«В Татарстане сложилась хорошая традиция семейных ферм, где из поколения в поколение передаются навыки ведения сельского хозяйства», — рассказывает заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Рустем Гайнуллов. Малые формы хозяйствования Татарстана производят вовсе не мало, а 44,3% от валового регионального продукта АПК по итогу 2023 года. Каждый пятый житель села в республике работает в АПК, именно поэтому минсельхоз Татарстана очень большое внимание уделяет их поддержке. О новых видах поддержки для производителей картофеля и овощей и о том, как совместить животноводство и туризм, — в нашем интервью.
Рустем Гайнуллов: «На сегодняшний день на сельских территориях Татарстана проживают более 900 тысяч человек, из них более 183 тысяч заняты работой в агропромышленном секторе»
1,39 млрд для малых форм хозяйствования
— Рустем Рафаилович, можно ли представить современное сельское хозяйство без фермеров? Сколько продукции они производят в Татарстане?
— В Татарстане по итогам 2023 года порядка 44,3% от валового регионального продукта АПК произведено хозяйствами малых форм. В Татарстане 417 тысяч личных подсобных хозяйств, 2,6 тысячи крестьянских фермерских формирований, а также 376 сельскохозяйственных кооперативов. Речь идет о продукции на 128,1 миллиарда рублей.
— Почему важно поддерживать фермеров? Неужели они не смогут выжить без господдержки?
— На сегодняшний день на сельских территориях Татарстана проживают более 900 тысяч человек, из них более 183 тысяч заняты работой в агропромышленном секторе. К такому числу мы пришли не сразу. Как раз такие меры государственной поддержки оказали важную роль в сохранении и увеличении количества фермеров. Необходимо сохранять сельский уклад жизни, чтобы у людей, которые живут в селах, была работа. Да и потом, люди получают зарплату, а это подразумевает отчисление налогов на развитие этих же территорий.
— Сколько средств господдержки фермерам в Татарстане уже выдано в этом году?
— В текущем году, по предварительным подсчетам, для поддержки именно малых форм хозяйствования будет направлено 1,39 миллиарда рублей. При этом софинансирование (ФБ+РБ) — 749 миллионов рублей, а остальное — под 640 миллионов рублей — меры только из регионального бюджета. Раис Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов и правительство республики уделяют большое внимание развитию малых форм хозяйствования.
— Получается, значительная часть помощи выделяется республикой?
— Надо понимать, что Татарстан занимает второе место в России по производству продукции в личных подсобных хозяйствах после Дагестана. Им оказывается существенная поддержка со стороны регионального бюджета.
— Какие преимущества дает грант «Агростартап»? Все ли желающие могут на него претендовать?
— Эта грантовая поддержка реализуется в республике с 2019 года. За 6 лет мы по программе «Агростартап», реализуемой в Татарстане в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», оказали поддержку 342 начинающим предпринимателям на общую сумму 1,1 млрд рублей. На их территориях за это время было создано более 500 рабочих мест.
Это мера поддержки для начинающих фермеров, у которых нет опыта в сельском хозяйстве, нет больших компетенций, но есть желание начать свое дело. Для них предусмотрены гранты в размере от 3 до 5 млн рублей. Условие такое: 90% — грантовая часть, 10% — собственные средства. В этом году по этой программе мы поддержали 35 проектов на сумму 147,3 млн рублей.
— Это много?
— Это меньше, чем в 2023-м. В этом году произошло небольшое перераспределение внутри мер поддержки, поэтому цифры сократились. Для сравнения: в прошлом году мы поддержали 71 проект.
«Наталья Зинатуллина из Алексеевского района получила грант «Агростартап», занялась разведением страусов, а через два года вышла с заявкой по агротуризму и получила еще один грант — в размере 10 миллионов рублей»
— Можете привести примеры успешных агростартапов, которые уже показали результат?
— Например, КФХ Натальи Зинатуллиной из Алексеевского района (проект «Страусы Биляра»). В 2019 году она получила грант «Агростартап» по направлению «Производство зерновых культур», а через два года вышла с заявкой по агротуризму и получила еще один грант — в размере 10 миллионов рублей. Сейчас проект активно развивается и получает хорошие результаты в форме новых рабочих мест, налогов и развития территорий.
Мы стараемся охватить все районы республики, точечно анализируем ситуацию и выбираем, где какие проекты поддерживать. Это позволяет рационально распределять ресурсы.
— Какие еще приоритетные направления есть в этой программе?
— Животноводство, рыбоводство… С этого года мы ввели направление улитководства. Знаю, что на Высокой Горе в Татарстане есть такой проект, в конкурсе на грант он пока не участвовал, но возможность такая у улитководов появилась.
— А сколько может улитковод получить?
— 3 миллиона рублей. Начинающие фермеры, работающие в мясном и молочном направлениях, могут получить больше — до 5 миллионов.
«Мы поддержали пять крупных проектов, которые уже находятся на стадии реализации. Среди успешных примеров можно выделить КФХ «Вафауллин» Анселя Вафауллина, который развивает семейный молочно-товарный комплекс в Ютазинском районе»
«Есть такие люди, которые переезжают из городов в села и становятся фермерами»
— Растет ли количество семейных ферм в Татарстане? Почему важно поддерживать именно семейное фермерство?
— Семейные животноводческие фермы — это более крупные проекты. У них и объемы производства совершенно другие. Это следующий уровень после агростартапов. Эти проекты более устойчивые. В Татарстане сложилась хорошая традиция семейных ферм, где из поколения в поколение передаются навыки ведения сельского хозяйства. Хотел бы выделить семью Хановых из Тукаевского района, Зариповых из Лаишевского района. Есть такие люди, которые переезжают из городов в села и становятся фермерами!
— Сложно ли получить грант для развития семейной фермы?
— Программа поддержки семейных ферм финансируется из бюджетов двух уровней (ФБ+РБ), и есть обязательное условие, что фермеры должны вкладывать свои собственные средства — не менее 40%. Например, если проект стоит 10 миллионов рублей, фермер сам должен вложить 4 миллиона, а остальное в пропорции 60/40 добавят федеральный и республиканский бюджеты. Такое распределение стимулирует фермеров — когда человек вкладывает свои деньги, он относится к делу более ответственно, трепетно.
В этом году было предусмотрено выделение до 30 миллионов рублей на животноводство и до 20 миллионов на птицеводство.
— Какие проекты выиграли семейный грант в этом году?
— Мы поддержали пять крупных проектов, которые уже находятся на стадии реализации. Среди успешных примеров можно выделить КФХ «Вафауллин» Анселя Вафауллина, который развивает семейный молочно-товарный комплекс в Ютазинском районе. Это перспективный проект с отличными результатами. Также можно отметить семейную молочную ферму Петра Чурина в Чистопольском районе, где достигаются высокие надои молока.
Роботизированную молочную ферму КФК Александра Григорьева в Рыбно-Слободском районе — он получил грант два года назад и успешно запустил проект.
«С прошлого года при поддержке Раиса Республики Татарстан мы возобновили помощь начинающим кооперативам, они могут получить до 10 миллионов рублей на оборудование, строительно-монтажные работы в здании, а также на покупку техники»
Поддержка кооперативов как способ увеличения доли переработки
— Какую поддержку получают кооперативы?
— Кооператив — это объединение нескольких фермеров и ЛПХ, организованная форма ведения бизнеса. В Татарстане на 1 июля было зарегистрировано 376 сельскохозяйственных кооперативов, из них ведут деятельность и сдают отчетность в министерство сельского хозяйства 189.
С прошлого года при поддержке Раиса Республики Татарстан мы возобновили помощь начинающим кооперативам, они могут получить до 10 миллионов рублей на оборудование, строительно-монтажные работы, а также на покупку техники.
В прошлом году на эти цели было выделено 100 миллионов рублей, а в этом году — 90 миллионов. В 2023 году поддержали 10 проектов.
«Кооператив «Умырзая» из Сабинского района и кооператив «Восток» из Мензелинского района занимаются забоем животных и активно развивают переработку мяса»
— Пользуется ли популярностью эта мера поддержки?
— Конечно. Для примера: в этом году для поддержки начинающих кооперативов было предусмотрено 90 миллионов рублей, а поступило 22 заявки на 220 миллионов! Мы смогли поддержать 9 проектов. Вместе с тем за счет экономии по другим направлениям дополнительно выделим еще 20 миллионов, что позволит поддержать еще два проекта.
Для продолжающих свою деятельность кооперативов предусмотрен также лимит на 2024 год грантовой поддержки на 41 миллион рублей (софинансирование идет в пропорции 60% из федерального бюджета и 40% из республиканского). В этом году мы поддержали два таких проекта, которые уже находятся в стадии реализации.
Кооператив «Умырзая» из Сабинского района и кооператив «Восток» из Мензелинского района. Они занимаются забоем животных и активно развивают переработку мяса. «Умырзая» поставляет продукцию в регионы РФ.
— Если кооперативы уже такие сильные, зачем их поддерживать?
— Мы в Татарстане хотим увеличивать долю переработки сельхозпродукции. Чтобы в максимально короткие сроки запустить новые перерабатывающие производства, нам просто необходимо такую поддержку оказывать. Развитие перерабатывающих производств — это дополнительные налоги, которые возвращаются в бюджет. Также благодаря этой поддержке кооперативы могут реинвестировать прибыль и развивать свое производство.
— А что с конкуренцией за гранты?
— Конкуренция очень высокая. На поддержку кооперативов, действующих более 1 года, ежегодно требуется минимум 150–200 миллионов рублей, у нас есть дефицит финансирования, поэтому планируем разработать отдельную программу поддержки. Но это в перспективе. И надо понимать, что начинающие кооперативы — это будущие «продолжающие» кооперативы, которые со временем станут более мощными структурами.
— То есть в будущем начинающие кооперативы смогут снова претендовать на поддержку?
— Конечно, если они успешно выполнят все условия соглашения. В противном случае предусмотрена процедура возврата средств в бюджет.
«Сегодня акцент делается на развитии агротуризма в 100-километровой зоне вокруг Казани. Это сделано для удобства туристов»
Как развивается сельский туризм
— В прошлую нашу встречу вы говорили, что развитие получает сельский туризм. Каких успехов с помощью МСХП удалось достичь фермерам на сегодняшний день?
— С 2022 года минсельхоз России реализует государственную программу развития сельского туризма, в которой наши фермеры активно участвуют. На сегодняшний день семь проектов из нашей республики уже получили грантовую поддержку.
В 2023 году гранты получили три проекта на общую сумму 19,9 миллиона рублей. В этом году поддержку получили еще четыре проекта на 38 миллионов. Также мы прошли конкурс на 2025 год, в будущем году будут поддержаны еще пять проектов на 42 млн рублей.
— Какие проекты агротуризма чаще всего находят поддержку в Москве?
— Сегодня акцент делается на развитии агротуризма в 100-километровой зоне вокруг Казани. Это сделано для удобства туристов. Мы понимаем, что в дальние районы не каждый поедет. Это позволит гостям Казани, которых становится все больше, легко добираться до агротуристических объектов, знакомиться с республикой и рассказывать о ней. В дальнейшем мы планируем и должны развивать более удаленные районы.
— Но ведь фермеры, которые занимаются производством мяса или молока, сильно загружены своими основными обязанностями. Туризм — это совершенно другая сфера. Как они с этим справляются?
— Мы помогаем им обучаться. В этом направлении активно работает госкомитет по туризму, который организует обучающие программы, Центр компетенций проводит обучение. На семинарах рассказываем о ведении агротуризма, пчеловодстве и других аспектах агробизнеса. Ежегодно проводим «Школу фермера» при поддержке Россельхозбанка. Занятия проходят с сентября по ноябрь, каждый год отбирается около 40 участников. Этот курс помогает начинающим фермерам реализовывать свои проекты на селе, в том числе связанные с агротуризмом.
«С этого года все меры федеральной поддержки у нас были переведены в электронный вид, а с 2025 года переводим в «цифру» региональные меры поддержки»
О мошенничестве с грантами
— Бывают ли случаи, когда фермеры изначально понимают, что, скорее всего, не смогут выполнить условия гранта?
— Такие случаи есть, к сожалению. Случается так, что человек переоценил свои силы, получил грант, а потом потерял интерес к делу.
— Фермер по какой-то причине не смог выполнить условия, что происходит дальше?
— Мы действуем поэтапно. Пишем претензию, стараемся решить вопрос в досудебном порядке. В случае неисполнения материалы направляются в суд. В суде также вопрос может быть решен путем заключения мирового соглашения. Расторжение договора и взыскание гранта являются крайней мерой.
— Какие изменения по части бюджетной поддержки ждут аграриев в будущем году?
— На следующий год для малых форм хозяйствования у нас запланирована поддержка на 1 миллиард 323 миллиона рублей, что примерно на уровне нынешнего года. Вводим новый вид поддержки для ЛПХ, имеющих статус самозанятых. Они будут получать субсидированную поддержку на картофель и овощи: по 9 рублей на 1 килограмм реализованного картофеля и по 10 рублей — на килограмм реализованных овощей.
Это хорошая поддержка, подспорье для того, чтобы развивать направление картофеля и овощеводства в ЛПХ.
С этого года все меры федеральной поддержки у нас были переведены в электронный вид, а с 2025 года переводим в «цифру» региональные меры поддержки. Заявки будем принимать только в электронном виде через электронную площадку. То есть нашим уважаемым фермерам не придется за 400 километров из Актаныша, Бавлов ездить в Казань, чтобы оформить субсидии, подать документы на гранты, плюс таким образом полностью исключаем человеческий фактор.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.