Адель Вафин: «Любой врач имеет право на экспертное мнение круглосуточно»

ПЯТЫЙ РЕБЕНОК — ДОЧКА АСИЯ

На сей раз интернет-конференция «БИЗНЕС Online» хоть и проводилась ради выводов, сделанных после разгромной коллегии минздрава РТ, началась с приятного момента — мы поздравили министра с рождением пятого ребенка — дочки.

— В понедельник выписались, — сказал, улыбаясь, явно очень довольный Адель Вафин.

Да уж, мало кто из руководителей такого ранга может похвастаться тем, что у него пятеро детей. Тем более что после четырех мальчишек в семье родилась долгожданная дочка. Мы-таки выпытали у гостя, как назвали малышку.

— Имя придумали давно, обращая внимание на то, кого мы знали с такими именами, что они за люди, — признался Адель Юнусович. — Назвали Асия.

«ДЕЛО ВРАЧЕЙ»

Дальше разговор пошел о вещах не столь приятных. Как рассказывала наша газета, на той самой закрытой коллегии минздрава РТ глава следственного комитета в РТ Павел Николаев и первый заместитель прокурора РТ Артем Николаев раскритиковали работу татарстанских главврачей. Можно сказать, обрушили на присутствующих поток сенсационных данных о реальной ситуации в республиканской медицине. Например, говорили о том, что за преступления, связанные со службой, только в 2013 году были осуждены 30 татарстанских медиков (большинство условно), а 99 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Николаев сообщил, что в прошлом году 37 пациентов в республике погибли из-за некачественной медпомощи.

«БИЗНЕС Online» опубликовал несколько материалов, посвященных «делу врачей». Газета рассказала о причинах увольнения главного врача Мензелинской ЦРБ Павла Стоногина. Это больница, в которой 13 декабря прошлого года погибла 33-летняя многодетная мама Лилия Васильева, у нее остановилось сердце при подготовке к кесареву сечению. Для нее это были пятые по счету роды. Была в нашем издании также публикация о том, что на горячую линию правозащитников поступило 12 сигналов о гибели пациентов, чьи родственники считают, что виноваты именно люди в белых халатах.

Обнародовала газета «БИЗНЕС Online» также наиболее резонансные фрагменты из доклада Николаева на коллегии минздрава.

После этих громких публикаций министр здравоохранения РТ согласился прийти к нам на интернет-конференцию, взяв сначала паузу, чтобы осмыслить результаты коллегии.

«У нас есть два учреждения, которые имеют европейский сертификат качества. Это МКДЦ и БСМП Набережных Челнов»

ВРАЧИ МОГУТ ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ВЕДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

На вчерашней встрече в редакции Вафин сообщил, что после коллегии в министерстве внимательно проанализировали все резонансные случаи. Он сказал: «При этом я хочу отметить, что ряд случаев имели необратимые акушерские осложнения, к сожалению, неуправляемые. Есть такая категория, процентов 30 всех осложнений, это, по данным также и европейских авторов-экспертов, и у них это есть, и у нас это есть».

Министр заявил, что в РТ выстроена система взаимодействия всех медицинских учреждений разного уровня: «Если мы говорим о ЦРБ — это первый уровень, межмуниципальный центр — второй, высокотехнологичный — третий. Сегодня в каждой центральной районной больнице есть автоматизированное рабочее место, оснащенное камерой, для получения консультаций ведущих специалистов республиканской клинической больницы. Есть ситуационный центр. Я поставил задачу, чтобы в двухнедельный срок в Казани в каждой городской больнице должно быть то же самое. С одной стороны, это недорогое решение — создан ситуационный центр, у нас есть центральный архив медицинских изображений. Все снимки с цифровых аппаратов за последние пять лет хранятся в центре обработки данных кабмина. И когда ты консультируешься, ты не просто на пальцах объясняешь, а можешь вывести снимок — рентгенснимок, компьютерную томографию, маммографию. И можешь получить консультацию ведущего специалиста».

Министр специально оговорился, что «любой врач имеет право на экспертное мнение круглосуточно. Специалисты работают в отделении экстренной консультативной медицинской помощи в РКБ круглосуточно». И заметил, что «эта консультация, она записывается».

«Мы начали активно работать где-то с осени прошлого года, — рассказал Вафин. — В прошлом году было проведено 500 таких консультаций. И наиболее востребованные консультации, если брать по специалистам, то это анестезиологи-реаниматологи, пульмонологи, кардиологи...»

Гость редакции подтвердил, что именно после коллегии было решено создать систему для получения консультаций и в Казани. Но на контроле — вся республика: «А для того чтобы снять все управленческие барьеры, я еженедельно провожу видеоконференцию — сам, со всеми районами. Главные врачи, руководители управлений здравоохранения докладывают, сколько тяжелых больных, сколько беременных группы риска, кто нуждается в переводе, какой новорожденный ребенок находится в критическом состоянии и нуждается в переводе...»

Сегодня, утверждает министр, у врачей нет проблем с переводом своих пациентов в высокотехнологичные клиники. Но если вдруг такие проблемы возникнут, можно прийти на еженедельную видеоконференцию и задать вопрос министру.

«ЕСЛИ БЫ Я СКАЗАЛ, ЧТО СРЕДНИЙ БАЛЛ — ПЯТЬ, ТО ВЫ БЫ НЕ ПОВЕРИЛИ»

На интернет-конференции мы попросили министра оценить медучреждения республики — кто отличники, кто середнячки, а кто и двоечники. По традиционной пятибалльной системе.

— Вы знаете, если бы я сказал, что средний балл — пять, то вы бы не поверили, — сразу сказал Адель Юнусович.

— А где все-таки пять? Скажите! Чтобы мы знали и туда обращались...

— У нас есть два учреждения, которые имеют европейский сертификат качества. Это МКДЦ (межрегиональный клинико-диагностический центр — ред.) и БСМП (больница скорой медицинской помощи — ред.) Набережных Челнов. Я бы поставил им пять, — решительно заявил министр.

Но тут же оговорился:

— Найдутся люди, которые скажут, что все-таки, наверное, БСМП Набережных Челнов — не пять. Но я скажу, что пять, потому что это особая больница. МКДЦ — это высокотехнологичный центр, они тоже работают по экстренности. Но большая часть экстренности идет в БСМП, и у них более сложные задачи — вот на этом колоссальном потоке выстроить обслуживание на пятерку. Работает сейчас достаточно активно над повышением эффективности РКБ (Республиканская клиническая больница — ред.). После тех случаев (например, тот самый случай, когда в РКБ пациентке прооперировали вместо больной ноги здоровую — ред.) достаточно жестко отслеживают очень многие моменты, повышают дисциплину. Там не пять пока, они только начинают, первый этап прошли по системе сертификации ИСО 9001. Не пять пока, не пять — может быть, чуть больше четырех... ДРКБ (Детская республиканская клиническая больница — ред.), безусловно, я думаю, приближается к пятерке. Но там тоже работают на очень большом потоке. Представьте себе: приемное отделение — это и Челны, и ДРКБ, около 300 обращений в день, только те, кто обследуются в пределах приемного отделения и отправляются на амбулаторный этап. За год 25 тысяч человек проходят только через приемное отделение, — привел столь значимую цифру министр. — А в целом по республике я бы, наверное, поставил 3,6 - 3,7.

ПОЛИКЛИНИКА КАЗАНЦАМ ОТ МЭРА

Но журналистам «БИЗНЕС Online» пришлось возразить гостю, ведь «пятерки» он поставил элитным учреждениям, тем, которые пользуются особым вниманием президента РТ, минздрава республики, куда вкачены миллиарды и миллиарды. А обычный казанец идет в обычные поликлиники... И кто его там встречает? Заморенный, равнодушный («Уставший!» — тут же смягчил формулировку Адель Юнусович) персонал.

Министр заметил: «Когда мы говорим о наших ведущих клиниках, правильно вы сказали, в них вложены миллиарды. Но, на мой взгляд, миллиарды все-таки вложены эффективно, с той точки зрения, что мы создали инструменты, повышающие эффективность и производительность труда в этих учреждениях».

И сам продолжил перечень проблем рядовых медучреждений. Так, насчет казанских он сказал: «Они имеют значительный износ материально-технической базы — первое. Второе — Казань по сравнению с Набережными Челнами имеет колоссальный недостаток площадей в пересчете на жителя... Модернизацию в ряде больниц мы делаем, просто пристраивая дополнительные площади, для того, чтобы повысить комфортность пребывания, комфортность ожидания, комфортность получения медицинской помощи. Но у нас идет колоссальная нехватка площадей. Казань застраивается достаточно интенсивно, а поликлиник не прибавляется. Одна из последних, которую мы открыли, — детская поликлиника, которую мы вчера посещали с федеральным министром...»

Про посещение нового центра крови рассказала газета «БИЗНЕС Online». Но, увы, очень мало надежд на то, что таких новостроек будет много. Так, новая детская поликлиника расположена в избирательном округе мэра Казани Ильсура Метшина. От него ее строительства пять лет требовали жители, мэр просил президента, тот выделил деньги, и все миром поликлинику построили. Но ведь у нас в Казани один мэр. И один президент на всю республику...

Министр уточнил стоимость этой поликлиники: 330 млн. ушло на строительство, еще 72 млн. — на оборудование и мебель. Итого — примерно 400 миллионов.

«Но зато, — сказал Вафин, — министерство здравоохранения знает, каким должен быть формат современной поликлиники, что нужно для того, чтобы организовать эту работу... Вчера я показал министру здравоохранения России тот опыт, который мы накопили, и сделали минимальный перечень тех требований, которому должна соответствовать каждая поликлиника в первичном звене. Можете посмотреть!»

И министр показал (но не подарил, впрочем, сообщив, что это появится на сайте минздрава) шикарно оформленный альбом «Современная поликлиника в помощь руководителю». Заметив, что в России такого нигде нет.

«Моя семья, никто из близких родственников не лечился за рубежом. Более того, я могу сказать, что по целому ряду направлений мы абсолютно конкурентны сегодня с зарубежными специалистами...»

ЗАПРЕТИТЬ ЧИНОВНИКАМ ЛЕЧИТЬСЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Вафин также прокомментировал вчера планы российской Думы запретить чиновникам в целях развития нашей медицины лечиться за границей: «Министр здравоохранения Татарстана Адель Юнусович уже исполнил это поручение. Я был и пациентом РКБ, был и пациентом РКБ-2. Кто-то, может быть, скажет, что вы называете все ведущие учреждения. Но мой папа лечился в свое время в 7-й больнице, по месту жительства. Моя семья, никто из близких родственников не лечился за рубежом. Более того, я могу сказать, что по целому ряду направлений мы абсолютно конкурентны сегодня с зарубежными специалистами... Все же меняется, в России достаточно много изменилось за последние несколько лет. И это отмечают наши коллеги, которые работают во французских клиниках, в других зарубежных клиниках. Они приезжают, допустим, из клиники Парижа и делают такой вывод, увидев, как у нас все это построено. Наверное, клиники Татарстана значительно ближе по уровню к парижским, нежели в остальных субъектах Российской Федерации. Они делают такой вывод. Понимаете, сегодня нет такой пропасти между нашими и зарубежными клиниками, я всем это говорю. Я же вижу реакцию зарубежных коллег. Когда я приезжаю в университетскую клинику имени Гетте во Франкфурте, и там профессор-онкогематолог знает нашего Шамасова, заведующего отделением в ДРКБ. Извините, но это о чем-то говорит. И то, что мы работаем последние 10 лет по европейским протоколам, как бы тяжело ни было в здравоохранении, эти дети получают современные схемы лечения, больные дети, раком крови больные. Получают, потому что вот этот марафон, 6 месяцев, у детей дает результат... Я с онкологами ездил в Израиль. К сожалению, вынужден констатировать, что мне неизвестны, скажем так, те люди, которые выезжали с онкологией и это повлияло на их судьбу».

То есть, констатировали мы, медицина Татарстана готова принять элиту и лечить здесь. И даже заинтересована в этом.

«ТЕРРИТОРИЯ СЕРОСТИ» НА СТЫКЕ ПЛАТНОЙ И БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНЫ И МНОГОЕ ДРУГОЕ

На интернет-конференции министр здравоохранения РТ также подробно рассказал о том, как действует в Татарстане грантовая программа обеспечения жильем молодых специалистов. Неплохо действует, к нам охотно приезжают профи из других регионов. Так, в прошлом году из 126 принятых на работу в РТ врачей 120(!) были приезжими.

Сообщил Вафин и о том, насколько наша татарстанская медицина зависит от Запада и могут ли отрицательно повлиять на нее «украинские» санкции. Как выяснилось, западный бизнес, наоборот, хочет нормально работать с нами, а не сворачиваться.

Шел также разговор о платной и бесплатной медицине, о «территории серости» на стыке этих двух направлений и способах развести их. С точки зрения министра, это возможно, но дорого.

Гость редакции рассказал о том, как в РТ формируется кадровый резерв медиков, объяснил, насколько по-разному оценивают работу медучреждений пациенты и специалисты, сообщил, что в республике сегодня работают 12186 врачей и на 672 места открыты вакансии.

Подробности — в стенограмме интернет-конференции, которая будет опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».