В Казанском кремле полным ходом идет монтаж выставки V&A Jameel Prize

«ОНИ САМИ ВЫБРАЛИ КАЗАНЬ»

Три зала эрмитажного центра в Казанском кремле напоминают сегодня поле битвы: коробки, оберточная бумага, горы каких-то непонятных вещей. Команда из трех человек — лондонские музейщики — строит экспозицию новой выставки V&A Jameel Prize, которая откроется 21 мая. Естественно, работа происходит при помощи казанских коллег. Принципы построения экспозиции в России и Европе несколько отличаются друг от друга, так что публику ждет нечто непривычное.

«Для нас важна перспектива, важно видеть, что впереди есть еще какие-то экспонаты, к которым хочется подойти. У наших коллег иной принцип. Они хотя отделить зоны темными занавесами. Поэтому в трех залах разместится только 19 экспонатов, но вокруг всех из них будет «воздух», — рассказывает руководитель центра «Эрмитаж-Казань» Ольга Пиульская.

Музей Виктории и Альберта, считающийся одним из крупнейших музеев мира, специализирующихся на декоративно-прикладном искусстве, периодически делает выездные экспозиции. Обычно таких передвижных выставок в год бывает до 20. С Россией связи только-только налаживаются, одна выставка уже была в Москве, теперь вот выбрана Казань. Здесь экспозиция пробудет до 26 июля, а затем переместится в московский Манеж.

Выставка, которую привезли англичане, прошла в Лондоне в конце прошлого года. Она базируется на экспонатах конкурсантов премии лондонского мецената Абдулатипа Джамиля — шейха из Саудовской Аравии, живущего в Европе. В прошлом году на премию претендовали 186 человек, но эксперты выбрали всего лишь 10 человек со своими работами. Эти авторы получили право выставиться в Лондоне, в одном из самых выдающихся музеев Виктории и Альберта. Эти 10 человек с 19 работами как раз и представлены в Казани. Это мастера из Ливана, Саудовской Аравии, Катара, Алжира, Азербайджана.

Ольга Пиульская
Ольга Пиульская: «В трех залах разместится только 19 экспонатов, но вокруг всех из них будет «воздух»

«Среди этих 10 человек есть призеры — это 2 дизайнера из Турции, живущие ныне во Франции, две сестры, которые делают одежду прет-а-порте. Они получили 25 тысяч британских фунтов. Три их платья увидят казанцы. Эти платья хороши тем, что они сделаны по впечатлениям от стамбульской архитектуры, эта мини-коллекция называется «Контрасты Стамбула». Эти платья останутся в фондах музея Виктории и Альберта», — рассказывает Пиульская.

Проект сделать выставку в Казани пришел в голову сотрудникам музея Виктории и Альберта. Они долго искали, где можно в России провести ее с наибольшим успехом, и выбрали Казань и именно эрмитажный центр, хотя в Казани много музеев. Но зал в Казанском кремле был выбран по параметрам безопасности — здесь самая современная система охраны. В чем сотрудники лондонского музея приезжали убедиться лично.

Специй было закуплено 50 кг, по 10 кг каждого из 5 видов

Англичане оплачивают провоз выставки, страховку, музейно-образовательные программы. Все эти расходы взял на себя фонд «Арт-Джамиль». В каждую неделю работы выставки на ней будут работать мастер-классы и специальные программы. Например, из Баку приедет один из самых известных ныне на востоке художников Фаиг Ахмед — автор двух традиционных ковров, представленных в экспозиции. Приедут и победители конкурса — турецкие дизайнеры, они проводят мастер-классы для наших кутюрье. В свою очередь, казанские дизайнеры покажут платья... из бумаги, навеянные архитектурой Болгар и столицы Татарстана. Будет и мастер из Бейрута, разрабатывающий современные арабские шрифты. Братья Васильевы и Елена Ермолина устроят песочное шоу по восточным мотивам.

ЗАПАХ КУРКУМЫ И ИМБИРЯ

Один из залов центра «Эрмитаж-Казань» сейчас можно найти по пряному запаху. Словно попадаешь в восточный ресторан. Весь пол зала будет занят ковром размером в 36 кв. м из... специй. Специй на его создание пойдет 50 кг, по 10 кг каждого из 5 видов. Автор этого ковра — француз Лорен Марешаль.

«Создание такого ковра — очень трудоемкая работа. Художник дал пять основ — ситечек — орнаментов, через которые сыплются специи. Операция проводится по пять раз. В работу годятся белый перец, куркума, имбирь, сумак и затар — смесь разных специй. Сам ковер будет создан на линолеуме. Англичане привезли образцы специй, которые мы должны купить в Казани», — прокомментировала создание одного из самых необычных экспонатов Пиульская.

Сейчас орнамент ковра, расположенный по краям, уже готов. От настоящего ковра его трудно отличить, кажется, что ворс его вполне реальный. А две сотрудницы музея, ползая по полу на коленях, насыпают специи.

Создание ковра из специй — очень трудоемкая работа

На одном из стендов простая пластиковая бутылка. Рядом с ней такая же бутылка, но выкрашенная золотистой краской. Тут же видны тончайшей работы колье и бусы из крошечных элементов, они нарезаны из таких вот выкрашенных бутылок. Автор — французская художница, увлеченная востоком, она решила таким образом помочь женщинам из Сахары, живущим в резервациях со скудными ресурсами.

Научив их делать украшения из бутылок, она таким образом дала им возможность заработка, так что этот проект можно считать социальным. Женщины делаю теперь традиционные сахарские украшения, которые ранее делали из металла и бронзы. Сделанные и пластика, они на первый взгляд неотличимы от настоящего золотого украшения.

IMG_8881.jpg
На выставке представлены украшения, сделанные из пластиковой бутылки, выкрашенной золотистой краской

«Общую стоимость экспонатов выставки назвать невозможно, потому что кто-то их художников продает свои работы, а кто-то этого не делает и не выставляет цену. Есть цена выставки или нет — это вопрос философский. Как можно оценить ковер из специй?» — комментирует организатор выставки Элис Лобб.

Одна из инсталляций привлекает внимание — монитор, на которой идет рваной строкой кардиограмма, превращающаяся в сплошную линию и большой каллиграфический символ. Он означает слово «Все». Жизнь прервалась, все закончилось? Или все еще будет? Авторы выставки дают свободу толкования.