«Бурановские бабушки»

ДОРОГА НА «КАРАВОН» ПОЛНА ПРЕПЯТСТВИЙ

Сегодня в селе Никольское состоялся XXII всероссийский фестиваль русского фольклора «Каравон», история которого своими корнями уходит в XVI век. В половине девятого утра у театра им. Камала, от которого уходили автобусы на праздник, собралось огромное количество народа, который не знал, как добраться до села Никольское. Дело в том, что те несколько комфортабельных туристических автобусов, которые были выделены организаторами, оказались моментально заполненными. «Стоячих» людей гаишники строго настрого запрещают брать «на борт». Многие вспоминали те времена, когда на фестиваль отправлялись обычные красные пассажирские автобусы, куда можно было запихнуться, словно селедка в бочку. Да, неудобно, зато в любом случае окажешься на празднике. А тут многие, кто хотел попасть на «Каравон», сделать этого так и не смогли.

На этом злоключения туристов не закончились. Если вы приехали в 9 утра и решили позавтракать на свежем воздухе, ибо торговые ряды уже в это время открылись, то выпить чашку кофе или чая у вас не получилось бы. В местах общепита попросту не было электричества, ибо кто-то подключился «не так» и оставил весь фестиваль без горячей воды...

Дорога в обратный путь для многих оказалась приключением. Многие не знали, откуда, во сколько и какие автобусы отправлялись. Поэтому выходили на трассу и возмущались, когда служебные автобусы проносились мимо. Поэтому приходилось ловить частников, которые диктовали свои расценки. Получалось как в Египте на пирамидах. Залезть на верблюда стоит 1 доллар, а слезть с него — 100. Так и тут. Даже если вы приехали на бесплатном автобусе, дорога обратно могла влететь вам в копеечку. Транспортный вопрос почему-то традиционно из года в год остается проблемным для данного фестиваля.

ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ

Впрочем, эти неудобства не повлияли на замечательную атмосферу праздника. На «Каравоне» работали три сцены, торговые ряды ремесленников, все в привычном формате. Несмотря на описанные выше трудности, на «Каравон» приехало огромное количество гостей. И не только из республики. Было много африканцев и вьетнамцев, и непонятно, кто получал большее удовольствие — иноземцы, фотографируясь с нарядными народными коллективами, или одетые в «треники» местные жители, глазеющие на гостей с нетипичной для нашей местности внешностью.

Но главным действующим лицом праздника, без сомнения, был фолк-коллектив из Удмуртии «Бурановские бабушки», ставший знаменитым после выступления на «Евровидении» в 2012 году.

— Нам даже как-то неловко, все такие нарядные и голосистые, — призналась одна из участниц коллектива.

«ВСЕ ВЫ, КОНЕЧНО, ЖДЕТЕ PARTY FOR EVERYBODY»

Несмотря на то что живут «Бурановские бабушки» всего в 30 км от Татарстана, в Казани и на «Каравоне» они впервые. К сожалению, приехали не всем составом. 79-летняя Наталья Пугачева из-за болезни и не смогла присутствовать на празднике. Поэтому выступали семь бабушек.

— Мы знаем, что все вы, конечно, ждете Party for everybody. Но она нам, признаться, поднадоела. Тем не менее... — начала со сцены самая молодая Ольга Туктарева, и тут понеслось... Надо было видеть, как десятки людей пенсионного возраста начали раздвигать более молодых зрителей локтями, дабы поближе увидеть своих кумиров.

— Я когда в этом году смотрел «Евровидение», чуть со стула не слетел, когда увидел, кто победил. То ли он, то ли она, — признался со сцены председатель Госсовета Фарид Мухаметшин. И сейчас, особенно на этом фоне, понимаешь, что наши бурановские-то кроме того, что хорошо поют, еще и добрую миссию выполняют. Старинные песни, одежду национальную, обряды несут из поколения в поколение. Спасибо вам за это.

БАЛЬЗАМ ДЛЯ МУХАМЕТШИНА

Польщенные такими словами спикера Татарстана «Бурановские бабушки» вручили ему удмуртский бальзам, старинные лапти и фирменную современную футболку с изображением своего коллектива. Мухаметшин от лица президента РТ Рустама Минниханова сделал подарок отделу культуры Лаишевского района - новенький микроавтобус…

Надо признаться, что «Бурановские бабушки», несмотря на свой возраст, отработали по полной программе. Исполнили и рок-композиции, и удмуртские народные песни, и даже успели поиграть со зрителями. Апофеозом их выступления стал куплет песни, исполненный на татарском языке.

«КОГДА У ЧЕЛОВЕКА ХРАМ СТРОИТСЯ ВНУТРИ, ЭТО ГОРАЗДО ВАЖНЕЕ»

После почти часового выступления при почти 30-градусной жаре «Бурановских бабушек» в сопровождении полиции, которая отгоняла назойливых фанатов, увели в прохладное помещение. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось, воспользовавшись случаем, пообщаться с руководителем фолк-коллектива Ольгой Туктаревой.

— Не тяжело артистам в таком преклонном возрасте ездить по гастролям и вести такую активную творческую жизнь?

— Конечно, тяжело. Я сама удивляюсь, как бабушки держатся. Видимо, всем нам нужно ставить цель. Раньше бабушки домашние дела могли делать вразвалочку. Но когда знают, что завтра выезд, все мобилизируются — и все у них получается. Правда, большие тексты песен ввиду возраста все же запоминают с трудом, учитывая, что их приходится учить не только на русском, но и английском, а теперь еще и татарском. Через три дня нам давать концерт в Красноярске. Мы получаем колоссальное удовольствие от человеческой любви. И не хочется никого обижать, хочется приехать ко всем. Ведь это такие же бабушки. Просто мы оказались на волне популярности, и поэтому к нам такое внимание. И хотелось, чтобы через нас там, наверху, подумали о народной песне. И о бабушках.

— О вас все узнали после «Евровидения». А как вы шли к этому успеху?

— Нам повезло с тем, что коллектив оказался очень хорошим. Для каждого пение — это его любимое дело. Это тянулось десятилетиями. И когда точишь один камень долгое время, появляется результат. Нас стали замечать. Местный режиссер Павел Позднеев предложил нам перепеть «Звезду по имени солнце» и «Город золотой» на удмуртском. Мы до этого с ним делали множество проектов. Поначалу бабушки мне говорили, что мелодия странная. Но когда я им объяснила, кто такие Цой и Гребенщиков, они клюнули на текст. Потому что у бабушек и мудрость, и жизнь за плечами. И они этот текст усвоили и выдали немного по-другому, с душевным народным колоритом. Я сама не ожидала, что так может получиться. Ну а потом было «Евровидение».

DSC_2621.jpg
Руководитель фолк-коллектива Ольга Туктарева

— Как сами бабушки относятся к той популярности, которая на них свалилась?

— Нормально. Конечно, хотелось, чтобы любовь к народной песне прошла не через масс-медиа, а немного иным путем. Но иначе, видимо, нельзя. Хотя как руководителю мне проходить через это очень тяжело. Бабушки до конца не понимают, в какой плоскости находятся. Приходится ходить на грани, чтобы не опошлять ни бабушек, ни песни.

Зато сегодня среди поклонников очень много детей. До «Евровидения» они вообще не слушали народные песни, просто вставали и уходили. А теперь наши песни у них на рингтонах, они под это танцуют, и это действительно здорово. Потому что через нас им стал интересен народный фольклор. Пусть немножко видоизмененный. Но песня должна жить, даже если ей приходится немного меняться.

— Как обстоят дела со строительством храма в вашей деревне? Вы ведь неоднократно заявляли, что заработанные на выступлениях деньги потратите на строительство церкви...

— Мы его обязательно закончим. Признаюсь, строительство идет нелегко. Но на самом деле важно, что творится вокруг нас. Как у людей после наших песен меняются взгляды на жизнь. Пусть хотя бы на одну минутку. Пока они с нами, они становятся другими. И когда у человека храм строится внутри, это гораздо важнее. А у нас внутри уже покой и гармония. И это для меня важнее, чем здание самой церкви...

— Как отреагировали участники коллектива на нынешнего победителя «Евровидения»?

— Да, в этом году выбор зрителей бабушек просто удивил. Им показалось, что тот, кто сильнее ошарашит публику, тот и молодец. Хотя если закрыть глаза и не смотреть, кто поет, то песня-то хорошая. Может, человек страдал, от этого и исполнил так. Такие ведь люди и в деревнях встречаются, просто, как бабушки говорят, к ним нормальное отношение, если все это не выпячивать...