того, опережающий рост основных издержек обусловлен структурой отгруженной продукции: перевыполнением плана реализации по продуктовой группе «Производство газоперекачивающих агрегатов» (ГПА) на 24,1%, имеющей высокую долю материальных затрат и более низкую маржу относительно «Газовой продукции». Данный факт обусловлен тем, что производство ГПА является инжиниринговым продуктом, включающим в себя большой объем кооперации как в части поставки оборудования, так и оказания шеф-монтажных услуг. Например, изготовление и поставку компрессоров осуществляет ОАО «Казанькомпрессормаш», доля которого в цене ГПА составляет около 20%.

В 2014 году работы по модернизации основных производственных фондов будут продолжены. Аналогичные работы по модернизации энергохозяйства будут проведены в филиале ОАО «КМПО-ЗМЗ» (Зеленодольск). Суммарные инвестиции на строительство современной котельной мощностью 16 МВт запланированы в размере 60 млн. рублей. Также планируются инвестиции, направленные на обновление станочного парка основного производства. Окончательно инвестиционная программа на 2014 год будет сформирована в ближайшее время.

Расходные статьи ОАО «КМПО», млн. рублей

Наименование показателя

2012

2013

Абсолютное изменение 2013 к 2012

Изменение в %

Материальные затраты

2 930

5 025

2 095

71,5

Расходы на оплату труда

1 382

1 448

66

4,7

Отчисления на социальные нужды

408

436

28

6,9

Амортизация

86

111

25

29,1

Прочие затраты

1 341

632

-710

-52,9

ТРАТИЛИ НА ОБОРУДОВАНИЕ И ЭКОНОМИЛИ НА СБЫТЕ

Параллельно модернизации предприятие оптимизировало и кадровую политику. Среднесписочная численность работников снизилась на 3,9% — с 4764 человек за 2012 год 4579 человек за 2013 год. То есть работы на КМПО лишились 185 человек. Зато средняя заработная плата на заводе увеличилась на 9% до 26,4 тыс. рублей. Для сравнения: средняя зарплата в Казани по итогам прошлого года составила 29,5 тыс. рублей. А в среднем по машиностроению в Татарстане средняя зарплата составила 26 тыс. рублей.

В то же время удалось основательно сэкономить на коммерческих расходах. Расходы на транспортировку, хранение и комиссионные торговым агентам упали в... 58 раз до 12,3 млн. рублей по итогам 2013 года.

Впрочем, обусловлено это большими коммерческими расходами, которые предприятие понесло в 2012 году. Ханикова пояснила нашему изданию, что внушительная сумма коммерческих расходов в 2012 году была обусловлена вхождением на среднеазиатский рынок ГПА и приводных двигателей и связана с исполнением обязательств по экспортным контрактам. В 2013 году поставка ГПА на среднеазиатский рынок обществом не осуществлялась.

Безимени-4.jpg

ПЕРЕШЛИ НА ДЛИННЫЕ ДЕНЬГИ?

Подчеркнем, что урезание коммерческих расходов — это исключение из общей тенденции роста затратных статей. Так, управленческие расходы выросли на 41 млн. рублей до 497 млн. рублей в 2013 году.

При этом предприятию пришлось больше потратить на обслуживание займов. Процентные платежи прибавили 12,8% и достигли 44 млн. рублей. Однако тут менеджмент явно нашел нужный подход к управлению кредитным портфелем, так как сам по себе объем привлеченных средств увеличился значительно. Суммарно долгосрочные и краткосрочные кредиты выросли в 3,8 раза — со 122 млн. рублей на 31 декабря 2012 года до 464 млн. рублей на 31 декабря 2013 года. Но короткие кредиты практически исчезли (остаток 0,1 млн. рублей), а вся сумма представлена долгосрочными займами, которых ранее отмечено не было.

Впрочем, как пояснил «БИЗНЕС Online» Карпов, ситуация с займами имеет разовый характер. Срок кредитной линии, предоставленной ОАО «Банк Москвы» для ОАО «КМПО», составляет два года. В рамках лимита кредитования по этому договору предоставляются отдельные транши денежных средств на различные сроки. «В бухгалтерскую отчетность за первый квартал будет внесена корректировка: задолженность по данному кредиту будет отражаться в составе краткосрочных заемных средств», — сообщил он.

При этом интересно, что более половины (2,3 млрд. рублей) кредиторской задолженности составили авансы от заказчиков. А значит, обществу гарантирована неплохая загрузка в 2014 году.

Безимени-5.jpg

ПОЛМИЛЛИАРДА ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ

Итак, балансируя свои расходные статьи, завод вышел на свой лучший результат. Чистая прибыль КМПО в прошлом году увеличилась на 29,9% — с 374 млн. рублей за 2012 год до 486 млн. рублей за 2013 год.

При этом, как уже писала газета «БИЗНЕС Online», госпакет такого прибыльного машиностроителя РТ уплыл на остров Джерси в ожидании стратегического инвестора. Компания SINEK INVESTMENT&DEVELOPMENT LIMITED — офшорная «дочка» ОАО «Связинвестнефтехим» — в декабре прошлого года получила государственный пакет в размере 49,2% уставного капитала КМПО. При этом еще 23,7% находится у ЗАО «Инвест-Групп» и 24,9% — у ЗАО «Региональная финансовая компания».

Отметим, что с учетом существенной доли заказов для газовой промышленности стратегическим инвестором может выступить не только машиностроительный холдинг, но и один из гигантов рынка углеводородов. Например, «Газпром», «Новатек» и т.п.

Основные экономические показатели ОАО «КМПО»

Наименование показателя

2012

2013

Абсолютное изменение 2013 к 2012

Изменение в %

Выручка от реализации, млн. руб.

6047,0

7843,0

1796,0

29,7

Себестоимость, млн. руб.

4688,0

6853,0

2165,0

46,2

Валовая прибыль, млн. руб.

1359,0

990,0

-369,0

-27,2

Коммерческие расходы, млн. руб.

707,0

12,0

-695,0

-98,3

Управленческие расходы, млн. руб.

456,0

497,0

41,0

9,0

Прибыль (убыток) от продаж, млн. руб.

196,0

481,0

285,0

145,4

Проценты к получению, млн. руб.

52,0

46,0

-6,0

-11,5

Проценты к уплате, млн. руб.

39,0

44,0

5,0

12,8

Прочие доходы, млн. руб.

546,0

287,0

-259,0

-47,4

Прочие расходы, млн. руб.

274,0

158,0

-116,0

-42,3

Чистая прибыль (убыток), млн. руб.

374,0

486,0

112,0

29,9