IMG_4005.jpg
Вчера в Госдуме депутаты, представители правительства и отраслевых союзов и ассоциаций обсудили проблемы статистики в агоропромышленном комплексе

СТАТИСТИКА ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СТРАНЕ

Вчера в Госдуме прошел круглый стол «О совершенствовании системы государственной статистики в АПК». Собрались депутаты, представители правительства, органов исполнительной власти субъектов и отраслевых союзов и ассоциаций. Заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина во вступительном слове подчеркнула, что статистическая отчетность — основа для принятия решений как на уровне предприятий, так и страны в целом.

В настоящее время статистика ведется главным образом Росстатом на основе сплошного и несплошного наблюдения. В АПК, пояснила Школкина, наблюдение ведется за тремя группами сельхозпроизводителей — сельхозпредприятиями, крестьянско-фермерскими хозяйствами (КФХ) и хозяйствами населения. Наблюдение за крупными и средними сельхозпредприятиями ведется на основе сдаваемой ими статистической отчетности, более мелкие предприятия «отслеживаются» по годовым отчетам, а о делах в лично-подсобных хозяйствах (ЛПХ) впечатление формируют на основе репрезентативной выборки, которая составляет всего около 2%.

Между тем единственная сельскохозяйственная перепись в России проходила в 2006 году и не дала того ожидаемого результата, уверена Школкина: «Она не внесла ясности в деятельность ЛПХ, не выявила нам масштабов той деятельности, которая ведется в садово-огороднической деятельности, не внесла ясности за наличием использования земель, в том числе земель сельхозназначения». Вызывает большое недоверия статистика. «Больше всего нареканий вызывает деятельность крестьянско-фермерских хозяйств, подсобных хозяйств, в которых, по данным Росстата, на сегодня производится около половины продукции», — отметила Школкина. Такие данные вызывают недоумение — в отрасли считают, что цифры завышены в два-три раза. В итоге, уверена депутат, использование неверных данных статистики ведет к принятию неправильных решений как на отдельных предприятиях, так и на уровне всей страны. «Еще это ведет к низкой эффективности нашей государственной поддержки, которая оказывается в том числе сельхозпроизводителям», — констатировала она. Школкина пожаловалась, что зачастую статистическая информация скрывается или же предоставляется не полностью.

НА СТАТИСТИКУ ЗАКАЗА НЕТ

Заместитель руководителя Росстата Константин Лайкам признал, что проблем статистики в сельском хозяйстве гораздо больше, чем в любой другой отрасли. Он считает, что минсельхоз еще в 2005 - 2006 годах был заинтересован в получении истинных данных, поэтому и было принято решение о проведении переписи. «С тех пор внимание к сельскохозяйственной статистике, на мой взгляд, резко сократилось», — сказал заместитель руководителя Росстата. Более того, по его словам, Росстат уже 10 лет бьется за увеличение выборки по ЛПХ, которая даже не 2%, как об этом говорила Школкина, а 0,2%, почему и невозможно получить никакую репрезентативную выборку по регионам. «Цена вопроса — 140 миллионов рублей», — перешел он к денежным вопросам. Лайкам пояснил, что этой суммы хватит только на увеличение процента выборки в два раза, то есть фактически всего до 0,4%.

Он также затронул тему переписи, так как она, по его словам, основа всей статистики. Сначала было принято решение провести сельскохозяйственную перепись в 2014 году, однако мероприятие без лишних слов перенесли на 2016-й, а это самый крайний срок по закону. Такая ситуация Росстат не устраивает. Поэтому в ведомстве предлагают использовать комбинированный метод наблюдения, то есть проводить сельскохозяйственную перепись не реже одного раза в десять лет, а в межпереписной период — вести сплошной учет или выборочные обследования по каждой категории сельхозпроизводителей. В то же время Лайкам не согласился со Школкиной в том, что статистика закрыта. По его заверениям, все официальные данные открыты, как того требует закон, и находятся на сайте Росстата.

IMG_4011.jpg
Айрат Хайруллин: «Мы имеем серьезнейшее искажение себестоимости продукции как ориентир развития сельского хозяйства»

Представитель ведомства поддержал введение штрафов за искажение статистических данных. По его мнению, чем больше бюджетных денег выделяется в виде поддержки, тем больше статистика искажается. Кроме того, Лайкам уверен, что нужен закон о ЛПХ, которые должны быть ограничены некими параметрами.

«АПК — ПРИОРИТЕТ РОССИИ»

Замминистра сельского хозяйства Александр Петриков не согласился с предыдущим докладчиком в том, что теперь у минсельхоза нет заказа на статистику: «Сельское хозяйство остается приоритетом. Я ни в одном высоком документе не видел, чтобы там было другое сказано. АПК — это приоритет России, геополитический прежде всего». Петриков добавил, что в аграрной отрасли есть тенденция к сокрытию статистики как со стороны крупного бизнеса, так и малого: «Есть теневая экономика в сельском хозяйстве — это тоже давний факт».

Также он отметил, что денег, о необходимости которых говорил Лайкам, всегда мало, да и дело, впрочем, не в них: «Надо разобраться с системой государственной статистики и внести ряд принципиальных изменений», — предложил замминистра. Петриков подчеркнул, что статистики и без того много, даже чересчур, вот только никто ее не анализирует. «Дело не только в недостатке информации, но еще в анализе», — заметил он. Замминистра назвал и необходимые меры. Проблему недоверия к статистике, по его словам, можно решить, создав сеть экспертных хозяйств, которые будут давать откровенную информацию. «Тут повышением административных штрафов не обойдешься», — уверен он. Также Петриков предложил развивать дистанционное наблюдение за сельхоздеятельностью. «Создать, наконец, группировку «Космос-СХ», делать снимки в еженедельном режиме, дешифровку этих снимков, и тогда мы получим достоверную статистику, особенно в растениеводстве, и увеличим свои прогностические способности», — считает он. Отдельно Петриков предложил принять в ветеринарии закон об электронном чипировании.

Однако уже сейчас, уверен замминистра, надо заняться статистикой агроформирований. «Кто-то провел хоть одно обследование по агрофирмам и агрохолдингам? — задал он вопрос. — Как статистическая единица они выброшены вообще». Отдельно он выделил тему производительности труда в сельском хозяйстве, показателей которой в России нет. Также нет показателей сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих инновации.

Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт предложил внести изменения в законодательство, прежде всего касающиеся ответственности регионов за добросовестную статистику. «Статистика должна быть все-таки больше экономическим институтом, а не политическим. Когда мы это определим, тогда, возможно, все встанет на свои рельсы», — подметила Школьникова.

ПРОБЛЕМА — В ОТЧЕТНОСТИ РЕГИОНОВ

Депутат Госдумы Айрат Хайруллин также согласился с Лайкамом в том, что сегодняшнее расхождение в статистике стало нарастать в последние годы в связи с увязкой выделяемых субсидий к достижениям конкретных показателей в сельхозпроизводстве. На примере данных по зерну он показал, откуда берутся «приписки».

«Почему у нас в сельском хозяйстве низкие зарплаты? — задал вопрос депутат. — Почему у нас низкая доходность? Да потому, что у нас в среднем по стране в 1,31 раза занижена себестоимость, а это ориентир для участников рынка. То есть вроде бы у всех прибыль, а кредиторская задолженность растет. Зарплату платить денег нет. Самые низкие зарплаты в народном хозяйстве».

Депутат также напомнил и о ситуации 2010 года, когда внутренний рынок потребления зерна очень сократился: «В 2010 году, когда запретили экспорт, я внимательно отслеживал. Произошло то, что из тех регионов, которые не пострадали от засухи, невозможно было вывезти во внутренние регионы, у нас просто такие поставки не работают. Все нацелено на экспорт, а обратно зерно не идет». Также в качестве темы для размышлений депутат предложил подумать над тем, что в 2009 году в стране было элеваторов на 38 млн. т зерна и складских хозяйств — на 25 млн. тонн. «После этого у нас больше складов выбыло и рухнуло, чем мы построили новых элеваторов», — констатировал Хайруллин.

Он обратил внимание на то, как искажают статистику в молочном животноводстве: «У нас, по данным регионов, в ЛПХ столько же коров, сколько было в 90-м году. Покажите мне деревню, где коров столько же, сколько было в 90-м году! Нет ни одной такой деревни. Мы имеем серьезнейшее искажение себестоимости продукции как ориентир развития сельского хозяйства».

Главная проблема, считает Хайруллин, кроется в отчетности регионов: «В погоне за целевыми показателями все начинают рисовать отчетность», — заключил он.

«С «ПЕРВИЧКОЙ» ПРИДЕТСЯ РАБОТАТЬ»

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский также считает, что корень плохой статистики кроется в «первичке», при этом, по его мнению, повышением штрафов проблему не решить: «Корень — в интересах. У нас есть базовые фундаментальные интересы, которые делают статистику кривой изначально. Тот же самый единый сельхозналог объективно заталкивает крестьян к тому, чтобы прятать свои объемы от официальной статистики... Масса подобных вещей делает «первичку» кривой изначально». Злочевский убежден, что надо работать с причиной, а не со следствием, делать все, чтобы не было интереса врать еще на первоначальном уровне.

Также президент Российского зернового союза полагает, что ни чипирование, ни космическое наблюдение, о которых говорилось на круглом столе, не могут стать основой статистики. «Это может стать поверочной системой, чтобы проверить те статистические данные, которые мы собираем в отчетности... Но подменить они не в состоянии, все равно с «первичкой» придется работать», — добавил глава зернового союза.

Исполнительный директор «Союзмолоко» Артем Белов считает, что многие решения, поднимаемые государством для поддержки отрасли, не совсем адекватны. Он также согласен с тем, что надо работать с «первичкой», предложил решить вопрос субсидирования вне зависимости от достигнутых показателей. «Проблема с личными подсобными хозяйствами связана с тем, что регионы получают субсидии в зависимости от показанных в предыдущий период показателей прироста», — сказал Белов.

Он отметил, что уже отмечалась идея амнистии регионов, чтобы они в течение, например, двух лет показывали свои реальные показатели, а субсидии не были к этому привязаны. «Мы можем выйти на более или менее реальные цифры», — уверен Белов. Что касается переписи, то он предложил выбрать три региона и там проводить серьезную выборку, а уже потом с этим опытом выходить на другие субъекты. Школкина привела в пример Башкортостан, который как раз и провел подобную статистическую амнистию, лишился субсидий, но зато узнал реальные данные по республике.