20 ТЫС. ЧЕЛНИНЦЕВ МОГУТ... НЕ РАДОВАТЬСЯ

На сайте мэрии Набережных Челнов вчера появилась информация о планируемом закрытии дороги на Сарманово с 1 июня по 10 октября на реконструкцию. Челнинцы, работающие на БСИ, увидев сообщение, облегченно вздохнули, мол, ну наконец-то! Ведь часть этой дороги от федеральной трассы М7 и собственно до того места, где заканчивается территория БСИ, называемая Старосармановской улицей, практически вдребезги разбита, из-за чего люди уже много лет часами сидят в пробках по утрам и вечерам, добираясь на работу и обратно.

Апогея проблема достигла в марте прошлого года, когда из-за возникшего потопа даже в 10 часов дня многие работники не смогли добраться до рабочих мест. Газета «БИЗНЕС Online» тогда писала, что в огромном скоплении воды на дороге в районе БСИ под железнодорожным мостом «ВАЗ-2113» почти скрылся под водой, не доехав до самого глубокого места: на поверхности осталась лишь половина боковых стекол. Всего в тот день пострадали несколько легковых машин и одна фура, которая так и осталась на приколе около места потопа.

Однако, как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online» в челнинском филиале ОАО «Татавтодор» (подрядчик ремонтных работ), заявленная реконструкция самого проблемного участка не коснется. Как сообщила нашему изданию начальник ПТО местного филиала «Татавтодора» Ирина Вагина, работы развернутся на участке дороги, закрепленном за Сармановским районом, и осчастливит лишь тех, кто ездит из Челнов в Сарманово, но не на промпредприятия.

«Будет отремонтирован только участок от поворота на КБК в сторону Сарманово протяженностью 3 километра, мы его расширим до 9 метров, — объяснила Ирина Павловна. — То есть работники БСИ в период реконструкции будут добираться до своих предприятий обычным образом. Все вопросы по муниципальному участку дороги обращайте к мэрии, а в районе заказчиком выступил «Главтатдортранс». Сумма реконструкции пока не определена, поскольку еще не было госэкспертизы».

Одним словом, радость челнинцев оказалась преждевременной. Но зато перспектива строительства платной дороги, как выяснила газета «БИЗНЕС Online», становится все более реальной.

«МЫ ПЛАТИМ НАЛОГИ, ПОЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ ПЛАТИТЬ ЕЩЕ И ИНВЕСТОРАМ?»

Надо отметить, что большинство руководителей предприятий БСИ возмущены самой постановкой вопроса о строительстве платной дороги и выступили против ее строительства. Узнав о частном проекте, предприниматели выставили претензии исполкому города в том, что власти не хотят решать транспортную проблему самостоятельно, а один из активных противников проекта гендиректор КБК Владимир Бестолков даже выступил на днях по местному телевидению с резкой критикой методов муниципалитета.

Владимир Бестолков (справа)
Один из активных противников проекта гендиректор КБК Владимир Бестолков (справа) выступил на днях по местному телевидению с резкой критикой методов муниципалитета

Строительство 3 км новой платной дороги из города на БСИ инициировало челнинское агентство по привлечению инвестиций (АПИ). Сейчас АПИ ищет инвесторов, и по словам председателя наблюдательного совета АПИ Сергея Майорова, дело движется к развязке. В случае успеха проезд на БСИ будет стоить порядка 100 рублей для легковых автомобилей и около 200 рублей для грузовиков. Вопрос же ремонта существующей Старосармановской дороги при этом, как мы уже выяснили, остается нерешенным, что и вызывает протестные настроения производственников.

С одной стороны, не хочешь — не езди, ведь альтернатива в виде старой разбитой дороги остается. Однако несогласные, в том числе и Бестолков, говорят о том, что перспектива платной дороги окончательно поглотит больную тему реставрации Старосармановской улицы. При этом, по словам гендиректора КБК, работникам его предприятия фактически от новой дороги не будет ни жарко, ни холодно — ее ожидаемое размещение не учитывает транспортных потребностей сотрудников комбината. Та же ситуация с большинством предприятий БСИ — новая дорога, будет она платной или бесплатной, протянется с «малозаселенной» стороны базы стройиндустрии, путь этот пролегает по окраине города. Однако в пиковых ситуациях работники БСИ будут вынуждены ею пользоваться в качестве длинного объезда проблемной зоны, платить деньги за проезд на работу, за транспортировку сырья и собственной продукции. Это и возмущает производственников, формирующих пятую часть налоговых поступлений в бюджет города.

«Каждый должен заниматься своим делом, — пояснил свою позицию Бестолков в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Мы платим налоги, вкладываем прибыль в воспроизводство, чтобы платить налогов еще больше. И дополнительная нагрузка на предприятия в виде платы за проезд — это, я считаю, абсолютно неправильно. Муниципалитет пытается переложить проблему на предприятия БСИ, которые формируют до 20% городских налогов. Власть и так обязана сделать вторую дорогу, она действительно нужна. Но ни в коем случае этого не должны делать частные инвесторы, которые потом будут иметь с дороги прибыль. Люди же не на курорт по скоростной трассе ездить собираются, это доступ к промышленным предприятиям».

Бестолков отмечает, что восстановление Старосармановской дороги — не столь тяжелая задача, и муниципалитет этим вопросом озабочен, но недостаточно серьезно. Однако идея строительства новой дороги вовсе отложит ремонт в долгий ящик.

«Старую дорогу надо расширять на участке метров 300 длиной, — объясняет гендиректор КБК. — Как только это будет сделано и как только появится нормальная развязка под мостом — мы уже сможем нормально обходиться. Хотя это и район БСИ, участок дороги все равно муниципальный. Почему мы должны платить еще кому-то? И надо сказать, еще один момент совсем не учитывается. Если посмотреть в сторону Сарманово, то сегодня застраивается и Суровка, и Новотроицкое и дальше распространяется мощное строительство частного сектора. Люди живут в поселках, а работают-то в городе. Сегодня по утрам на Старосармановской дороге мы видим поток машин не только на БСИ, но и в сторону города».

НА ПЛАТНОЙ ДОРОГЕ ГОРОД НАДЕЕТСЯ ОБКАТАТЬ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Напомним, в начале года замруководителя исполкома Челнов Наталия Кропотова назвала развитие территории БСИ приоритетной задачей на 2014 год. Главным проблемным вопросом этой промышленной зоны Челнов всегда оставалась именно транспортная доступность. Дорога, связывающая по некоторым подсчетам 20 тыс. горожан с местом работы, давно прославилась регулярными наводнениями и многочасовыми заторами, из-за которых останавливаются производства. Всего в районе БСИ располагаются 195 предприятий. Наиболее крупными из них являются КБК, «Татпроф», НПО «Ростар», ГК «РариТЭК», «Домкор Индустрия», «Росла», «Сатурн», «Ак Барс Металл», завод «Начало». Ежегодно предприятия БСИ отгружают готовой продукции более чем на 30 млрд. рублей. Общая площадь базы строительной индустрии составляет 950 гектаров.

Осенью прошлого года часть проблемного участка дороги на БСИ отремонтировали на 20 млн. рублей, однако полумеры не улучшили ситуации. Кроме того, в ноябре исполком заявлял о разработке городского автобусного маршрута на БСИ, для чего представители предприятий создавали специальную рабочую группу. Маршрут, однако, до сих пор не запущен, о чем сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательства исполкома Набережных Челнов Радмир Беляев. По его словам, переговоры с перевозчиками никак не завершатся по обоим насущным маршрутам — как до БСИ, так и до челнинского IT-парка.

460.jpg

На «Базе строительной индустрии» расположены 195 промышленных предприятий, формирующих 20% бюджета Набережных Челнов
(Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)

В конце прошлой осени по вопросу ремонта Старосармановской дороги выступил в Госсовете РТ гендиректор корпорации «Расстал» Сергей Рачков, после чего спикер Госсовета Фарид Мухаметшин взял проблему под свой личный контроль. В апреле тему снова поднял другой депутат от Набережных Челнов Александр Евдокимов — председатель совета директоров ОАО «КамГэсэнергострой». Однако вопрос так и застрял на кабинетном уровне.

АПИ сегодня видит решение проекта в привлечении к строительству федерального инвестора при софинансировании тех предприятий БСИ, которые положительно воспринимают перспективу платной дороги. Отметим, что московские инвестиции — не единственный вариант. Есть возможность обойтись и кредитом при 30-процентном участии челнинских предпринимателей. В частности, готовность прокредитовать строительство на 70% в апреле выражал банк ВТБ. Но в качестве основного варианта рассматривается форма государственно-частного партнерства.

«Мы вышли с проектом государственно-частного партнерства на АИР, — сообщил «БИЗНЕС Online» Беляев. — На майские праздники в Челны по приглашению АПИ приезжали консультанты из Москвы, и теперь мы ждем от них предложений. Форма ГЧП тоже предлагает разные механизмы, а практики пока наработано очень мало не только в Татарстане, но и в России».

Проблема ремонта дороги на БСИ рассматривалась на совещании в мэрии ровно год назад

КАК ВСЕМ ОСТАТЬСЯ ПРИ СВОИХ

Потенциальных инвесторов в АПИ пока держат в строгом секрете, однако, по словам Майорова, некая московская компания интересуется проектом весьма глубоко. «С федеральным инвестором мы разговариваем практически каждый день, и есть надежда, что переговоры завершатся положительно, — сообщил Майоров «БИЗНЕС Online». — Инвестор сам очень нас торопит. АИР готовит для нас встречу с москвичами, она пройдет в Казани и может стать решающей».

По словам Майорова, москвичи рассчитывают в этом году решить все вопросы с проектными работами и землеотводом, а в Челнах готовность к соинвестициям продемонстрировали два предприятия БСИ, также неразглашаемые. На протесты других предприятий Майоров реагирует философски.

«Кто-то возмущается, что государство не строит дорогу за свой счет, кто-то готов вложиться, лишь бы быстрее построили. Пользоваться платной дорогой необязательно. Она предполагает расходы для каждого предприятия, и каждое должно посчитать свои выгоды. Возможно, кому-то выгоднее в пробке постоять. Это ведь решается просто: если сегодня Старосармановская свободна, можно проехать по ней, а завтра, если она перегружена, воспользоваться платной. Даже когда старую дорогу отремонтируют, чего все мы ждем, реконструкция увеличит среднюю скорость движения по ней, но не обеспечит полной пропускной способности. Мы рассчитывали транспортный поток, взяли самый пессимистический прогноз: если 5 процентов от 20 тысяч автомобилей, которые здесь проходят ежедневно, перейдет на платную дорогу, то строительная окупаемость будет очень короткой».

Вопрос окупаемости проекта затронут неспроста — при определенном раскладе он может стать ключевым для пользователей дороги. Дело в том, что на сегодня приоритетной схемой ГЧП инициаторы видят такой вариант, когда по концессионному соглашению муниципалитет помогает инвестору оформить строительство и предоставляет землю в частное управление на время эксплуатации объекта. В соглашении оговаривается срок окупаемости, по истечению которого дорога перейдет второму партнеру — государству, в данном случае муниципалитету. Ну а оставаться ли ей платной на балансе муниципалитета, решать уже будет город.

Собственно, срок окупаемости рассчитать несложно. Предварительно заявленная цена дороги составляет 115 млн. рублей (по словам Майорова, из расчета $1 млн. за километр полотна третьего класса). 5% от 20 тыс. машин ежедневного потока на БСИ — это 1 тыс. автомобилей в день, из которых 70%, по расчетам АПИ, составляют грузовики с платой за проезд 200 рублей, остальные — легковые автомобили по 100 рублей за проезд. Таким образом, в рамках «пессимистического» прогноза наполняемости дороги в день она будет приносить инвестору 170 тыс. рублей. Расчетные затраты при таких прибылях вернутся за два года, не считая процентов по кредитам и разных операционных расходов. При этом раскладе, на который надеется сегодня АПИ, по истечении трех лет БСИ получит бесплатную шестиметровую объездную дорогу с выездом на федеральную трассу М7, заработать по условиям ГЧП инвестор сможет только на самом строительстве. Так что при условии реконструкции муниципального участка Старосармановской дороги, в конце концов, счастливы должны остаться все.

4.jpg
Люди уже много лет часами сидят в пробках по утрам и вечерам, добираясь на работу и обратно

«НИКТО ЗА ТАКИЕ ДЕНЬГИ ЕЗДИТЬ НЕ СТАНЕТ...»

Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что противников у проекта платной дороги со стороны предприятий БСИ заметно больше, чем сторонников. В первую очередь те, кто ежедневно ездит на базу стройиндустрии, отмечают высокую заявленную стоимость проезда и малую востребованность подъездного пути со стороны завода «Начало», к которому и планируется проложить новое дорожное полотно.

Владимир Кельдибеков — директор по экономике и финансам ООО НПО «Ростар»:

— Мне вообще позиция города непонятна! Если БСИ приносит такие деньги, можно было бы элементарно разбитую дорогу отремонтировать. И цена непонятна этого проекта — 115 миллионов за 3 километра. Кроме того, вопрос ежедневного заезда на большинство предприятий в другом конце БСИ, на тот же КБК хотя бы, эта дорога не решает. Но в то же время часть людей вынуждена будет ехать по платной дороге — надо же где-то выезжать из города. Я считаю так: раз есть частный инвестор, пусть он делает новую дорогу, только это не значит, что город не должен сделать нормальной существующую. Основная развязка на Старосармановской все равно нужна — там же и дачники едут, и те же «КАМАЗы» камдорстроевские, разве они будут ездить за 200 рублей?

Халим Гилязутдинов — помощник гендиректора ГК «РариТЭК»:

— Хорошая дорога без пробок за умеренную плату могла бы пользоваться спросом, но 100 рублей с легковушки и 200 с грузовика — это дорого. Последующая передача дороги в собственность муниципалитету — это интересный вариант, но при таких ценах проект все равно не окупится за 3 года, потому что в любом случае никто не станет ездить за 100 рублей. Он будет окупаться лет 10. И такой вариант развития событий, что при строительстве платной дороги город не станет ремонтировать старую, тоже возможен.

Кроме того, нам, как и большинству предприятий, со стороны Сидоровки ездить будет неудобно. Там есть дорога, она находится в еще более плачевном состоянии, чем Старосармановская, и когда основную дорогу топит, некоторые едут в объезд. Но это авральный случай, кто-то заплатит, но на таких случаях инвестор бизнес не сделает.

При всем этом непонятно, почему вообще речь идет о новой дороге, если еще в начале прошлой зимы Рачков поднимал эту тему в Госсовете и Мухаметшин был назначен ответственным за ремонт Старосармановской дороги? Это было уже после осеннего ремонта, речь шла о ремонте целиком от моста с развязкой до первой автодороги. До сих пор никакого движения.

Николай Рыбушкин — депутат Госсовета РТ:

— Я как раз сейчас еду по Старосармановской дороге, она раздолбана до невозможности! Если заходит речь о строительстве платной дороги, я бы на месте руководства Челнов сначала пообщался с предприятиями и выяснил, смогут ли их работники платить такие деньги. Я понимаю, что проект частный, но будут ли предприятия каким-то образом дотировать, чтобы их рабочие могли позволить себе платить за проезд по 100 рублей? Это же получается в два конца уже 200 рублей, а кто-то вынужден ездить и не по одному разу в течение дня. Для населения цена нереальна, если только предприятия не будут дотировать, потому что надо понимать, что пользоваться дорогой в каких-то случаях люди все равно будут вынуждены.

С другой стороны, если Старосармановскую дорогу приведут в надлежащий вид, то платная дорога не помешает. Я считаю, она нужна, но принцип в том, что у людей должен быть выбор — добираться по платной дороге, или по бесплатной.