Сегодня в Казани состоялся первый съезд руководителей предприятий производителей бетона и железобетона Приволжского федерального округа. Цель съезда - обсуждение вопросов, волнующих профессиональное сообщество, и выработка предложений властным структурам.
Наиболее горячее обсуждение вызвала ситуация с ценами на цемент: за прошлый год они выросли в среднем на 72%. Профессор, член-корреспондент РААСН Равиль Зуфарович Рахимов высказался о необходимости разработки государственной программы по развитию производства цемента: «Рассчитывать только на бизнес не приходится, поскольку он, как известно, заинтересован в получении максимальной прибыли, но не всегда настроен на решение проблем страны, прибыль ведь можно получать просто увеличивая цены. Нужна государственная программа по финансированию строительства цементных заводов за счет средств бюджета. После пуска в эксплуатацию эти заводы можно приватизировать, продать акции. Но без решения этой проблемы мы окажемся в глубоком кризисе».
Поднимался вопрос о государственном регулировании цен на цемент. По мнению Генерального директора ОАО «ЗЯБ» Валерия Пескова, оно ничего не даст: «Основная причина дороговизны цемента – его нехватка. Сейчас спрос намного превышает предложение. Надо не замораживать цены, а сделать так, чтобы они снизились естественным путем. В первую очередь, открыть границы – решить таможенные проблемы ввоза цемента».
В докладе президента Волго-Камской региональной Ассоциации производителей бетона и железобетона Юсупа Батдалова были сконцентрированы наиболее общие, часто встречающиеся вопросы, которые болезненны для предприятий-производителей ЖБИ. Он отметил непомерно высокие цены, которые устанавливают предприятия-монополисты на электроэнергию, воду, газ и другие ресурсы и услуги. Так, в 2003 году предприятия промышленного железнодорожного транспорта Татарстана увеличили тарифы на свои услуги от 124 до 618%. В 2004 в Набережных Челнах Водоканал увеличил тарифы на 343%. В 2003 году доставка инертных материалов с Уручинского карьера до Альметьевского завода ЖБИ выросла на 57%. Кроме того, когда предприятие проявляет инициативу по выполнению какого-то проекта, реконструкции, строительству, оно платит монополисту трижды раза: при получении технических условий перечисляет средства в фонд развития монополистов, согласно выданных монополистом технических условий строит на свои деньги объекты инфраструктуры монополиста: подстанцию, трубу, линию электропередач, ж.д.пути и другие необходимые объекты с последующей передачей их на баланс монополиста, в завершение оплачивает инвестиционную составляющую их тарифов.
Также Юсуп Батдалов обратил внимание на износ технологического и грузоподъемного оборудования заводов, который на некоторых предприятиях доходит до 85%, что делает его не просто неэффективным, но и опасным для эксплуатации: «Большинство заводов создавались в 1960-70-е года, и получать качественную, соответствующую современным требованиям продукцию на существующих мощностях просто невозможно. Многие заводы и хотели бы обновлять оборудование, внедрять новые технологии, но существующая система кредитования не дает возможности для этого. Наше предложение такое: предприятия, которые вкладывают средства в модернизацию производства, необходимо поощрять, уменьшая налоги, выделяя беспроцентные кредиты, субсидии и т.д. Хорошим регулятором может служить налог на имущество. Но пока мы не отработаем финансовую схему кредитования, нам будет очень трудно осуществить технологический прорыв».
Еще одна проблема - подготовка кадров для строительной отрасли: программы вузов не соответствуют реальным потребностям предприятий. А специалистов по разработке оборудования и инструментов для строительства и вовсе готовят всего в трех российских вузах. В результате образуется зависимость отечественных предприятий от зарубежных технологий и машин.
Большой вред наносит экономике предприятий так называемое предаттестационное обучение специалистов и рабочих. Каждый инспектирующий орган создал свой учебный центр. Обучение рабочего в зависимости от специальности стоит 6-8 тыс. рублей. Сумма, казалось бы, небольшая, но в итоге эта сумма достигает от 0,1 до 0,5% стоимости валового продукта предприятия. Мы предлагаем передать функции предаттестационного обучения работников заводов государственным образовательным учреждениям. А если инспектирующие организации хотят контролировать качество обучения, то можно согласовывать программу обучения с ними».
Сегодня получился разговор людей дела о том, что действительно волнует каждого из них. В завершении работы был принят проект резолюции съезда. Решили до 10 мая доработать поступившие замечания и предложения по резолюции, внести редакционные корректировки и направить во все заинтересованные инстанции и участникам съезда.
Жанна Печенко
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.