Сегодня в ходе специального совещания у премьер-министра Ильдара Халикова получили поручение президента Рустама Минниханова разобраться и взять на контроль ситуацию в сфере ОСАГО. Тем временем, как выяснила газета «БИЗНЕС Online», в контролирующих структурах накопились уже сотни жалоб от клиентов страховых компаний. А нежелание страховщиков связываться с ОСАГО отражается в сборах по этому виду страхования в Татарстане, которые в прошлом году упали впервые с 2003 года.
Президент РТ поручил премьер-министру Ильдару Халикову разобраться и взять на контроль ситуацию в сфере ОСАГО |
СОТНИ ЖАЛОБ И ПОРУЧЕНИЕ РАЗОБРАТЬСЯ
Сегодня у премьер-министра РТ Ильдара Халикова состоялось совещание по ситуации с ОСАГО, в ходе которого глава правительства поручил всем надзорным органам незамедлительно разобраться в сложившейся ситуации и взять ее на контроль. Всего за первые четыре месяца 2014 года только в Нацбанк РТ, который теперь в формате мегарегулятора курирует и страховую сферу, поступило 127 жалоб и обращений, связанных с вопросами ОСАГО и навязывания дополнительных страховых услуг к продаже полисов автогражданки.
Помимо Нацбанка РТ очень много жалоб и обращений поступило в управление федеральной антимонопольной службы по РТ и управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в УФАС, служба в настоящее время получила около 100 жалоб на страховщиков в связи с ситуацией на рынке автогражданки.
Сегодня же стало известно, что совещание по ситуации на рынке ОСАГО прошло накануне в прокуратуре Татарстана. На совещании отмечено, что навязывание рядом страховых компаний дополнительных услуг потребителям противоречит требованиям действующего законодательства. Жителям республики рекомендовано фиксировать нарушения всеми доступными средствами, в том числе мобильными устройствами и гаджетами, а также активно размещать жалобы в системе «Народный контроль». Также, по сообщению пресс-службы камбина, можно обращаться в Национальный банк РТ письменно с жалобами и звонить по телефону 292-02-67 (отдел по работе с обращениями потребителей страховых услуг управления НБ РТ ЦБ РФ по защите прав потребителей финансовых услуг).
«ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА»
Напомним, тему дефицита полисов ОСАГО газета «БИЗНЕС Online» подняла еще в начале минувшей недели. Получить полис автогражданки оказалось можно, только приобретя навязываемые дополнительные виды страхования: имущества, жизни и т.д. Вышедший в нашем издании материал оказался настоящей информационной бомбой, собрав большое количество откликов.
Буквально на следующий день в ходе медиафорума ОНФ в Санкт-Петербурге по ситуации на рынке ОСАГО высказался президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос журналиста с Дальнего Востока. Путин обратил внимание Центрального банка и федеральной антимонопольной службы (ФАС) на эту ситуацию. «С этим надо бороться, — подчеркнул глава государства. — Обязательно обращу на это внимание председателя Центрального банка Набиуллиной Эльвиры Сахипзадовны. Она соответствующий сигнал пошлет и в свои территориальные органы. Будем за этим внимательно наблюдать». Президент назвал такую практику отвратительной и вспомнил, что в советские годы по похожему принципу всех, кто хотел купить книгу Валентина Пикуля, заставляли приобретать «Целину» Леонида Брежнева. «Если это что-то похожее, то это, конечно, отвратительная практика в прямом смысле этого слова», — сказал Путин.
В конце минувшей недели стало известно, что УФАС по Татарстану оштрафовало «Росгосстрах» на 158 млн. рублей за навязывание дополнительных услуг при оформлении полиса ОСАГО.
СТРАХОВЩИКИ: ТОЛЬКО НЕ ОСАГО
Тем временем страховщики оправдывают свои действия тем, что ОСАГО приносит им значительные убытки. Действительно, ситуацию на рынке автогражданки, введение которой страховое лобби триумфально добилось в 2003 году, можно назвать катастрофической.
Из-за высокой аварийности в Татарстане убыточность по ОСАГО давно перешагнула 100%. Республика недавно заняла 15-е место из 45 возможных в рейтинге безопасности дорог за январь-март 2014 года, войдя в желтую зону, свидетельствующую о недостаточной безопасности.
Страховщики всеми силами пытаются отделаться от автострахования. Сборы по ОСАГО в Татарстане в прошлом году впервые снизились — 0,8% с 3,88 млрд. рублей за 2012 год до 3,85 млрд. рублей за 2013 год. Компании бегут из сегмента. А за ними вдогонку бегут страхователи и пострадавшие от их действий водители: на фоне падения сборов выплаты по ОСАГО в Татарстане выросли на четверть (!) — с 2,17 млрд. рублей в 2012 году до 2,7 млрд. рублей в 2013 году. В целом по РФ выплаты прибавили только 21% до 77,4 млрд. рублей.
Сборы по ОСАГО в Татарстане, млрд. рублей
«ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО СТРАХОВАТЕЛЕЙ СОГЛАШАЛИСЬ...»
Участники рынка, опрошенные «БИЗНЕС Online», подтвердили наличие кризиса в сегменте ОСАГО, но ничего предосудительного в своих действиях не увидели.
Фарид Хамадеев — директор филиала ООО «Росгосстрах» в Казани:
— Кризис ОСАГО есть, но он связан с тем, что многие компании не могут обеспечить исполнение обязательств по этому виду страхования из-за того, что тариф не соответствует действительности. Вся проблема в этом. Наша компания занимается многими видами страхования и пока может переварить эту проблему. Многие страховые компании сетуют на то, что у них отсутствуют полисы. Но сегодня начальник антимонопольной службы сказал, что были запрошены данные из РСА (российский союз автостраховщиков — прим. авт.) — дефицита полисов в принципе ни у кого не должно быть. Соответственно, мы свободно продаем эти полисы, пусть люди приходят в офисы продаж и без проблем их приобретают.
По поводу навязывания дополнительных продуктов... Обратите внимание, что на дорогах России ежегодно погибает более 30 тысяч человек. Примерно столько потерял Советский Союз в Афганистане за всю войну. Соответственно, предлагая этот вид страхования, мы просто улучшаем защиту наших клиентов. Страховые компании не навязывали услуги, а рекомендовали заключить дополнительные договора страхования. Подавляющее большинство страхователей соглашались. Мы, конечно, в любом случае предлагаем дополнительные услуги, но если человек не хочет, если осознает, что это ему не надо, то мы не настаиваем.
Единственное, сегодня возникает непонимание со стороны клиентов по работе с базой РСА ввиду того, что с этого года каждый договор проверяется по этой базе. Вопросы возникают по коэффициенту «бонус-малус», но из-за того, что у многих страховых компаний учет налажен не на совсем правильном уровне, любая маленькая ошибка (например, в номере свидетельства о регистрации, в номере прав и т.д.) может привести к спорной ситуации. Например, человек говорит: «Я страховался 8 лет, никаких выплат у меня не было, давайте мне скидку 45 процентов». А при пробивании этого договора через базу РСА появляется информация, что он в этой базе не числится. Эта ситуация не связана с нашим подходом к клиенту, так оно сложилось.
И решение антимонопольной службы о назначении нам штрафа мы будем оспаривать ввиду того, что решение принято явно необъективно. Сегодня премьер-министр дал понять, что в случае возникновения новых жалоб будут приняты более жесткие меры к страховщикам.
Вениамин Чубаренко — адвокат:
— Кризис ОСАГО имеет место по всей России, не только у нас. Эта зараза пришла извне. Обращения граждан с жалобами на действия страховщиков в последнее время участились. Ко мне в последнее время было порядка 10 обращений различного порядка, по 3 из них мы готовим судебные иски.
Налицо сговор страховщиков в Российской Федерации. Во-первых, страховые компании требуют повышения тарифов, прекрасно понимая, что через определенное время эти тарифы повысятся. Поэтому сейчас они искусственно создали ситуацию, когда якобы нет полисов. Во-вторых, они навязывают дополнительные услуги. Договор ОСАГО является обязательным и находится под принуждением: репрессивный аппарат МВД в лице ГИБДД имеет право задержать автомашину и наказать водителя. Страховщики пользуются этим моментом. При этом навязывание дополнительных услуг противоречит закону «О защите прав потребителей» и самого договора ОСАГО. У страховых компаний имеется целый конгломерат всяких «добавок», но их навязывание является незаконным.
Сложившаяся ситуация подтверждает, что при принятии закона ОСАГО в 2004 году изначально все эти мины были в нем заложены. Закон не был проработан, но его принимали на ура, пролоббировав через ту часть депутатов Госдумы, которым наверняка заплатили. Потому что закон был сырой на удивление! Этот закон носит противозаконный характер, так как не защищает интересы человека. Все иномарки стоят более 500 тысяч рублей, а до недавнего времени максимальная выплата по ОСАГО составляла 120 тысяч рублей. Когда принимали этот закон, говорили, что это для удобства, чтобы не бегать по судам. Но люди стали еще больше бегать по судам! Те, кто сталкивался с получением выплат по ОСАГО, спотыкаются об одну проблему: парадоксально, но невиновный в ДТП человек тратит свои время и деньги и сам бегает, для того чтобы получить компенсацию. Потом он идет якобы к независимым оценщикам, которые работают по договору на платной основе со страховой компанией и заведомо занижают возможные страховые выплаты. Люди судятся со страховыми компаниями, с должниками-виновниками ДТП.
Анализ сложившегося кризиса ОСАГО показывает, что этот закон на удивление против того, кто застраховал автогражданскую ответственность! Плюс страховщики начинают баловаться. И это баловство на грани преступления, потому что большое количество автолюбителей не могут застраховаться и ездить на машинах. Страховщики их ограничивают, нарушая их конституционные и гражданские права.
Здорово, что наше правительство и президент обратили на эту проблему внимание. Но надо не только брать дело на контроль, но и использовать возможности правительства — принимать законные меры воздействия на страховщиков через прокуратуру, антимонопольную службу и другие структуры. Раз президент взялся за дело, думаю, ситуация сдвинется с мертвой точки.
Нэлла Аксенова — директор казанского филиала СК «Цюрих»:
— Наша компания занимается продажей полисов ОСАГО, но не занимается навязыванием услуг. Компания «Цюрих» всегда придерживается буквы закона, поэтому я считаю, что это совершенно неправильно — навязывать услуги. В любом случае наш менеджер обязан предоставить весь спектр услуг каждому клиенту, который переступил порог нашей компании. И естественно, предложить все продукты, которые имеются в компании. Если клиент изъявляет желание, то, безусловно, мы ему выписываем такой полис, какой он хочет. А говорить о том, что мы навязываем услуги, как поступают другие страховщики... «Цюрих» такую политику ни в коем случае не ведет.
Читайте также:
Страховые компании вспомнили маркетинговые образцы советской торговли, пытаясь защититься от убытков
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 64
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.