Александр Сладковский
Александр Сладковский (фото: tatarstan-symphony.com)

«ОН НЕ СТЕСНЯЯСЬ ЗАЯВЛЯЕТ, ЧТО ТАТАРСКАЯ МУЗЫКА ЕМУ НЕ ИНТЕРЕСНА»

Для чего существует Республика Татарстан? В чем его отличие, скажем, от гипотетической «Казанской губернии»? Да в том, что Республика Татарстан должна на институциональном уровне поддерживать и развивать язык, образование и культуру татарского народа. Сама высокая культура семимиллионного народа, включающая тысячелетнюю литературу, профессиональный театр, искусство оперы, балета, академической (симфонической, камерной, вокальной, хоровой) музыки, кинематограф, гуманитарную науку (языкознание, историю, философию), служит важнейшим институциональным элементом государственности Татарстана.

Поэтому поддерживать и развивать татарскую симфоническую музыку — наиглавнейшая обязанность Республики Татарстан и его руководства. Собственно, для этого и был создан в 1966 году Государственный симфонический оркестр ТАССР. Служит ли он сегодня этой своей благородной цели и миссии? Нет!

Я имел счастье много лет слушать наш оркестр под руководством мирового гения Натана Рахлина, почти с первых дней существования коллектива. Что отличает высокое служение незабвенного Рахлина от работы нынешнего руководителя оркестра Сладковского? Натан Григорьевич много и охотно играл музыку татарских композиторов. Он практически в каждую концертную программу обязательно включал татарские произведения, а концертный сезон непременно открывал исполнением симфоний Назиба Жиганова. А ведь такой и должна быть программная политика Государственного симфонического оркестра Татарстана, в этом его высокая миссия. Но эта добрая традиция предана забвению г-ном Сладковским, он не стесняясь заявляет, что татарская музыка ему не интересна, потому ее и не играет. Вот записал он так называемую «Антологию музыки композиторов Татарстана», а ведь первоначально была запланирована «Антология татарской музыки».

Потому и пишет Юлдуз-ханум Исанбет «задуривают наивных татар», что за этой подменой кроется просто неприличная афера. Пользуясь полной бесконтрольностью, г-н Сладковский включил в этот сборник своих друзей-приятелей, вообще не имеющих никакого отношения ни к Татарстану, ни к татарской музыке. Более того, в «Антологии» оказалось произведение, оскорбительное для исторической памяти татарского народа. Речь идет о симфоническом произведении московского композитора А.Чайковского «В стане Тамерлана». Как известно, завоевательный поход Самаркандского правителя Тамерлана (Аксак Тимер) в Поволжье обернулось массовой резней наших предков и гибелью их государства Золотой Орды. В свое время Натана Рахлина хотели выдвинуть на премию Тукая, но он благородно отказался, сказав, что у него уже есть Госпремия СССР. А что мы видим в нынешней ситуации, руководитель ГСО РТ фактически оспаривает решение комиссии по премиям. На мой взгляд, это мелко и пошло для служителя искусств (Талгат Бареев, любитель музыки).

* * *

Браво, Юлдуз Накиевна! Дай бог Вам здоровья! А про Сладковского все давно все поняли. Дирижер средней руки, решивший «облагодетельствовать темную, необразованную провинцию» и получить здесь то, что не получилось в столицах. И с оркестром ничего выдающегося он пока не сделал. Ну подтянул немного... А иначе зачем бы он тут вообще был нужен? Да еще за такие деньги. А то, что у ГСО есть возможность платить хорошие гонорары приезжим солистам, то это не заслуга Сладковского. А народ в основном на них валит. И так было всегда. Вспомните, что творилось в актовом зале КГК на концерте Рихтера! Сладковский тогда школяром был с нотной папочкой, а то бы и его славу себе приписал... Великий конъюнктурщик — это да, этого у него не отнимешь.

* * *

Опять Сладковский и скандал идут рука об руку. Так и в Петербурге было. Не хватит ли, Александр Витальевич? Опять вы судом грозите. А на одной из пресс-конференций заявили, что разослали диски по всему миру — и нет ответа. Перечисляете день и ночь свои заслуги, а про то, как приехали в Казань непонятно кем, как вытащил вас Ленар Айкаев из небытия и дал вам работу, об этом не вспоминаете. Правда, потом вы Айкаева скушали... Очень уж быстро вам лауреатом премии захотелось стать.

* * *

Читал статью Исанбет: она высказала весьма конструктивные и существенные замечания. То, что их учли, — это абсолютно правильно. Что касается продукта, который создаёт музыковед — это как раз аргументированный и квалифицированный музыковедческий разбор и анализ: что есть что в музыке и кто есть кто в музыке. Музыковеды разбираются в этом как никто, это их хлеб. С этой позиции статья Исанбет об «Антологии» БЕЗУПРЕЧНА.

* * *

Безусловно, президент и члены жюри должны в своем решении опираться на знатоков музыки и литературы. И правильно сделала госпожа Исанбет, что высказала свою точку зрения! Побольше бы таких критиков и тогда не было бы в регионе процветания некоторых бесталанных людей из мира культуры и искусства. БО, обязательно опубликуйте интервью с этой гениальной женщиной!

* * *

...Зачем же было затевать мелкое злопыхательство вслед упорхнувшей премии? Мелко все это и недостойно «отличного дирижера». Вот и выходит, что любит он себя в искусстве, а не искусство в себе.

* * *

Прочитал в «Казанских историях» статью Исанбет. Чувствуется, что человек нервный, импульсивный и к награждению премией Тукая готовится в течение года. В следующем году ждем новых опусов. Если жюри повелось на статью, то сказать больше нечего, жюри, оно такое жюри... А Сладковскому пожелаю успехов и дальше... И они у него будут.

У МУЗЫКАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ СЛУЧАЕТСЯ НЕРВНЫЙ ТИК

Тоже прочла (статью Исанбет). Начало понравилось. Дальше — одни расстройства. Честно, первое впечатление — заказная статья на очистку места дирижера ГСО за пренебрежение сочинениями татарских (как я не люблю национальные признаки!) композиторов. Почему г-жа Исанбет в своей статье обсуждает бюджет ГСО РТ и переходит на личности? Или подсчет средств и критика личности создателя также является атрибутом «квалифицированного музыковедческого разбора и анализа»? Злая, бюрократическая и мелочная статья, недостойная заслуженного работника культуры.

* * *

Президент своим решением подорвал престиж премии и дал понять, что ему важней мнение всяких Исанбетов и Ко, чем судьбы родной литературы и музыки! И поэтому важно, чтобы Сладковский не обиделся на «плювание» в его душу и продолжал бы работать в интересах народа Татарстана, несмотря на происки завистников!..

Какое жюри, такая и литература, и музыка! И президент не должен бежать впереди паровоза, и пусть они что-то решают, а он Фатиха и Сладковского поддержит в тихую, не раздражая завистников и изготовителей шамаилов в светском государстве! (Мурат Сиразин)

АЛЕКСАНДР СЛАДКОВСКИЙ — НАСТОЯЩИЙ ПРОФЕССИОНАЛ, БОЛЬШОЙ МУЗЫКАНТ

Я как то уже высказывался в «БИЗНЕС Online», могу повторить. Сладковский — музыкант, имеющий шикарное музыкальное образование, получивший дирижерское образование, так же, как и Гергиев, и многие лучшие дирижеры страны, у выдающегося педагога Мусина. Могу еще раз подтвердить, что Александр Сладковский — настоящий профессионал, большой музыкант. Он не боится трудностей. За короткий период он привел оркестр в клуб лучших оркестров страны. Поверьте, я не только слушал, но и исполнялся многими оркестрами не только нашей страны, но и известными зарубежными коллективами. Хочу сказать, что я горжусь нашим оркестром, как горжусь нашим оперным театром, оркестром Ля Примавера и другими нашими известными коллективами. Поймите, все это наше, все это достояние нашей республики.

Что касается антологии тат. музыки, то за последние 30 лет вообще никаких записей не производилось, что не просто плохо, что очень плохо для культуры нашего Татарстана. И если Сладковский и наш оркестр взялись за это дело, то, как мне кажется, они обязательно не только исполнят, но и обязательно сделают записи лучших произведений наших композиторов. Поверьте, нашими композиторами написано немало выдающихся произведений, и я горжусь этим, так же, как горжусь нашими известными музыковедами, Юлдуз Исанбет одна из них. В любой работе она любит тщательно проработанный материал, она имеет право высказать свое мнение, так же свое мнение высказываете и вы в своих комментариях. Но мы не должны обижать друг друга, а мы должны болеть за нашу культуру, так же, как и за спорт, образование наших детей, за чистоту наших улиц, за чистоту наших душ. И главным помощником в этом является искусство.

В этом году нашему союзу композиторов исполнилось 75 лет. Хочу порадовать Вас. Совместно с нашим министерством культуры нами намечено много мероприятий, в том числе несколько концертов с нашим симфоническим оркестром. Приглашаем всех Вас на наши концерты. Давайте будем поддерживать наше искусство, нашу культуру. Здоровье нации не только в спорте, но и в нашей культуре! (Композитор Рашид Калимуллин).

* * *

Сладковский молодец, так держать. Всколыхнул, перевернул это болото, вон даже и крокодилы оживились, появился у них предмет для критики хотя бы. А то раньше и предмета-то не было: неэтично критиковать умирающего. (Эмиль Гатауллин)

* * *

Ох уж эта скользкая тема — борьба за премии. Сладковского поставили в ситуацию что ответит он или нет, но при любом варианте получается несколько в проигрыше. Но дирижер он реально отличный и, предполагаю, своей дальнейшей работой с оркестром докажет, что он не только профессионал, но и человек с большой буквы — чего ему и желаю.

* * *

Два реальных кандидата на премию, и обоих прокатили. За Сладковского обидно. Видно, что человек реально проделал большую работу. Главное — не падать духом. Премия из рук этих людей — не то, к чему надо стремиться.

* * *

Поддерживаю Сладковского полностью. Профессионал своего дела, с такими людьми и нужно воспитывать настоящую элиту. То, что он по первой профессии военный дирижёр, только добавляет уважения к нему. Сам вырос, и симфонический оркестр поднял на шикарную ступень.

* * *

Хочется напомнить некоторым несведущим анонимам о том, что вклад Сладковского в развитие культуры Татарстана не ограничивается лишь одним проектом записи татарской симфонической музыки. Меня очень удивляет, почему некоторые люди не видят, а скорее всего не хотят видеть, того бесценного труда и тех достижений, которые делает маэстро Сладковский со своим оркестром конкретно для нашего родного города: 6 ежегодных фестивалей симфонической музыки, которые проходят всегда с аншлагами, а также солисты мирового уровня, которые, выступая, восторгаются работой дирижера и оркестра, оценивая ее очень высоко. Также хочется вспомнить благотворительную деятельность маэстро и ГСО, ежегодные благотворительные концерты для ветеранов Великой Отечественной войны и детей-инвалидов. Отдельно хочется сказать о вкладе маэстро Сладковского в молодое поколение: проект «уроки музыки» для учащихся 5-6-х классов казанских школ, детские музыкальные абонементы, а также создание детского симфонического оркестра на базе ДМШ г. Казани и совместные концерты этого коллектива с ГСО РТ. Этот список добрых дел можно продолжать. Хотя ведь оркестр под великолепным управлением маэстро Сладковского только начинает набирать обороты, а ведь уже столько сделано всего лишь за неполных 4 года, представляете, что их ждет впереди.......

* * *

Не дает вам покоя слава Сладковского! Человек и весь коллектив работает на совесть. Так держать! А злопыхатели пусть лопнут от зависти

«Я НЕ ВЕРЮ САМ СЕБЕ, ЧТО МНЕ УДАЛОСЬ ЭТО СДЕЛАТЬ»

Нашла комментарий Анатолия Луппова: «Что касается проекта записи татарской симфонической музыки, с приглашением лучшей фирмы звукозаписи из Германии, то это все просто трудно переоценить. Когда он закончил, и мы с ним встречались, он мне сказал: „Я не верю сам себе, что мне удалось это сделать“. Это действительно потрясающе. Летнее время, все хотят в отпуск, а они утром и вечером записывали. Это была адская работа, поэтому она увенчалась вот таким успехом. Комплекты этих дисков можно поставить в любом уголке и мира и познакомить с музыкальной культурой Татарстана. Я думаю, еще придет время, когда дадут настоящую оценку, потому что пока идет процесс знакомства. Но факт, что они будут знать, что такое Казань, то такое Татарстан, что такое татарская симфоническая музыка».

* * *

Молодец Рашид Калимуллин. Наконец-то в полный голос сказал, кто такой Сладковский. И не убоялся ведь даже «исанбетовщины» в разном формате. Но имейте в виду, Рашид, что следующий пасквиль будет о вас. Человек она весьма злопамятный, и даже, то, что до этого назвали ее выдающимся музыковедом, не спасет. Еще раз спасибо руководителю СК РТ Рашиду Фагимовичу Калимуллину и выдающемуся композитору Анатолию Борисовичу Луппову за объективность и бесстрашие. Это вполне серьезно. Ибо некоторые «выдающиеся», в том числе лауреаты разных премий, трусливо отмолчались во время попытки «публичной казни» Сладковского.

* * *

Уважаемые комментаторы! Давайте не путать и не сталкивать людей лбами. Если мы хорошо знаем постулаты гуманного общества, то должны понимать, что мир гораздо лучше войны! И я призываю не пережевывать пережеванное, а с большим пониманием относиться друг к другу. Только в этом случае мы будем двигаться вперед. И вообще каждый должен, согласно своим знаниям и профессии, продвигать нашу республику в области культуры, образования, здравоохранения, сельского хозяйства. Мы можем критиковать, но не должны грызть друг друга, не ставить подножки, не перекрывать кислород. Только тогда мы с большим уважением будем относиться друг к другу, будем любить свой город, свою республику, будем более открытыми, чистыми душой. А способствует всему этому высокая музыка, которая звучит в наших концертных залах. Приходите на концерты, приводите своих детей, друзей. Поверьте, так мы станем гораздо лучше, а наши дети не будут стремиться к обогащению ради обогащения, не будут заниматься плохими делами, а будут ходить на концерты, заниматься спортом, будут заниматься добрыми делами. А нам за них будет не стыдно. Да и мы сами станем лучше! (С ув. Рашид Калимуллин)

* * *

ИНАЧЕ ОТДАДИМ НА ОТКУП УЗКОМУ КРУГУ, БУДЕТ МЕЖДУСОБОЙЧИК

...Думаю, что газета «БИЗНЕС Online» провела беспрецедентную и очень полезную кампанию, показав нам состояния нравов общества. За что отдельное спасибо. И нам на зеркало неча пенять, коли... Дальше известно.

* * *

Все-таки премию весной или осенью давать нельзя по медицинским соображениям! Некоторые начинают при первой возможности оживляться, как ужаленные, оскорблять, составлять никому не нужные кляузы. Дайте людям продолжать творить, работать и процветать. Не мешайте творить Сладковскому, радовать людей потрясающими концертами, величайшими солистами (любой фестиваль госоркестра тому пример)! Что он вам плохого сделал???

* * *

...Что касается музыки, то вспомним Козьму Пруткова и его специалиста, подобного флюсу. Так что уверен, что общество (и Сиразин) должны высказываться о премии Тукая и его соискателях. Иначе отдадим на откуп узкому кругу, будет междусобойчик. (Наблюдатель)

* * *

Чего только не услышишь, порой полный бред. Предлагаю направить эту энергию в положительное русло, а именно, ув. комментаторы, милости просим на концерты нашего замечательного симфонического оркестра. Столько положительных эмоций можно получить! Например, 26 апреля состоялся потрясающий концерт! А какой был солист! Впервые в Казань приехал один из лучших виолончелистов нашего времени Миша Майский! Боже мой, какое удовольствие, публика просто ревела! Спасибо маэстро Сладковскому и нашему замечательному оркестру!!! Не упускайте шанс насладится искусством, приходите, получите истинное наслажденье! (С ув. Рашид Калимуллин)

Комментарии с интересом читала Елена Чернобровкина