В ТАТАРСТАНЕ 63 МЛН. РУБЛЕЙ ПОТРАТЯТ НА НОВЕЙШИЕ «ПЛИТЫ НЕ ПО ГОСТУ»

Сегодня «БИЗНЕС Online» стало известно, что в Казани в ближайшее время начнется укладка новых тактильных плиток у пешеходных переходов. Уложенные в прошлом году желтые ребристые плиты практически пришли в негодность: несмотря на соответствие всем ГОСТам, они не прошли проверку временем и погодой. Как рассказала замминистра труда и социальной защиты Ирина Просвирякова, еще осенью минтруд направил свои предложения в Москву — они одобрены, но необходимые Госстандарты все еще не утвердили. Так что придется класть плиты из другого материала, с другим рисунком, не по ГОСТу. Только в Казани в 2014 году на это потратят 35 млн. рублей.

Уложенные в прошлом году желтые ребристые тактильные плитки практически пришли в негодность

«ДАЖЕ КОГДА ЕЕ РЕАГЕНТОМ ПОСЫПАЮТ — ОНА РАСТВОРЯЕТСЯ!»

Сегодня ситуацию с разрушающимися буквально на глазах тактильными плитами прокомментировали в министерстве труда, занятости и социальной защиты. Как выяснилось, уложенные перед Универсиадой тысячи тактильных плит массово приходят в негодность. Мало того что они трескаются — они еще и повреждаются под воздействием противогололедного реагента. В результате вся тактильность не только забивается снегом, но и растворяется за зиму...

Как рассказала «БИЗНЕС Online» замминистра труда, занятости и социальной защиты РТ Ирина Просвирякова, проблема коренится в ГОСТе. Действующий стандарт 52875 несовершенен, поскольку в России вплоть до недавнего времени об удобствах незрячих никто особо не задумывался.

— Та плитка, которая нами укладывалась, была по стандарту — гостированная, и материал был гостированный, — объяснила Просвирякова. — Но ведь даже когда ее реагентом посыпают, она растворяется! Но самое главное — эта плитка не такая прочная. К сожалению, наши водители после обустройства понижений в местах примыкания тротуара к дороге с удовольствием на них заезжают. Причем даже грузовики — мы их даже фотографировали совместно с молодежными движениями вроде «Стопхам»... И плитка просто лопается в нескольких местах.

В итоге минтруд РТ вышел с инициативой изменения стандарта. Совместно с «Татдорпроектом» и учеными-энтузиастами КГАСУ разработаны не только новые материалы, но и изменения в рисунке — он приближен к европейскому стандарту. Предложения отправлены в минстрой РФ, минрегионразвития РФ, координационный совет при министерстве труда и соцразвития РФ, в общественные организации слепых. В результате получено одобрение, и еще осенью прошлого года новый вариант стандарта вывешен для публичного обсуждения. Но пока документ «завис» в согласованиях.

— Стандарт необходимо менять как можно быстрее, — с беспокойством продолжает Просвирякова. — Программа «Доступная среда» идет, но мы же не можем тупо бить в одну точку и класть то, что не прошло проверку временем! Если уж укладывать тактильную плитку, то надо действовать в интересах людей, которые ею пользуются.

В 2014 году по Татарстану на обустройство пешеходных переходов с использованием тактильной плитки предусматривается 63 млн. рублей. В том числе в Казани на эти цели заложено 35 млн. рублей

Между тем в этом году по Татарстану только на обустройство пешеходных переходов с использованием тактильной плитки предусматривается 63 млн. рублей. В том числе в Казани на эти цели заложено 35 млн. рублей. И чтобы не заниматься мартышкиным трудом, минтруд РТ согласовал с координационным советом программы «Доступная среда» в Москве разработанный в Казани вариант плитки. Укладывать будут ее, да, не по ГОСТу, но зато надежнее.

В НЕГОДНОСТЬ ПРИШЛО 78% БЕТОННОЙ ПЛИТКИ

По словам Просвиряковой, подрядчиком в этом году будет МУП «Метроэлектротранс», и укладка плиток вот-вот начнется по всей республике. Где их уложат в первую очередь, корреспондент «БИЗНЕС Online» попытался выяснить у гендиректора МУПа Асфана Галявова, однако Асфан Галямович предпочел не раскрывать секретов до появления новой продукции на улицах.

Максим Бешенов: «Сама тактильность этих плит, то есть ее рисунок, отличается от предложенного в ГОСТе»

Гендиректор ООО «Экосервис-Татарстан» Назиб Нурутдинов сообщил «БИЗНЕС Online», что новая плитка уже производится и отгружается на склады МУП «Метроэлектротранс». Поставки для Татарстана начались неделю назад, хотя плитка отгружается и московским потребителям.

— Опытные образцы устанавливали в ноябре прошлого года, чтобы проверить, как они поведут себя в «натурных условиях», — рассказал Нурутдинов. — Потому что бетонная плитка на 78 процентов пришла в негодность. Испытания новой плитки прошли успешно.

По словам Нурутдинова, ООО «Экосервис-Татарстан» сейчас — единственный производитель полимерно-песчаной плитки. Новые образцы разрабатывались по поручению исполкома Казани, чтобы они не трескались, не ломались и служили как минимумтри-пять лет. Впрочем, гендиректор уверен, что плитка прослужит и 10, и 15 лет, а за счет применения полимера она значительно более устойчива на излом.

За счет применения полимера плитка стала значительно более устойчивой на излом

НОВЫЕ ПЛИТЫ: ПРОЧНЕЕ МАТЕРИАЛ, УДОБНЕЕ РИСУНОК

Что это будет за плитка? Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал научный консультант института «Татдорпроект» Максим Бешенов.

— Сама тактильность этих плит, то есть ее рисунок, отличается от предложенного в ГОСТе, — объяснил Бешенов. — Предложены другие варианты рисунка: ширина, высота, расположение рифа. В основном акцент сделан на евростандарт. Например, плитка, которая уложена в метро, отличается от той, что применяется на тротуарах. В этом году будет применяться плитка, которая сродни той, что используется в метро.

Существует четыре варианта тактильных плит с различным расположением рифа, то есть того самого рисунка, который ощущается ногой. Риф может быть прямым или диагональным, он указывает направление. Риф может быть выполнен в виде круглых либо квадратных пирамидок. Круглые ставят перед преодолимым препятствием, скажем, ступеньками, а квадратные — перед непреодолимым: столбами, стенами и так далее. Как показал опыт эксплуатации, мелкий рисунок зачастую «забивается» снегом — и в результате эффект применения плитки нулевой. Кроме того, высокий риф, примененный разработчиками российского ГОСТа в отличие от европейского, создает проблемы для колясочников или мам с детскими колясками. Даже ширина пространства между выступами рифов важна: если ее не хватает для проезда колеса, плитка становится источником раздражения для людей.

Кроме показателей тактильности важен и цвет. Ведь кроме полностью слепых людей есть люди слабовидящие, с остаточной остротой зрения около 4% — они различают в основном желтый и белый цвет, а остальные цвета для них ближе к серому.

Но самое главное — это материалы, из которых изготавливается плитка.

— Тот материал, который использовался ранее в соответствии с ГОСТом и рекомендациями нормативной документации, — это бетон, — пояснил эксперт. — Но он был без армирования, то есть хрупкий, и в результате наезда машин такая плитка разбивается. Кроме того, материал плохо взаимодействует с противогололедными реагентами, которые используются в Казани. Эта плитка начинает корродировать, и рисунок за год эксплуатации истирается.

В результате предложено два варианта плитки. Предпочтительный — из полимерно-песчаной смеси, причем она имеет более ярко выраженный желтый цвет. Второй вариант — из модифицированных бетонов. Разработку осуществляли совместно с Казанским государственным архитектурно-строительным университетом. Плитку уложили для опытной эксплуатации, и она прошла испытания зимой без особых проблем.

Линия по производству плитки запущена в эксплуатацию — и в ближайшее время она должна появиться на улицах города.

ЕСЛИ НАРУШИТЬ ТЕХНОЛОГИЮ, ВСЕ РАЗВАЛИТСЯ

Опрошенные «БИЗНЕС Online» общественники и эксперты отмечают очевидность проблемы и предлагают пути решения.

Дмитрий Макаров — доцент кафедры технологии строительных материалов, изделий и конструкций КГАСУ:

— Мы, естественно, не относимся к разработчикам ни первой, ни второй плитки. Единственное, что я знаю, это то, что у города были проблемы, связанные с недолговечностью прежней плитки. Она была из цементно-бетонной, или цементно-песчаной смеси.

Действительно, к нам обратилась компания «Экосервис-Татарстан». Они выходят на рынок с новым материалом, где вместо бетона будет полимерпесчаная плитка. То есть связующим элементом вместо цемента там будет полимер. И хотя испытания еще не закончены, я думаю, что этот материал будет хорошим при условии соблюдения всех технологий производства, то есть выбор полимера, температурного режима и так далее. Потому что у нас есть и плитки, и кровельные материалы из полимер-песчаных смесей. Но если нарушить технологию, они тоже разваливаются.

Сейчас мы ведем испытания плитки компании «Экосервис-Татарстан» и пока ничего плохого сказать не можем. Но испытания еще ведутся, они не закончены, заключения мы еще не делали. Мы знаем, что у этой плитки будет малое водопоглощение, то есть она не будет разрушаться зимой от того, что туда попадает влага. И на предмет ударопрочности — потому что зимой у нас везде долбят лед на тротуарах и будут попадать и по этой плитке.

В общем, материал должен быть неплохой. Но только при условии, что на предприятии все будет сделано правильно в технологии.

Рашит Низамов — ректор КГАСУ:

— У нас уже есть много разработок, которые позволяют создавать дорожное покрытие, пешеходные дорожки и такого рода элементы, которые обладают значительной долговечностью по отношению к внешней среде. Наш профессор Сулейманов — разработчик ГОСТов в этой сфере. Это один из лучших специалистов по долговечности в России. Поэтому я думаю, что мы можем предложить не один, а несколько материалов, которые могут долго работать, не разрушаясь. Это высокопрочные материалы как на органической, так и на неорганической основе.

Галина Липачева — главный специалист аппарата дирекции ТРО «Всероссийское общество слепых»:

— Конечно, к появлению тактильной плитки на улицах Казани члены нашей организации отнеслись положительно. Плиток таких на сегодняшний день четыре вида. Эти четыре плитки делятся еще на два вида: направляющие и предупреждающие. Предупреждающая есть с квадратными и с конусообразными рифами (выступами). Конусообразная плита, если на нее инвалид встает подошвой, говорит о том, что перед ним преодолимое препятствие. А вот плита с квадратными рифами запрещает идти вперед. Она как бы говорит: «Впереди непреодолимое препятствие, его нужно обойти». Так вот, сегодня так называемая запрещающая плита не читается подошвой инвалида, потому что прямоугольные выступы сделаны очень близко к подошве. И в этом проблема. А то, что она разрушается, наверное, не те материалы использовали, какие надо.

Кроме того, перед тем, как начать пользоваться тактильной системой, нужно было изучить основы этого самого пользования. Ведь при разном расположении этих плит они дают разную информацию! Если изменить расположение плит, то и информация будет другая. Чтобы человек правильно сориентировался на этой плитке, он должен уметь ее «читать», должен знать, какую информацию та или иная плитка несет.

Когда была разработана программа «Доступная среда», вопрос обучения инвалидов пользования этой плиткой не был предусмотрен. Сейчас он, правда, решается. Чтобы включили этот пункт в программу «Доступная среда», мы такие предложения давали. Своими силами наше общество такое обучение уже проводит. В частности, у нас такое обучение актива в этом году запланировано, мы выиграли грант.