ТУТ ВАМ НЕ РЕСТОРАН

За день до приезда в Казань «Аквариум» выступил для участников и гостей международного экономического форума в петербургском клубе «Море». О том, что концерт был организован спонтанно, говорит факт, что на ту же дату сначала было назначено выступление питерского электронного дуэта Neon Lights, получившего не особо щедрую неустойку. Судя по вчерашним высказываниям, Бориса Гребенщикова не особо устроило, как принимали его песни форумчане. К слову, режиссер и сценарист Авдотья Смирнова так описала в Facebook концерт: «Половина зала весь концерт разговаривала, даже не поворачиваясь к сцене. Экономику экономили, наверное. Зачем пришли? Почему нельзя было тереть внизу во дворе, рядом с алкоголем и ненавязчивым ансамблем? Другая часть упорно в перерыве между песнями — старыми и новыми, старыми в новой версии — скандировала: «Рок-н-рол мертв, а я еще нет!» Боря в какой-то момент ответил: «Я необычайно рад за вас». В конце концерта спел, конечно. Очень хотелось плакать. Зашла к Борису в гримерку, стала извиняться, как будто я всех этих людей родила и воспитала. «Прости их, Боря, говорю, они не понимают, им кажется, что они в ресторане». «Ну они в некотором роде везде в ресторане», — флегматично ответил Борис».

В Казани «Аквариум» начал с продолжительного интро, запущенного силами клавишника-флейтиста Бориса Рубекина, к которому постепенно присоединились скрипач Андрей Суротдинов, гитарист Алексей Зубарев, а потом — перкуссия, барабаны, духовая секция бас и еще одна гитара. Итого — 11 человек. На старте исполнялись самые свежие треки — «Губернатор», «Праздник урожая во дворце труда», «Не было такой и не будет», «Любовь во время войны», довольно суровые, по меркам БГ, с фразами типа: «На нас направлены ружья заката, но скоро их патроны начнут взрываться у них прямо в стволах», «Ты думал «шито-крыто», ты думал нож на дне, зарплата в Deutche-банке, но губерния в огне».

Большая часть из них — сыгранные в полную силу боевики с мощными дудками, двумя гитаристами Зубаревым и Игорем Тимофеевым, играющим на инструментах что есть мочи. При этом Тимофеев, самый юный участник основного состава (ему всего 39), как заправский гранжер, носился по своему пятачку. А вот Зубарев, напротив, старательно и занудно имитировал рев мотоцикла в каждой песне.

Публика, как обычно бывает в «УНИКСе», чинно внимала этим ударным трекам, в глазах отдельных музыкантов уже просматривалась грусть, поэтому ситуацию, видимо, было решено разруливать радикально. Песня «Истребитель» была растянута до целой сонаты, Гребенщиков взял шейкер и начал ходить с ним по краю сцены, словно бы призывая всех к соучастию. Видимо, энергетика зала до него доходила с помехами, потому что смотрелось это неловко. А вот Тимофеев даже забрался на колонки. И все это происходило на площадке, украшенной искусственными цветами и изображением Вишну.

Что же, публика воспряла, БГ крикнул: «Ожили!», назвал происходящее психодрамой. «Она о том, что происходит в мире, потому что мы кормим бесов, которые хотят, чтобы мы дрались». На этой же неделе, кстати, в Нижнем Новгороде эта речь выглядела еще жестче: «...эти бесы хотят всех поссорить. Кому это выгодно? Выгодно только самим бесам. А на хера тогда мы платим им деньги?»

ПОКА НЕ НАЧНУТ ТАНЦЕВАТЬ

Затем БГ попросил зрителей делать все что угодно. Потом он рассказал про вчерашний корпоратив: «Они [делегаты] слушали и стояли. А я думал, а что если они начнут танцевать... Будет совсем другая ситуация. Вы тоже имейте это в виду». И заиграл. И тут же вскочил храбрый молодой человек, начал плясать вдоль рядов — и через несколько минут свободные места перед первым рядом и в проходах заполонили зрители.

Можно было в этот момент вспомнить, как аналогичные попытки повеселиться заканчивались для «Аквариума» в иные годы и конфликтами с охраной. Очевидно, подобная проблема, наконец, окончательно перестала существовать.

Далее концерт пошел оптимистично и даже ностальгично. Перед антрактом группа зарядила продолжительное реггей из двух песен «Вавилон» и «Аристократ», заменив слово «сенсимилья» на легкомысленное «ву-ху!». А потом БГ предложил пройти всем на водопой.

ПО ЗАВЕТАМ КУРЕХИНА

Как известно, в прошлом году СМИ разнесли информацию, что «Аквариум» прекращает свое существование. Позже фраза была пояснена: группа прекращает свое существование, но в пространстве масс-медиа. Это лишь означало, что БГ не будет давать интервью (впрочем, и это обещание он нарушил трижды, сделав исключение, к примеру, для BBC). Надо заметить, что идущий поперек собственных правил Гребенщиков выглядит и звучит гораздо интереснее. К примеру, перед второй частью концерта он раздавал бананы, а после «Железнодорожной воды», исполненной максимально близко к зрителям, перешел к песне «Неизвестные Факты Из Биографии Элвиса Пресли», которая была сыграна в абсолютно курехинской манере. Духовая секция и перкуссионист Шар говорили бессмыслицу, Суротдинов играл на сувенирной скрипке с веревками вместо струн, а сам БГ мяукал и ползал на коленях с розой в зубах.

К сожалению, все остальное время «Аквариум» играет музыку менее интересную. Это тот самый русский рок, когда лидер с гитарой ведет, а остальные вставляют свои пять копеек. Конечно, лидер пытается создать атмосферу легкости, внезапно исполняя полузабытые песни вроде «Дипломата». Но в итоге получается так, что эти старые «хиты» подаются совершенно с другим настроением (песня «Комната, лишенная зеркал» лишилась еще и всякой эмоциональности). А те, что поновей, порой звучат абсолютно похоже на древние хиты, пока не начнутся слова. Похоже, значительная часть вещей вовсе не репетировалась, поэтому вылавливание из них вкусных аранжировочных изысков было делом бесполезным.

При этом на фоне условных шушукающихся директоров по развитию танцевали латиноамериканские танцы 20-летние старлетки, а на ноги офисным дамам наступали юноши с мехмата. Очевидно, «Аквариум» — это давно уже не про музыку. Это, скорее, храм радости. И здесь, скорее, речь уже идет не о верности священным текстам или образам, а о том, что хочешь получить. За новостями из мира музыки — в другой храм. А сюда — за стабильностью.