Речной туризм так и не может пока оправиться от трагедии с «Булгарией». Но проблема не столько в том, что люди боятся ходить на теплоходах — отрасль давно не отвечает запросам современных туристов, считает директор туристической компании «Трэвэл-эндвок» Юлия Таланова. В своей очередной статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», она рассуждает о том, что можно было бы предпринять, чтобы речное путешествие было по-настоящему комфортным, безопасным и запоминающимся.
ТЕПЛОХОДЫ ТЯНУТ БИЗНЕСМЕНОВ НА ДНО
Конечно, современный российский речной туризм не сравним с тем, что было в Советском Союзе. Я все детство жила недалеко от речного порта и прекрасно помню, как в Казань заходили многопалубные корабли, внутри которых всегда чувствовалась праздничная, торжественная атмосфера. Там были красивые люстры, работали магазины, в которых всегда можно было купить сладости, каких не продавали в торговых точках на берегу.
В 2011 году, еще до крушения «Булгарии», был организован рекламный тур для турагентов, которым демонстрировали те суда, на которых в Поволжском регионе осуществляются речные круизы. Я зашла на один из таких трехпалубников и ужаснулась. Кабинки для хоббитов — другого определения каютам, где предлагалось отдохнуть туристам экономкласса, у меня не было. Я не знаю, как на тех кроватках можно комфортно уснуть... Я не спорю, есть действительно комфортные каюты, но и стоят они баснословных денег. Теперь всех, кто хочет отдохнуть экономно на теплоходе, я стараюсь переориентировать на путешествие по железной дороге. Складывается впечатление, что почти все теплоходы, какие есть у Татарстана, были куплены в годы советской власти, и из них сегодня выжимают все что можно, не сильно беспокоясь о комфорте пассажиров.
После трагедии ситуация, к сожалению, не улучшилась. Мне кажется, что без помощи государства речной туризм в республике подняться не сможет. Многие туристические компании из Перми и других городов берут теплоходы в хорошем состоянии и все равно вынуждены через какое-то время так же сдавать их в субаренду, потому что расходы на их эксплуатацию слишком высоки...
ОСТРОВ ЕСТЬ, ХОРОШЕГО ПРИЧАЛА НЕТ
Хотя спрос на речные круизы есть. И это не только люди пенсионного возраста, в последнее время подобные путешествия стали пользоваться популярностью среди людей среднего возраста и даже молодежи. Причем люди предпочитают менять реки, а не ездить одними и теми же маршрутами.
Это действительно уникальный вид отдыха. Но к сожалению, тот речной парк, который плавает по Волге, в ужасном состоянии. Если в соседних регионах речной флот хоть как-то обновляется и реставрируется, то в нашей республике даже «Арабеллу», которая была в хорошем состоянии, и ту продали.
В Татарстане есть еще одна проблема. У нас очень маленькое количество «зеленых» стоянок, где теплоходы могли бы высадить своих пассажиров для купания и отдыха. К примеру, от Казани до Свияжска нет ни одной. Да и к остров-граду сегодня могут причалить только двухпалубные корабли. И это удивительно. Скажем, к деревне Макарьево в нижегородской области могут причалить трехпалубные суда. Хотя кроме Макарьевского монастыря там смотреть в принципе нечего.
А у нас остров, описанный Пушкиным, с богатейшей историей и интереснейшими объектами для туристов может принимать только двухпалубные суда! Остальные корабли проходят мимо. Соответственно, и доход от посещения Свияжска туристами так же проплывает мимо. Ведь за три часа можно провести богатую и насыщенную экскурсию! Сейчас суда из Самары, Нижнего и Москвы, как правило, трехпалубные, и мы попросту не используем уже имеющийся потенциал.
В Болгаре ситуация аналогичная. Несмотря на то, что там построили шикарный речной порт, пока, насколько мне известно, он большие теплоходы не принимает.
В Татарстане есть очень приличные места для круизных экскурсий, например, Чистополь и Елабуга. В последнее время огромную работу в этом направлении проделали Тетюши. Там гостей встречают костюмированные персонажи с песнями и плясками, все экскурсии интерактивные. Там везде могут причаливать трехпалубные суда.
Мест по Татарстану, которые можно было бы показать с реки, у нас также огромное количество. Круизные путешествия по Волге сегодня пользуются большим спросом и у иностранцев, а у нас нет достаточной инфраструктуры, чтобы предложить нормальные условия для этого. При этом не обязательно тратить огромные деньги для строительства причалов, достаточно поставить хороший понтон...
ДУБОВЫЙ ЧАК-ЧАК И ЗАМУЧЕННЫЕ ПРОДАВЩИЦЫ
Есть еще одна проблема: в Казани, наверное, самый скучный речной порт из близлежащих городов. К примеру, в Чебоксарах туристов с теплоходов встречают танцами в национальных костюмах. Почему бы таким же образом не познакомить гостей с колоритом Татарстана? Ведь приятно, когда тебя встречают как дорогих долгожданных гостей. Тут хочешь — не хочешь потянешься к сувенирным лавкам и прикупишь что-нибудь не всегда нужное. Турбизнес Казани уже подходил к руководству речного порта для совместного проекта «Татарское гостеприимство», но к сожалению только разовые мероприятия проводились по инициативе туроператоров города.
Раньше у речного порта кипела жизнь. Ладно, хоть к Универсиаде привели его в порядок, но тут же понаставили «клеток», всевозможных заборов, которые явно не украшают территорию. Рядом с набережной стоят два страшных ларька с дубовым чак-чаком и замученными продавщицами. Людям, кто раньше пришел с экскурсии и ждет отправления теплохода, попросту нечем заняться.
Другой момент: в Казани очень дорогая стоянка для теплоходов. Поэтому пребывание туристов ограничено и, как правило, длится около трех часов. За это время по столице республики можно промчаться только галопом. При этом выбор экскурсий, которые туристические компании предлагают своим клиентам, очень ограничен. Иногда теплоходы из других городов причаливают на так называемый технический причал, и я знаю случаи, когда инвалидам, которые были на корабле, приходилось вызывать такси, чтобы добраться от пирса до туристического автобуса.
ВДОЛЬ ПО РЕЧЕНЬКЕ, ПО КАЗАНОЧКЕ
Проблема не только с теплоходами, но и с короткими речными прогулками по Волге. Те компании, которые организовывают подобные услуги, сегодня не могут справиться с тем, чтобы сделать их на регулярной основе в достаточном количестве. В том же Волгограде люди, которые прибыли в город на теплоходе, с удовольствием пересаживаются там на маленькие прогулочные суда, которые катают их по красивейшим «закоулкам». По такой же системе прогулки продуманы в Перми. То, что в этом сезоне пойдут прогулочные катера по Казанке, я считаю, что это огромный прорыв для нашей туриндустрии. Посмотреть на город с воды, пройти на кораблике под стенами Кремля, насладиться ночной Казанью — это будет востребовано не только гостями, но и самими жителями города.
Юлия Таланова
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.