1.jpg
Вчера на заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» обсудили итоги деятельности предприятий нефтегазохимического комплекса РТ в I квартале 2014 года

...И РЕКОРДНОЕ КОЛИЧЕСТВО АВАРИЙ

Не блистал победными реляциями доклад генерального директора ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафината Яруллина. Объем производства на химзаводе им. Карпова снизился на 1,5%. Казанский завод СК сохранил уровень прошлого года, но в два раза снизил экспорт. На «КВАРТе» — минус 11%. Производство пластмассовых изделий в РТ снизилось на 6,5%. Предприятиями нижнекамского промышленного округа переработано полимеров на 16% ниже уровня прошлого года. Ухудшились финансовые результаты резидентов Химграда, в том числе рентабельность продаж снизилась до 6,5%. Хотя при этом выручку удалось увеличить на 39% — до 3 млрд. 660 млн. рублей.

Тревожит ситуация с шинами. На 15% упало в РТ производство резиновых изделий, при этом предприятия не смогли реализовать всю продукцию. «Сказалось снижение производства и продаж автомобилей в России, — указал на причину Яруллин. — Временные остановки производства были на General Motors в Санкт-Петербурге, на УАЗе, АвтоВАЗе, заводе «Форд-Соллерс», на КАМАЗе выпуск сократился почти на четверть. По прогнозам, сокращение рынка в текущем году составляет 3 - 7%. Производство шин в России по итогам квартала сократилось на 11%. На фоне низкого уровня прошлых лет увеличил выпуск завод Michelin, Алтайский шинный комбинат и Кировский шинный завод. Шинный комплекс «Татнефти» сократил объемы на 15%. Наибольшее снижение произошло по легковым шинам. Производство грузовых шин так и не восстановилось после кризиса 2008 - 2009 годов и снижается третий год подряд».

Президент РТ и председатель совета директоров холдинга Рустам Минниханов не согласился с «оправданием» спада автопроизводства. Он указал, что снижение выпуска и продаж шин вряд ли напрямую связано с количеством выпускаемых автомобилей: «Мы же на конвейер не так много работаем, а вторичный рынок не уменьшается. Вы же показали, что несколько компаний нарастили объемы, значит есть какие-то резервы».

«Обостряется борьба за иностранные инвестиции, — продолжил обзор Яруллин. — Важно позиционировать республику, как выгодную инвестиционную площадку». Одним из главных конкурентов РТ становится Калужская область, причем в секторах, наиболее привлекательных для Татарстана в среднесрочной перспективе: автокомпонентах, шинах, полимерных и композиционных материалах и фармацевтике.

Под занавес выступления Яруллин «приберег» особо тревожную новость. С начала года в нефтегазохимическом комплексе РФ наблюдалось рекордное число аварий. Одна из главных причин — изношенность основных производственных фондов. На модернизацию необходимы дешевые заемные средства, но высокие процентные ставки вынуждают предприятия пользоваться лишь собственными деньгами, не прибегая к помощи банков. На этом фоне положительна новость о создании в рамках ВЭБа фонда поддержки промышленности. Он позволит обеспечить ставки не выше 5%.

На этом в целом упадническом фоне оазисами благополучия виделись «Казаньоргсинтез» (рост производства — 3,2%), «Менделеевсказот» (18%), ГК «Нэфис» (13%).

«Рынки очень сложные, и санкции очень чреваты — с иностранными инвесторами и рынками становится работать сложнее, — подытожил первую часть заседания Минниханов. — Но все равно надо искать новые рынки, надо расширять внутренний рынок, переработку здесь».

Альберт Шигабутдинов
Альберт Шигабутдинов

ЭМБАРГО? А ВЕДЬ МЫ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ

Тему санкций продолжил директор Новосибирского института катализа им. Борескова Валентин Пармон, который в своем докладе уделил особое внимание тому, что происходит вокруг России.

Он указал на то, что импортонезависимость России по принципиальным типам катализаторов (без них невозможна работа предприятий нефтепереработки и нефтехимии), мягко говоря, «очень неприятная». Многие технологии нефтепереработки и нефтехимии построены исключительно на импортных катализаторах. К примеру, только 10% бензина производят на отечественных катализаторах. Между тем в связи с событиями на Украине может случиться то, о чем давно предупреждали, — западное эмбарго на поставку катализаторов. «Все катализаторы, которые поставляются в нефтепереработку, — западноевропейские и американские, то есть от самых наших больших «друзей», — подчеркнул директор института.

Чем грозит такой поворот событий? Катализаторы — это расходный материал, объяснил Пармон, есть процессы, в ходе которых они добавляются непрерывно. И есть большой риск потери такого рода производств в ближайшие несколько месяцев. России такой вариант будет обходиться по 200 млрд. рублей в год... Но есть и катализаторы, которые работают дольше. Потеря их поставок обойдется еще в ежегодные 500 миллиардов. «В Татарстане западноевропейских катализаторов приобретается примерно на 1 млрд. рублей в год, и в случае эмбарго в течение двух-трех месяцев производство полиолефинов исчезнет, — обрисовал невеселое будущее ученый. — Риск огромный!»

Но не все потеряно. «Нельзя сказать, что Россия не готова решить этот вопрос, — не дал впасть в отчаяние Пармон. — Почти по всем позициям есть наработки, но потребуется два-три года, и работа должна быть слаженной. И один из вопросов, которые можно было бы поднять именно здесь, в Татарстане, поскольку вы одна из наиболее быстро развивающихся областей России по нефтехимии, — это создание в республике производства катализаторов. Оно бы обеспечило не только РТ, но и рынок всей России. Документация готова, необходима воля». Дополнительным аргументом «за» может рассматриваться прогнозируемый, по словам директора института, «большой бум» — потребление катализаторов в ближайшее время должно вырасти в три раза.

«Санкции чреваты, — еще раз повторил Минниханов. — Поэтому имеющиеся риски, то, какие поставщики могут от нас отвернуться, вообще импортозамещение — все это надо внимательно рассмотреть. Альберт Кашафович (Альберт Шигабутдинов генеральный директор ОАО «ТАИФ»авт.), тема актуальная очень. Надо встретиться. Все равно мы крупный производитель, катализаторы нужны. Давайте, после соберитесь еще, переговорите».

Шафагат Тахаутдинов и Ирек Файзуллин
Шафагат Тахаутдинов и Ирек Файзуллин

«МОЖЕТ БЫТЬ, ОСНОВНЫЕ ДОРОГИ ИЗ БЕТОНА ДЕЛАТЬ?»

Но областью нефтехимии предложения Пармона не ограничились. Возможно, идеи института им. Борескова совершат своего рода революцию в строительстве автодорог.

— Мы научились делать углеродные волокна, которые позволяют армировать бетоны, — представил ноу-хау ученый и показал образец. — На 30 процентов повышается прочность, но реально и до 50 процентов. Можно получать бетоны, как из цемента марки 1000. Можно будет меньше бетона и цемента использовать.

— А как к перепаду температур ваш материал относится, если его использовать для дорог? — отреагировал Минниханов.

— Прекрасно. И время созревания бетона может на 50 процентов сократиться.

— Ирек, у нас проблема бетона, — обратился президент к министру строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Иреку Файзуллину. — Где мы можем это использовать?

— Надо посмотреть, пока незнакомы с этим вариантом, — ответил глава минстроя. — Сегодня у нас компания «Басф» и наши компании выпускают пластификаторы, добавки к бетонам.

— Если мы можем снизить количество бетона, мы можем и цену дороги снизить, — рассуждал Минниханов. — Проблема циклов настолько чревата... Мы дороги строим, но они очень быстро выходят из строя. Если бы бетон по цикличности подходил, может быть, некоторые дороги основные из бетона делать? — предположил президент РТ и указал присутствующим, в частности главе минстроя, внимательно отнестись к новинке из Сибири.