СЛОВА «УЕХАЛО» И «ПРИЕХАЛО» НЕ ОЗНАЧАЮТ НИЧЕГО ДРУГОГО, КРОМЕ ФАКТА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГРАНИЦЫ

Сейчас идет много обсуждений по теме «утечки мозгов». В связи с этим мне вспомнилась дискуссия, развернувшаяся в рамках одного из круглых столов форума RuSciTech, проходившего недавно в Аризонском университете. В форуме приняло участие много наших соотечественников — как представителей крупных мировых брендов, так и студентов, проходящих обучение в университете по магистерским программам. Более того, многие круглые столы шли на русском языке.

Подобного рода конференции проходят регулярно и собирают ученых, работающих на hi-tech компании. Особенность форума RuSciTech заключалась в том, что параллельно проходила конференция «Нано- и гигатехнологии в области фотоники, электроники и альтернативной энергетики».

Уровень докладов был высоко профессиональный и носил большей частью прикладной характер.

Это я к тому, что научное сообщество за рубежом в некоторых регионах представлено широко нашими соотечественниками и не просто представлено, а работает и развивается. Не помню кем, но на одном из круглых столов был поднят вопрос «утечки мозгов». Этот вопрос был не в формате конференции, но кто-то, увидев такую обширную профессиональную русскоязычную аудиторию, воспользовался неформальным характером общения и поинтересовался.

Мне показался любопытным ответ представителя консульства Российской Федерации в Сан-Франциско. Он сказал, что технически нетрудно посчитать, сколько за определенный период уехало человек из России и сколько приехало. Слова «уехало» и «приехало» не означают ничего другого, кроме факта пересечения границы. А вот ответить на вопрос, сколько граждан России стали гражданами США и имеют при этом высокую научную квалификацию, а тем более работают успешно по своему профессиональному назначению за определенный период времени, практически невозможно.

Во-вторых, наши соотечественники предпочитают работать, находясь в режиме длительных командировок. При этом у многих из них паспорт гражданина России. В таком режиме некоторые из них живут уже лет по 20 - 25. То есть такие понятия, как специалист, гражданство, территориальная граница, перетекающие в понятие «утечка мозгов», — это как минимум красиво сформулированный лозунг, который хорошо использовать, не вдаваясь в детали. Это ни о чем! Если вы специалист, то ваша профессиональная деятельность в условиях мировой глобализации не ограничивается никакими территориальными границами.

ЗАЧЕМ УЧИТЬСЯ ЗА РУБЕЖОМ?

Важно другое — условия, при которых научное сообщество, находясь в разных территориальных границах, успешно формируется и развивается. Важно получать знания и навыки и иметь возможность применить их на практике, реализовав свой потенциал. Это как ключ и замок. Главное, чтобы знания, навыки и работа соответствовали друг другу. Как научиться получать такие комбинации? Есть ли возможности для этого? Как результат — либо успешное развитие человека, либо не «утечка», а «потеря мозгов». Это когда человек получил знания и навыки, но не может их применить, теряет их, занимаясь не свойственной ему деятельностью.

Знакомая ли ситуация, когда в университете появляется профессор — мировая звезда, но на его лекцию магистры идут не потому, что они понимают, что это им надо, а потому, что им всем сказали быть на конференции во избежание осложнений с преподавателем? (Это если в зале есть студенты вообще). А сколько на таких конференциях вы видели представителей из технологического бизнеса? А сколько совместных профессиональных вопросов обсуждают такой профессор, студент и представитель технологического бизнеса за чашечкой кофе в перерыве на иностранном языке? Вот что важно.

Теперь о получении знаний за рубежом. Зачем вообще человек учится в университете? Чтобы получить диплом?.. Недальновидно. Знания?.. Какие и зачем?.. Получить виды на хорошую карьеру?.. По-моему мнению, ДА!

Я общался со студентами, которые первые три курса обучались в университетах Казани, а потом поступали в магистратуру университета Аризоны. Я спрашивал их, зачем они поехали в США. Ведь базовые знания хорошо, удобно и доступно получить в Казани. Качество даже лучше, считают многие. Но вот профессиональную подготовку, включая профессиональные связи, лучше получать за рубежом.

Это примеры не так называемой золотой молодежи. И это не единичные примеры. Студенты для компенсации платы за обучение подрабатывают помощниками преподавателей, за отличное обучение получают дополнительные бонусы и прочие льготы. Это непростой путь. Ребята и девушки действительно пашут, но зато добиваются профессионального результата.

«БОЛЬШЕ КОНКУРСОВ, КОНФЕРЕНЦИЙ, СТАЖИРОВОК. МИНУС ЛЕНЬ И ПАССИВНОСТЬ»

Куда потом? Работа по всему миру, включая и Россию. Сейчас в России идет запрос на новые технологии. Крупные мировые компании с ног сбиваются в поисках инженеров. За рубежом такая же, как и у нас, нехватка специалистов с хорошим инженерным образованием. А вот инженер, который легко будет работать в России, для зарубежных компаний — это просто находка. Вот вам и «утечка мозгов». Нужно не лениться, а работать над собой. Возможности есть.

Кстати, кто попробовал раз, знает, что это возможно. Брат или сестра по программе обмена или в качестве награды по результатам победы в каком-либо конкурсе проходят обучение или стажировку за рубежом? Младшему уже проще понимать, как это происходит. Поэтому важно вовлечение в этот процесс молодежи. Больше конкурсов, больше конференций, больше стажировок, больше международного профессионального общения. Минус лень и пассивность. Зачем? Это дорога успеха для специалистов современного технологического уровня.

Сергей Юшко