САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ АВТОМОБИЛИ В СТОЛИЦЕ ТАТАРСТАНА В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2014 ГОДА. ЧАСТЬ 2-Я
В столице Татарстана в начале этого года произошел настоящий обвал продаж на автомобильном рынке. Согласно данным агентства «Автостат», он составил 7,6%, что вдвое больше, чем в целом по Татарстану. Главный фактор падения — массовый отказ казанцев от отечественных машин в пользу бюджетных иномарок. Как выяснил «БИЗНЕС Online», продажи LADA в Казани упали на 33% и ей в спину уже дышит главный конкурент в лице KIA.
Самое значительное падение наблюдается у LADA — 33,2%: с 2341 авто в первом квартале 2013 года до 1564 авто в первом квартале 2014 года |
ХОРОШИЙ PREMIUM ВСЕГДА В ЦЕНЕ
Согласно данным агентства «Автостат», число зарегистрированных новых автомобилей в Казани снизилось на 7,6% — с 10 412 единиц за первый квартал 2013 года до 9 622 единиц за первый квартал 2014 года. Напомним, что в целом по республике спрос снизился на 3,3%, а российский рынок, согласно данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), просел только на 2%.
Напомним, что минувший год казанский автомобильный рынок также завершил в небольшом, но минусе — 0,4%, тогда как а целом рынок РТ вырос на символические 1,6%.
Одной из главных тенденций конца 2013 — начала 2014 года стал повышенный спрос в премиальном сегменте. Так, в целом спрос казанских автолюбителей на продукцию люксовых марок подрос на 42% (!) — с 514 единиц в первом квартале 2013 года до 729 единиц за тот же период текущего года.
Но если разбираться в том, как продавались машины того или иного бренда, то картина получается неоднозначная. Например, фаворит прошлого года Audi показал спад на 3% — за первые три месяца текущего года было продано 145 авто. В абсолютном выражении аналогичный спад и у американского Cadillac: минус 4 единицы до 1 авто.
Слабее других фаворитов выглядит Porsche: по итогам первого квартала 2014 года было продано всего 15 авто, что на 9 машин меньше, чем в январе-марте прошлого года.
Что касается лидеров, то пальма первенства по-прежнему у BMW. Традиционный лидер не сбавляет обороты и уверенно выезжает на кроссовере X3 и седанах третьей и пятой серий, и, как результат, за первый квартал 2014 года реализовано 206 авто.
Самый бурный рост показали продажи еще одной немецкой премиум-марки — Mercedes. Трехкратный рост с 43 авто за первый квартал 2013 года до 132 за соответствующий период этого года, очевидно, вызван открытием в Казани дилерского центра. В итоге отставание от Audi составляет всего 13 машин, по сути дела, это один-два корпоративных заказа. Да и вообще дела у Mercedes идут замечательно по всей России: рост продаж составил 21%.
Любопытно, что за указанный период утроились продажи не только у Mercedes, но и у более экзотичной для Казани марки Jaguar. Ответить себе на вопрос: «How alive are you?» — решили 6 казанских драйверов, ставших обладателями авто с символикой самого быстрого животного.
==table297==
А ЕСЛИ НЕТ РАЗНИЦЫ, ЗАЧЕМ ПОКУПАТЬ LADA?
В масс-маркете картина печальнее, чем в люксовом сегменте. У всех 6 самых популярных брендов Казани продажи ушли в минус.
Самое значительное падение — у LADA — 33,2%: с 2341 авто в первом квартале 2013 года до 1564 авто в первом квартале 2014 года. Здесь свою злую роль сыграло решение начать выпуск новой версии Kalina с топовых и, следовательно, более дорогих версий. Кроме того, постоянное удорожание продукции АвтоВАЗа привело к уменьшению ценового зазора между средними и топовыми версиями его продукции и базовыми версиями продукции его ближайших конкурентов. В результате желающих покупать LADA, исходя из принципа «зато дешево», становится все меньше.
Второе место в общем зачете удержал корейский бренд KIA. Без падения продаж тут тоже не обошлось, но оно составило всего 6,1%. В итоге разрыв между KIA и LADA резко сократился и составляет около 500 машин, тогда как в годом ранее корейцы отставали более чем на тысячу. С учетом такого темпа можно ожидать, что уже в этом году KIA в Казани догонит АвтоВАЗ и российский бренд потеряет свое первенство, до сих пор казавшееся незыблемым.
Любопытно, что популярная модель Rio всего на 14 единиц отстала от LADA Granta, при этом обогнав еще одно детище АвтоВАЗа — LADA Kalina — в кузове хетчбэк (2192) и в кузове универсал (2194) вместе взятые!
Скепсис по отношению к LADA достиг апогея: доля отечественного бренда в спросе казанских автовладельцев упала на 6,2% до минимальных за все время наблюдений 16,3% в общем пироге спроса. Chevrolet и KIA на пару в Казани продали больше. Кстати, у Chevrolet появился значимый спрос на Cobalt: 165 единиц — второе место по популярности в линейке после Niva.
Исключение из каскада падений в ведущей десятке — Nissan. Выход на полную мощность производства новой машины Almera, равно как и специальное предложение на кроссовер Qashqai принесли в начале 2014 года свои плоды.
ВОЗВРАЩЕНИЕ FORD
Нельзя не отметить возвращение в Топ-10 популярных марок Казани старого доброго знакомого Ford. Рост сразу на 57%: с 250 авто в первом квартале 2013 года до 393 авто в первом квартале 2014 года. Решающую роль, по словам заместителя генерального директора ГК «АКОС» Михаила Котлярова, сыграл госзаказ. Как известно, власти республики традиционно поддерживают елабужский бизнес Sollers с помощью госзакупок — так было и в кризис, когда Вадим Швецов производил в Татарстане Fiat. Все-таки нужно поддержать крупнейшего резидента ОЭЗ «Алабуга». Чтобы читатели могли оценить контраст, напомним, что в целом по РФ Ford показал в первом квартале 2014 года спад на 27% (!).
Добавим, что заметно лучше рынка держался Mitsubishi. Более половина спроса казанцев пришлось на его сравнительно недорогой кроссовер ASX. Подчеркнем, что 142 авто из 150 датированы 2013 годом выпуска, значит, расчетливые жители столицы республики, как и в случае с Qashqai, «клюнули» на хорошие скидки и распродажу прошлогодних авто.
Несколько иная картина у Škoda. Авто 2013 года выпуска и 2014-го разделились поровну. После обновления, начавшегося с дорогих версий, появились более доступные комплектации, и поклонники марки стали более охотно приобретать популярный седан Octavia. Есть и местный фактор: дилер Škoda — «РРТ-Авто» — испытывал в 2013 году серьезные трудности, получившие большой резонанс.
РОСТ ЦЕН: КОНЦА ПОКА НЕ ВИДНО
Сложившуюся на столичном авторынке ситуацию «БИЗНЕС Online» прокомментировали игроки рынка.
Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров ООО «УК «ТрансТехСервис»:
— Если говорить о том, что стало ключевым событием для автомобильного рынка в первом квартале 2014 года, то, безусловно, это рост цен в связи со сменой года выпуска автомобилей и девальвацией рубля. Рост цен, по нашим расчетам, будет продолжаться до середины лета. Многие производители в этом году уже трижды повышали цены на свои автомобили. В среднем рост составил от 5 до 10 процентов. В итоге мы ожидаем 15-процентного роста цен. В связи с падением спроса многие автопроизводители вынуждены сокращать производство и корректировать свои планы. Ford, например, на треть сократил производственный план на этот год.
К знаменательным событиям первого квартала этого года для нашей компании можно отнести открытие нового автоцентра Toyota в Йошкар-Оле, выход авторейтинга Топ-100 журнала «АвтоБизнесРевю», где наша компания занимает 4-е место среди автодилеров России по объемам продаж. Доля ТТС на федеральном рынке иномарок впервые превысила 2,5 процента. В целом в первом квартале этого года продажи в холдинге выросли на 16 процентов, хотя мы понимаем, что это этот рост был вызван ажиотажем вокруг девальвации рубля и ожиданием дальнейшей инфляции.
АвтоВАЗ в последнее время радует нас расширением модельной линейки, обилием комплектаций, повышением комфорта своих автомобилей. Но вместе с тем цены на автомобили LADA приблизились к ценам бюджетных иномарок, и разрыв между ними совсем небольшой: средняя комплектация популярной Granta стоит 360 тысяч рублей, Kalina — 345 тысяч рублей, Priora — около 400 тысяч рублей. В то же время в середине мая стартуют продажи обновленного Renault Logan с ценой от 360 тысяч рублей, Hyundai Solaris стоит от 467 тысяч рублей. Оказавшись в ценовом сегменте бюджетных иномарок, продукция АвтоВАЗа начала проигрывать позиции. Поскольку именно низкая цена долгие годы была главным преимуществом этих автомобилей.
Вероятно, будет дальнейший рост цен, а также рост процентов по кредитам, что скажется на объемах кредитования населения. Мы предвидим снижение продаж по сравнению с прошлым годом, но рассчитываем сохранить прежний уровень за счет продаж автомобилей по старым ценам. Несмотря ни на что, мы планируем завершить проекты, начатые ранее, — открыть новый автоцентр KIA в Уфе, там же откроется новый автоцентр LADA. Летом откроем автосалоны Land Rover в Набережных Челнах и Ижевске. Достроим автоцентр Porsche в Казани на улице Декабристов.
Пока возобновление программы льготного кредитования не ожидается. Но, несмотря на то что в прошлом году, действительно, эта программа помогла авторынку в значительной степени, мы уверены, что ее завершение вряд ли может быть поводом для беспокойства для покупателей или автодилеров. Для клиентов в наших автосалонах есть свои кредитные спецпрограммы. Например, на покупку автомобилей с пробегом предлагается беспроцентная рассрочка. Большинство моделей Renault можно приобрести с помощью беспроцентного кредита. Какого-то снижения одобренных кредитных заявок в наших автоцентрах на данный момент не наблюдается. Доля проданных в кредит автомобилей по отношению к прошлому году у нас не изменилась и составляет, как и раньше, 40 процентов.
Сергей Чернов — заместитель генерального директора «КАН-Авто»:
— Ключевые события первого квартала 2014 года — это повышение цен на большой ряд автомобилей, которое привело к снижению объемов продаж. Кроме того, на автомобильном рынке сказались ситуация на Украине и низкая активность в адекватном влиянии на ситуацию со стороны большинства автопроизводителей.
Что касается нашей компании, то мы закончили реорганизацию внутренней структуры и начали работать в обновленном формате. Суть в выделении управления компанией в отдельную структуру и организация дирекции продаж и дирекции сервисного обслуживания. Мы закончили основные работы по строительству автосалонов Renault и Hyundai.
Лучшую динамику в сравнении с первым кварталом 2013 года показал КIA — ему удалось удержать потребительский интерес за счет сохранения адекватных цен на автомобили.
Я думаю, что причин спада продаж новых автомобилей LADA на рынке России несколько. Это и реорганизация управления предприятием, и увеличение доли автомобилей Renault, Nissan в общем объеме производства, и подготовка к запуску автомобилей Datsun. В целом негативные прогнозы финансового рынка, ослабление рубля, сложная политическая ситуация и связанные с этим негативные прогнозы развития ситуации в социальной сфере привели к спаду продаж автомобилей.
Всего мы реализовали в кредит менее 50 процентов автомобилей. Что касается программы льготного кредитования, можно сказать, что адекватные меры правительства для стимуляции автомобильного рынка бывают предприняты как раз в период стагнации в нижней точке падения рынка. Именно этого нам стоит ожидать от второго квартала 2014 года.
==table294==
==table295==
Читайте также:
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.