Сегодня в Доме правительства делегация Татарстана подвела итоги своего недавнего визита в Китай. Замминистра промышленности и торговли Руслан Кабиров, руководитель АИР Линар Якупов и председатель ТПП Шамиль Агеев рассказали о том, как рекламировали экономический и инвестиционный потенциал республики и о чем договорились с бизнес-сообществом Поднебесной. Как выяснил «БИЗНЕС Online», в РТ уже на следующей неделе ожидают ответного визита китайских бизнесменов.
В МАЕ ЗАПУСТЯТ СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ТЕХНОПАРКА
Сегодня в Доме правительства РТ прошел брифинг по итогам визита делегации Татарстана в Китай. На нем присутствовали первый заместитель министра промышленности и торговли Руслан Кабиров, руководитель АИР Линар Якупов и председатель ТПП Шамиль Агеев.
В начале Кабиров остановился на рассказе о Пекине. По его словам, там делегация представила экономический и инвестиционный потенциал республики. Послушать о Татарстане пришли представители более 30 предприятий различных отраслей из КНР, со стороны Татарстана презентовали себя более 20 предприятий. «Прошли адресные встречи по следующим направлениям: сотрудничество в области инвестиционно-промышленных площадок, в области нефтехимии, машиностроения, энергетики, строительства и других областей», — пояснил Кабиров.
По его словам, татарстанскую делегацию особенно интересовал, как и в прошлом году, опыт создания индустриальных парков для малых и средних промышленных предприятий. Уже принято решение в мае начать строительство индустриального парка в одном из муниципальных районов недалеко от Казани. Где именно, Кабиров предпочел не говорить. А на прямой вопрос журналистов об этом уклончиво пообещал, что интрига раскроется совсем скоро.
Особенно Кабиров выделил посещение Чжунгуаньцуня, его еще называют китайской «Силиконовой долиной». «Именно здесь есть много точек соприкосновения в области как и нефтехимии, машиностроения, здравоохранения, IT-технологий, сельского хозяйства. Большой объем был получен информации и опыта тоже, которые могут быть использованы в различных отраслях», — сказал замминистра. В итоге было принято решение создать рабочую группу для дальнейшей проработки всех вопросов по китайской повестке.
На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о договоренностях по ОЭЗ «Алабуга» и КАМАЗу Кабиров предпочел детально не говорить. «Конкретные договоренности освещать не буду, дабы что-то не сглазить, — осторожно ответил он. — Есть договоренности с компаниями в области машиностроения, в банковской сфере, инвестиционной деятельности, в сфере нефтехимии, это по итогам тех адресных встреч, которые у нас в Пекине состоялись». По его словам, в ближайшее время делегация от «Иннополиса», «Смарт Сити» планирует отдельно съездить в Чжунгуаньцунь.
«ОНИ ВЫЖИМАЮТ МАКСИМУМ ИЗ ВСЕГО»
Руководитель агентства инвестиционного развития Якупов, в свою очередь, остановился на рассказе о посещении Урумчи и Гонконга. «Китай просто поражает своим масштабом, — эмоционально начал он. — Если говорим сегодня о создании двух площадок, это «Иннополис» и «Смарт Сити», и говорим, что в первом будет 150 тысяч человек, а во втором будет порядка 60 тысяч человек, то в Китае, и в частности то, что мы видели в Урумчи, масштабы, конечно, в разы <больше>». Делегация РТ посетила там две площадки: научно-производственную зону и зону вокруг экспоцентра. «В каждой из этих площадок будет проживать как минимум миллион человек», — заметил Якупов. Чтобы был понятен китайский размах, он привел в пример «Алабугу» в 40 кв. км, тогда как в Урумчи это 200 кв. км, через которые проходят три автострады. «Используя ресурсы, которые у них есть, они выжимают максимум из всего этого, строя совершенно новые города», — поделился Якупов впечатлениями.
В Урумчи делегация тоже представляла инвестиционный и экономический потенциал республики, поскольку этот регион для РТ интересен в таких направлениях, как энергетика, сельское хозяйство, транспорт.
Якупов напомнил, что Китай планирует возродить Великий шелковый путь, чтобы наладить связь через Казахстан и Россию с Европой. По его словам, если в самом Китае уже построили трассы, то Казахстан пообещал свой участок сдать в 2015 году. Поэтому дело останется только за Россией. «Мы понимаем, что с экономической точки зрения, чтобы Россия и Китай были связаны друг с другом, очень важный элемент — это логистика», — считает глава АИР. На этот путь из Китая в Европу Татарстан сегодня возлагает большие надежды, так, часть дороги будет идти как раз через республику. Тем более вновь подняли вопрос о возобновлении регулярных полетов из Казани в Урумчи.
По итогам визита в Урумчи было подписано соглашение между АИР и китайской компанией TBEA, которая является крупнейшим в мире производителем трансформаторного и сетевого оборудования. Делегацию этой компании уже ожидают в Казани на следующей неделе. По словам Якупова, будут обсуждать вопрос о совместных проектах на территории республики.
Зона экономического и технологического развития Урумчи |
«НАША ЗАДАЧА — МАКСИМАЛЬНО СЕБЯ ПРЕДСТАВИТЬ»
В Гонконге представители республики посмотрели прообраз «Иннополиса», встретились с ведущими бизнесменами, которые готовы «рассматривать Татарстан как новую инвестиционную площадку». Якупов отметил, что президент Рустам Минниханов рассказал бизнес-сообществу о тех возможностях, которые есть в республике, и главное — о стабильности, которая отличает регион в экономическом и инвестиционном плане. При этом уже несколько гонконгских компаний заинтересовались республиканскими проектами. «Мы видим большой интерес кроме энергетических вопросов также и к тематике индустриальных парков, наших новых городов. Все-таки сегодня еще ни один регион РФ не готов выступать на внешних рынках с такими инвестиционными продуктами, как «Иннополис» и «Смарт Сити», как это делаем мы», — похвастался Якупов. Поэтому, надеется он, китайские компании и инвесторы вложатся в республиканские проекты.
Якупов подчеркнул, что есть и политическое решение Китая работать с российскими компаниями, выходить в регионы. «Наша задача — максимально себя представить, максимально показать все наши возможности и максимально попытаться не просто привлекать китайских инвесторов сюда, но и попытаться сделать так, чтобы возникали совместные предприятия с нашими предпринимателями... Договариваться и нашему бизнесу, и китайскому только предстоит учиться», — заключил шеф АИР.
По итогам визита прорабатываются соглашения о том, чтобы взаимно продвигать РТ на площадках Гонконга. Уже обозначены и конкретные проекты для сотрудничества КНР и РТ, а именно: привлечение инвесторов в ОЭЗ «Алабуга», «Смарт Сити», совместное производство комплектующих к автобусам и автомобилям, производство тракторов, электромобилей. К нефтехимии у Китая уже есть интерес, кроме того, в КНР планируются поставки продукции нефтехимии. Также собираются поставлять продукцию Казанского вертолетного завода, в энергетике — теплоэнергетическое и газовое оборудование для промышленных предприятий и населенных пунктов. В то же время Китай проявляет интерес к сельскому хозяйству. «Сейчас наша задача — правильно упаковать и подготовить инвестиционные предложения по проектам в сельском хозяйстве», — определил Якупов. Впрочем, глава АИР уверен, что надо аккуратно выстраивать работу с Китаем по конкретным инвестпроектам, защищая и своих собственных производителей.
Журналисты подняли вопрос о возможном участии Китая в строительстве ВСМ Москва — Казань. Якупов подтвердил, что Минниханов действительно пригласил компании из КНР для обсуждения вопроса, насколько их технологии, технические и инженерные решения, оборудование подходят для строительства дорог. «И финансовые схемы», — добавил Агеев.
«Есть производитель, и рядом с ним целая финансовая система, которая позволяет произведенную продукцию вывозить в любую страну... Это большое подспорье компаниям, выходящим на внешний рынок», — Якупов объяснил замечание главы ТПП РТ. Руководитель АИР уверен, что когда будут рассматриваться технические решения для ВСМ, китайские компании смогут сделать достойное предложение.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.