«Казметрострой» опубликовал отчет за первый квартал, который показал, что за первые три месяца 2014 года выручка общества упала на 85%. Если в прошлом году за первый квартал она составила 2,17 млрд. рублей, то в этом — лишь 328 млн. рублей. Хотя компания планировала получить выручку в 1,7 млрд. рублей. Гендиректор «Казметростроя» Марат Рахимов объяснил падение неравномерностью работ. Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», отмечают, что спад пришелся на подготовительные работы, а с учетом работы в Москве и Казани год для компании может оказаться даже успешнее предыдущего. Впрочем, не обошлось без некоторых «но»...
В первом квартале 2014 года выручка «Казметростроя» упала на целых 85%: с 2,17 млрд. рублей до 328 млн. рублей |
«К СОЖАЛЕНИЮ, НЕТ РАВНОМЕРНОСТИ»
За первые три месяца 2014 года выручка «Казметростроя» упала на целых 85%, говорится в отчете компании, опубликованном на минувшей неделе. Если в прошлом году за первый квартал она составила 2,17 млрд. рублей, то в этом — лишь 328 млн. рублей. Такие данные содержатся в его отчетности за первый квартал, которая была опубликована на минувшей неделе.
Основные издержки компании были хорошо проконтролированы и снижены должным темпом. Тем не менее, из-за значительного абсолютного спада выручки, валовая прибыль по итогам первого квартала все же сократилась на 26,8 млн. рублей до символических 0,2 млн. рублей. Удалось поправить картину за счет улучшенного баланса прочих статей. Отрицательное сальдо прочих расходов и доходов уменьшилось в 6,5 раза: с 47 млн. рублей за январь-март 2013 года до 7,3 млн. рублей за аналогичный период текущего года. Несмотря на существенное уменьшение поступлений от основной деятельности, «Казметрострою» удалось улучшить финальный результат. Чистый убыток общества сократился на 47% — до 9 млн. рублей за первый квартал 2014 года.
«В прошлом году мы сдали пять станций — три в Казани и две в Москве, была проделана огромная работа, — напомнил в разговоре с «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «Казметрострой» Марат Рахимов. — Сейчас мы работаем и в Казани, и в Москве, но пока идут низкостоящие подготовительные работы. Скоро перейдем к основным видам работ на станции «Терешково» в Москве и на станции «Дубравная» в Казани. К сожалению, равномерности нет — у строителей так».
В прошлом году в Казани к открытию Универсиады метростроевцы сдали в эксплуатацию станции «Авиастроительная», «Северный вокзал» и «Яшьлек». В Москве в декабре было завершено строительство Бутовской линии метрополитена. Однако, по мнению аналитического центра «БИЗНЕС Online», только высокой базой 2013 года такой существенный спад объяснить сложно, так как компания планировала получить в январе-марте 2014 года выручку в 1,7 млрд. рублей. Значит, произошел некий сбой в оплате проделанных работ. Добавим, что с начала года судя по отчету, задолженность заказчиков и поставщиков перед «Казметростроем» по состоянию на 31 марта 2014 года увеличилась на 614 млн. рублей — до 3,7 млрд. рублей.
Кстати, о возможных задержках в оплате и рисках технических сбоев пишет в своем последнем отчете и менеджмент компании. Основной угрозой для эмитента, по их мнению, является несвоевременность расчетов с заказчиком за выполненные работы и расчеты через электронную товарно-информационную систему (ЭТИС РТ). Нельзя исключать, что определенные накладки также возникли в связи с подготовкой «Казметростроя» к частичной приватизации.
«КАЗМЕТРОСТРОЙ» В МОСКВЕ
Напомним, что присутствие казанских метростроевцев в Москве вице-мэр столицы РФ Марат Хуснуллин объяснял тем, что они были вынуждены собрать всех, кто сегодня еще умеет строить метро. «Мы привлекли всех, кто в стране может строить метро. Со всей территории бывшего Советского Союза. «Казметрострой» — это на 100 процентов собственность республики Татарстан, государственное предприятие. Оно каждый год сдает несколько километров метро в Казани, начиная с 2005 года. Мы собрали фактически всех, кто в стране умеет работать, но нам все равно не хватает».
Основными конкурентами «Казметростроя» являются четыре компании — «Мосметрострой», «Ингеоком», «Трансинжстрой», «Бамтоннельстрой». Однако среди конкурентных преимуществ казанской компании — использование целого ряда уникальных технологий. Например, впервые при строительстве казанского метрополитена был применен современный, не имеющий аналогов в российском метростроении тоннелепроходческий комплекс с грунтовым пригрузом забоя канадской фирмы Lovat. Комплекс обеспечивает скорость проходки до 300 метров в месяц. Управляется он машинистом щита при помощи бортового компьютера, программное обеспечение для которого разрабатывали наши казанские программисты.
Внедрена покраска блоков тоннельной обделки для снижения их абразивности и продления срока службы щеточных уплотнений комплекса, ряд дорогостоящих импортных материалов заменен на более дешевые и надежные. По предложению группы маркшейдеров внедрено высокоточное нивелирование, обеспечивающее сбойку тоннелей с минимальным отклонением.
Многие станции первой линии казанского метрополитена выполнены полностью в монолитном железобетонном исполнении с применением современных опалубок, что дало экономический эффект до 15 - 20% и ликвидировало большие расходы на развитие промбазы предприятия по освоению и изготовлению 45 типоразмеров сборных железобетонных конструкций станционных комплексов.
В целом перспективы у «Казметростроя» хорошие, считают эксперты, так как на горизонте строительство второй ветки казанского метрополитена и не успевающий остыть московский рынок заказов.
ПОКАЗАТЕЛИ 2014 ГОДА МОГУТ БЫТЬ ДАЖЕ ВЫШЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОГО 2013 ГОДА
Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» финансовые показатели «Казметростроя».
Юрий Цигуш — аналитик FIBO Group:
— Несомненно, столь сильное падение выручки в первом квартале 2014 года было связанно с завершением строительства первой ветки казанского метрополитена. Так как проекты такого масштаба занимают львиную часть выручки любой компании. А учитывая тот факт, что подобные инфраструктурные проекты имеют длительные сроки окупаемости, это оказывает сильное влияние на выручку предприятия.
Кроме того, значительное расхождение планированной и фактической выручки было вызвано тем фактом, что ОАО «Казметрострой» находится в процессе судебного разбирательства со своим субподрядчиком ПСО «Казань» за нарушение сроков сдачи объектов и оформления необходимой документации. И, конечно же, тут не обошлось без задержек платежей и срывов поставок.
Напомним, что при сдаче в эксплуатацию трех новых станции метро — «Яшьлек», «Северный вокзал» и «Авиастроительная», которые открылись 9 мая 2013 года, неоднократно возникали проблемы. Были выявлены ошибки в работе воздухозаборной камеры, неправильный инвалидный пандус, а также нарушение целостности гидроизоляции бетонной коробки станции на станции «Яшьлек». Все эти текущие проблемы сказались на финансовом состоянии ОАО «Казметрострой».
Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
— Действительно, завершение строительства в 2013 году сразу нескольких крупных объектов в Казани и в Москве, и последовавший за этим некий переходный период, характеризующийся уменьшением объемов работ, мог привести к тому, что выручка компании в первом квартале 2014 году уменьшилась. Кроме того, еще одной причиной может быть несвоевременность расчетов с заказчиком за выполненные работы и расчеты через электронную товарно-информационную систему (ЭТИС РТ), о чем говорится в отчетности компании. Компания вынуждена привлекать заемные средства для обеспечения нормальной работы, что приводит к снижению темпов строительства, его удорожанию.
Вместе с тем, у компании уже сформирован план работ на три года, и после завершения подготовительного периода, темпы и объемы строительства вырастут. Это позволит увеличить экономические показатели, и размер выручки может вырасти уже во втором квартале этого года, а в целом показатели 2014 года могут быть выше показателей 2013 года, для этого есть все предпосылки.
Анна Кокорева — аналитик «Альпари»:
— Ухудшение финансовых показателей «Казметростроя» произошло по многим причинам. Во-первых, это завершение строительства первой ветки казанского метрополитена. Объем работ существенно сократился, а из новых заказов пока только строительство станции метро «Терешково». Во-вторых, сказалось замедление темпов роста экономки РФ и рост инфляции. По итогам первого квартала инфляция составила 2,3 процента против 1,9 процента в первом квартале 2013 года.
Повышение уровня инфляции приводит к удорожанию строительных материалов, а значит, и себестоимости выполняемых работ растет. Рост ВВП в том же периоде составил всего 0,8%. В-третьих, влияние оказало ослабление курса рубля и повышение ставки РЕПО с 5,5 до 7 процентов в первом квартале (позже ставку подняли еще на 50 п.п.). Рост ключевой ставки приводит к удорожанию кредитов и их обслуживания для организации.
Кроме того, отметим высокий уровень дебиторской задолженности. Исходя из баланса, можно сделать вывод, что партнеры и заказчики не спешат расплачиваться с компанией. По итогам первого квартала задолженность составляет 3,7 миллиарда рублей, на конец 2013 года — 3 миллиарда рублей.
На 30 процентов также выросли прочие расходы по сравнению с первым кварталом 2013 года. К сожалению, информацию о других затратах компания в отчетности не раскрывает, возможно, они также возросли.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.