Нечто среднее между рассказом о достижениях народного хозяйства РТ и лекцией «о положении в мире» — так можно охарактеризовать вчерашнее заседание совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга». Хозяйство, впрочем, радует не очень: за редким исключением на большинстве предприятий химпрома наблюдается спад. И это на фоне угроз от западноевропейских и американских «друзей». Побывавший на заседании корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, кто дышит в спину РТ и на какой западной «игле» сидит республиканская нефтехимия.
Вчера на заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» обсудили итоги деятельности предприятий нефтегазохимического комплекса РТ в I квартале 2014 года |
...И РЕКОРДНОЕ КОЛИЧЕСТВО АВАРИЙ
Не блистал победными реляциями доклад генерального директора ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафината Яруллина. Объем производства на химзаводе им. Карпова снизился на 1,5%. Казанский завод СК сохранил уровень прошлого года, но в два раза снизил экспорт. На «КВАРТе» — минус 11%. Производство пластмассовых изделий в РТ снизилось на 6,5%. Предприятиями нижнекамского промышленного округа переработано полимеров на 16% ниже уровня прошлого года. Ухудшились финансовые результаты резидентов Химграда, в том числе рентабельность продаж снизилась до 6,5%. Хотя при этом выручку удалось увеличить на 39% — до 3 млрд. 660 млн. рублей.
Тревожит ситуация с шинами. На 15% упало в РТ производство резиновых изделий, при этом предприятия не смогли реализовать всю продукцию. «Сказалось снижение производства и продаж автомобилей в России, — указал на причину Яруллин. — Временные остановки производства были на General Motors в Санкт-Петербурге, на УАЗе, АвтоВАЗе, заводе «Форд-Соллерс», на КАМАЗе выпуск сократился почти на четверть. По прогнозам, сокращение рынка в текущем году составляет 3 - 7%. Производство шин в России по итогам квартала сократилось на 11%. На фоне низкого уровня прошлых лет увеличил выпуск завод Michelin, Алтайский шинный комбинат и Кировский шинный завод. Шинный комплекс «Татнефти» сократил объемы на 15%. Наибольшее снижение произошло по легковым шинам. Производство грузовых шин так и не восстановилось после кризиса 2008 - 2009 годов и снижается третий год подряд».
Президент РТ и председатель совета директоров холдинга Рустам Минниханов не согласился с «оправданием» спада автопроизводства. Он указал, что снижение выпуска и продаж шин вряд ли напрямую связано с количеством выпускаемых автомобилей: «Мы же на конвейер не так много работаем, а вторичный рынок не уменьшается. Вы же показали, что несколько компаний нарастили объемы, значит есть какие-то резервы».
«Обостряется борьба за иностранные инвестиции, — продолжил обзор Яруллин. — Важно позиционировать республику, как выгодную инвестиционную площадку». Одним из главных конкурентов РТ становится Калужская область, причем в секторах, наиболее привлекательных для Татарстана в среднесрочной перспективе: автокомпонентах, шинах, полимерных и композиционных материалах и фармацевтике.
Под занавес выступления Яруллин «приберег» особо тревожную новость. С начала года в нефтегазохимическом комплексе РФ наблюдалось рекордное число аварий. Одна из главных причин — изношенность основных производственных фондов. На модернизацию необходимы дешевые заемные средства, но высокие процентные ставки вынуждают предприятия пользоваться лишь собственными деньгами, не прибегая к помощи банков. На этом фоне положительна новость о создании в рамках ВЭБа фонда поддержки промышленности. Он позволит обеспечить ставки не выше 5%.
На этом в целом упадническом фоне оазисами благополучия виделись «Казаньоргсинтез» (рост производства — 3,2%), «Менделеевсказот» (18%), ГК «Нэфис» (13%).
«Рынки очень сложные, и санкции очень чреваты — с иностранными инвесторами и рынками становится работать сложнее, — подытожил первую часть заседания Минниханов. — Но все равно надо искать новые рынки, надо расширять внутренний рынок, переработку здесь».
Альберт Шигабутдинов |
ЭМБАРГО? А ВЕДЬ МЫ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ
Тему санкций продолжил директор Новосибирского института катализа им. Борескова Валентин Пармон, который в своем докладе уделил особое внимание тому, что происходит вокруг России.
Он указал на то, что импортонезависимость России по принципиальным типам катализаторов (без них невозможна работа предприятий нефтепереработки и нефтехимии), мягко говоря, «очень неприятная». Многие технологии нефтепереработки и нефтехимии построены исключительно на импортных катализаторах. К примеру, только 10% бензина производят на отечественных катализаторах. Между тем в связи с событиями на Украине может случиться то, о чем давно предупреждали, — западное эмбарго на поставку катализаторов. «Все катализаторы, которые поставляются в нефтепереработку, — западноевропейские и американские, то есть от самых наших больших «друзей», — подчеркнул директор института.
Чем грозит такой поворот событий? Катализаторы — это расходный материал, объяснил Пармон, есть процессы, в ходе которых они добавляются непрерывно. И есть большой риск потери такого рода производств в ближайшие несколько месяцев. России такой вариант будет обходиться по 200 млрд. рублей в год... Но есть и катализаторы, которые работают дольше. Потеря их поставок обойдется еще в ежегодные 500 миллиардов. «В Татарстане западноевропейских катализаторов приобретается примерно на 1 млрд. рублей в год, и в случае эмбарго в течение двух-трех месяцев производство полиолефинов исчезнет, — обрисовал невеселое будущее ученый. — Риск огромный!»
Но не все потеряно. «Нельзя сказать, что Россия не готова решить этот вопрос, — не дал впасть в отчаяние Пармон. — Почти по всем позициям есть наработки, но потребуется два-три года, и работа должна быть слаженной. И один из вопросов, которые можно было бы поднять именно здесь, в Татарстане, поскольку вы одна из наиболее быстро развивающихся областей России по нефтехимии, — это создание в республике производства катализаторов. Оно бы обеспечило не только РТ, но и рынок всей России. Документация готова, необходима воля». Дополнительным аргументом «за» может рассматриваться прогнозируемый, по словам директора института, «большой бум» — потребление катализаторов в ближайшее время должно вырасти в три раза.
«Санкции чреваты, — еще раз повторил Минниханов. — Поэтому имеющиеся риски, то, какие поставщики могут от нас отвернуться, вообще импортозамещение — все это надо внимательно рассмотреть. Альберт Кашафович (Альберт Шигабутдинов — генеральный директор ОАО «ТАИФ» — авт.), тема актуальная очень. Надо встретиться. Все равно мы крупный производитель, катализаторы нужны. Давайте, после соберитесь еще, переговорите».
Шафагат Тахаутдинов и Ирек Файзуллин |
«МОЖЕТ БЫТЬ, ОСНОВНЫЕ ДОРОГИ ИЗ БЕТОНА ДЕЛАТЬ?»
Но областью нефтехимии предложения Пармона не ограничились. Возможно, идеи института им. Борескова совершат своего рода революцию в строительстве автодорог.
— Мы научились делать углеродные волокна, которые позволяют армировать бетоны, — представил ноу-хау ученый и показал образец. — На 30 процентов повышается прочность, но реально и до 50 процентов. Можно получать бетоны, как из цемента марки 1000. Можно будет меньше бетона и цемента использовать.
— А как к перепаду температур ваш материал относится, если его использовать для дорог? — отреагировал Минниханов.
— Прекрасно. И время созревания бетона может на 50 процентов сократиться.
— Ирек, у нас проблема бетона, — обратился президент к министру строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Иреку Файзуллину. — Где мы можем это использовать?
— Надо посмотреть, пока незнакомы с этим вариантом, — ответил глава минстроя. — Сегодня у нас компания «Басф» и наши компании выпускают пластификаторы, добавки к бетонам.
— Если мы можем снизить количество бетона, мы можем и цену дороги снизить, — рассуждал Минниханов. — Проблема циклов настолько чревата... Мы дороги строим, но они очень быстро выходят из строя. Если бы бетон по цикличности подходил, может быть, некоторые дороги основные из бетона делать? — предположил президент РТ и указал присутствующим, в частности главе минстроя, внимательно отнестись к новинке из Сибири.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.