333.jpg

В МАЕ ЗАПУСТЯТ СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ТЕХНОПАРКА

Сегодня в Доме правительства РТ прошел брифинг по итогам визита делегации Татарстана в Китай. На нем присутствовали первый заместитель министра промышленности и торговли Руслан Кабиров, руководитель АИР Линар Якупов и председатель ТПП Шамиль Агеев.

В начале Кабиров остановился на рассказе о Пекине. По его словам, там делегация представила экономический и инвестиционный потенциал республики. Послушать о Татарстане пришли представители более 30 предприятий различных отраслей из КНР, со стороны Татарстана презентовали себя более 20 предприятий. «Прошли адресные встречи по следующим направлениям: сотрудничество в области инвестиционно-промышленных площадок, в области нефтехимии, машиностроения, энергетики, строительства и других областей», — пояснил Кабиров.

По его словам, татарстанскую делегацию особенно интересовал, как и в прошлом году, опыт создания индустриальных парков для малых и средних промышленных предприятий. Уже принято решение в мае начать строительство индустриального парка в одном из муниципальных районов недалеко от Казани. Где именно, Кабиров предпочел не говорить. А на прямой вопрос журналистов об этом уклончиво пообещал, что интрига раскроется совсем скоро.

Особенно Кабиров выделил посещение Чжунгуаньцуня, его еще называют китайской «Силиконовой долиной». «Именно здесь есть много точек соприкосновения в области как и нефтехимии, машиностроения, здравоохранения, IT-технологий, сельского хозяйства. Большой объем был получен информации и опыта тоже, которые могут быть использованы в различных отраслях», — сказал замминистра. В итоге было принято решение создать рабочую группу для дальнейшей проработки всех вопросов по китайской повестке.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о договоренностях по ОЭЗ «Алабуга» и КАМАЗу Кабиров предпочел детально не говорить. «Конкретные договоренности освещать не буду, дабы что-то не сглазить, — осторожно ответил он. — Есть договоренности с компаниями в области машиностроения, в банковской сфере, инвестиционной деятельности, в сфере нефтехимии, это по итогам тех адресных встреч, которые у нас в Пекине состоялись». По его словам, в ближайшее время делегация от «Иннополиса», «Смарт Сити» планирует отдельно съездить в Чжунгуаньцунь.

«ОНИ ВЫЖИМАЮТ МАКСИМУМ ИЗ ВСЕГО»

Руководитель агентства инвестиционного развития Якупов, в свою очередь, остановился на рассказе о посещении Урумчи и Гонконга. «Китай просто поражает своим масштабом, — эмоционально начал он. — Если говорим сегодня о создании двух площадок, это «Иннополис» и «Смарт Сити», и говорим, что в первом будет 150 тысяч человек, а во втором будет порядка 60 тысяч человек, то в Китае, и в частности то, что мы видели в Урумчи, масштабы, конечно, в разы <больше>». Делегация РТ посетила там две площадки: научно-производственную зону и зону вокруг экспоцентра. «В каждой из этих площадок будет проживать как минимум миллион человек», — заметил Якупов. Чтобы был понятен китайский размах, он привел в пример «Алабугу» в 40 кв. км, тогда как в Урумчи это 200 кв. км, через которые проходят три автострады. «Используя ресурсы, которые у них есть, они выжимают максимум из всего этого, строя совершенно новые города», — поделился Якупов впечатлениями.

В Урумчи делегация тоже представляла инвестиционный и экономический потенциал республики, поскольку этот регион для РТ интересен в таких направлениях, как энергетика, сельское хозяйство, транспорт.

Якупов напомнил, что Китай планирует возродить Великий шелковый путь, чтобы наладить связь через Казахстан и Россию с Европой. По его словам, если в самом Китае уже построили трассы, то Казахстан пообещал свой участок сдать в 2015 году. Поэтому дело останется только за Россией. «Мы понимаем, что с экономической точки зрения, чтобы Россия и Китай были связаны друг с другом, очень важный элемент — это логистика», — считает глава АИР. На этот путь из Китая в Европу Татарстан сегодня возлагает большие надежды, так, часть дороги будет идти как раз через республику. Тем более вновь подняли вопрос о возобновлении регулярных полетов из Казани в Урумчи.

По итогам визита в Урумчи было подписано соглашение между АИР и китайской компанией TBEA, которая является крупнейшим в мире производителем трансформаторного и сетевого оборудования. Делегацию этой компании уже ожидают в Казани на следующей неделе. По словам Якупова, будут обсуждать вопрос о совместных проектах на территории республики.

Зона экономического и технологического развития Урумчи
Зона экономического и технологического развития Урумчи

«НАША ЗАДАЧА — МАКСИМАЛЬНО СЕБЯ ПРЕДСТАВИТЬ»

В Гонконге представители республики посмотрели прообраз «Иннополиса», встретились с ведущими бизнесменами, которые готовы «рассматривать Татарстан как новую инвестиционную площадку». Якупов отметил, что президент Рустам Минниханов рассказал бизнес-сообществу о тех возможностях, которые есть в республике, и главное — о стабильности, которая отличает регион в экономическом и инвестиционном плане. При этом уже несколько гонконгских компаний заинтересовались республиканскими проектами. «Мы видим большой интерес кроме энергетических вопросов также и к тематике индустриальных парков, наших новых городов. Все-таки сегодня еще ни один регион РФ не готов выступать на внешних рынках с такими инвестиционными продуктами, как «Иннополис» и «Смарт Сити», как это делаем мы», — похвастался Якупов. Поэтому, надеется он, китайские компании и инвесторы вложатся в республиканские проекты.

Якупов подчеркнул, что есть и политическое решение Китая работать с российскими компаниями, выходить в регионы. «Наша задача — максимально себя представить, максимально показать все наши возможности и максимально попытаться не просто привлекать китайских инвесторов сюда, но и попытаться сделать так, чтобы возникали совместные предприятия с нашими предпринимателями... Договариваться и нашему бизнесу, и китайскому только предстоит учиться», — заключил шеф АИР.

По итогам визита прорабатываются соглашения о том, чтобы взаимно продвигать РТ на площадках Гонконга. Уже обозначены и конкретные проекты для сотрудничества КНР и РТ, а именно: привлечение инвесторов в ОЭЗ «Алабуга», «Смарт Сити», совместное производство комплектующих к автобусам и автомобилям, производство тракторов, электромобилей. К нефтехимии у Китая уже есть интерес, кроме того, в КНР планируются поставки продукции нефтехимии. Также собираются поставлять продукцию Казанского вертолетного завода, в энергетике — теплоэнергетическое и газовое оборудование для промышленных предприятий и населенных пунктов. В то же время Китай проявляет интерес к сельскому хозяйству. «Сейчас наша задача — правильно упаковать и подготовить инвестиционные предложения по проектам в сельском хозяйстве», — определил Якупов. Впрочем, глава АИР уверен, что надо аккуратно выстраивать работу с Китаем по конкретным инвестпроектам, защищая и своих собственных производителей.

Журналисты подняли вопрос о возможном участии Китая в строительстве ВСМ Москва — Казань. Якупов подтвердил, что Минниханов действительно пригласил компании из КНР для обсуждения вопроса, насколько их технологии, технические и инженерные решения, оборудование подходят для строительства дорог. «И финансовые схемы», — добавил Агеев.

«Есть производитель, и рядом с ним целая финансовая система, которая позволяет произведенную продукцию вывозить в любую страну... Это большое подспорье компаниям, выходящим на внешний рынок», — Якупов объяснил замечание главы ТПП РТ. Руководитель АИР уверен, что когда будут рассматриваться технические решения для ВСМ, китайские компании смогут сделать достойное предложение.