Впрочем, существует сценарий, который, возможно, устроит все стороны. Если долги Дерипаски превысят реальную стоимость его активов и над холдингом нависнет угроза покупки со стороны иностранных компаний, в зачет кредитов государство, вероятно, попросит бизнесмена передать ему контроль над алюминиевым гигантом. В обмен олигарх может получить не только высокую властную позицию, но и интересное со всех точек зрения место работы. Например, губернаторский пост в Краснодарском или Хабаровском краях. Это станет хорошей компенсацией Дерипаске за более чем десятилетнюю консолидацию металлургических активов. Подготовка к Олимпиаде в Сочи и саммиту АТЭС на Дальнем Востоке обещает многомиллиардные вливания не только спонсорских, но и бюджетных средств, а денежные потоки пойдут, в том числе, и через краевую администрацию.
Сообщающиеся сосуды
Когда у американских регуляторов возникли претензии к нефтесервисной компании Halliburton, всплыло имя Дика Чейни, который с 1995-го по 2000 год, прежде чем стать вице-президентом США, был ее исполнительным директором. С началом послевоенного восстановления Ирака участие Halliburton в тендерах тоже спровоцировало множество нареканий, поскольку, по мнению других участников конкурсов, говорить о равенстве конкурентных возможностей было трудно. И это также связывали с именем Дика Чейни. Были к нему претензии и у прокуратуры, одно время обвинявшей его в том, что он "спекулировал на ограничении свободы людей": у вице-президента США якобы имелись некие коммерческие связи с тюремным бизнесом, в частности, через инвестиционную компанию Vanguard Group.
В зарубежной практике, во всяком случае в новейшей истории, Дик Чейни, наверное, самый известный пример ухода бизнесмена в чиновники. И самый показательный – в том смысле, что для иностранцев, говорим ли мы о европейской, англосаксонской или азиатской традиции, такой переток, как феномен, не характерен. Там есть сформировавшийся рынок и устоявшаяся общественно-политическая структура, и в какой из этих сфер делать карьеру, решают, как правило, в молодости, определяясь раз и навсегда. Нацелившиеся на вершины госслужбы примыкают к политическим, партийным структурам, в которых им предстоит интенсивно работать, чтобы их партия взяла власть или удержала ее. Выбравшие бизнес строят его. Это, конечно, картинка идеальная, и на самом деле бизнес и госслужба и за границей – своего рода сообщающиеся сосуды. Но правда в том, что все-таки "сообщаются" они не так уж активно, явно и корыстно. Успешному бизнесмену и нет в общем-то необходимости уходить в чиновники: доходы у тех ниже. Что же касается, скажем, "заметания следов", прикрытия, то переход в госструктуры тут ничем не поможет. Скорее, наоборот, приблизит разоблачение – со стороны прессы, например. Проталкивание корпоративных или отраслевых интересов? В этом есть резон, и именно поэтому сложилась и эффективно работает лоббистская система. В США, например, она вполне официальна и регулируется законодательно.
Что же касается Дика Чейни, то он в свое время пошел в чиновники, по большому счету, по дружбе – чтобы поддержать своего ставшего президентом США друга.
Семейный бизнес
Генеральный директор авиакомпании "Трансаэро" Ольга Плешакова не случайно попала в первую сотню резерва управленческих кадров, находящихся под патронатом президента. Пока это единственная женщина в мире, которая возглавляет крупную авиаструктуру. И занимает она это кресло уже восемь лет.
"Трансаэро" – это семейный бизнес. Гендиректору принадлежит около 8% "Трансаэро", ее мужу и председателю совета директоров авиакомпании Александру Плешакову – почти 33% акций. Всего же под контролем семьи находится более 44% перевозчика. Но главой авиационного семейства по праву считается мать Александра – руководитель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина. Ее слово является определяющим не только в семье, но почти во всех сферах жизни российской гражданской авиации. В полномочия Анодиной по МАКу, в частности, входит сертификация самолетов и всего аэродромного оборудования. Без подписи ее сотрудников ни один самолет не будет поставлен на серийное производство, не будет куплен и даже не поднимется в воздух. Без ее подписи не сможет работать ни один международный аэродром – МАК сертифицирует все аэродромное оборудование. Многие связывают головокружительную карьеру Татьяны Анодиной с именем Евгения Примакова. С конца 80-х годов, после смерти мужа – министра авиационной промышленности СССР Петра Плешакова – их знакомство стало очень тесным, хотя его официальной женой она никогда не была.
Благодаря связям Анодиной в 1990 году появилась первая в СССР частная авиакомпания, которую возглавил ее сын. Александр занимал должности президента и генерального директора "Трансаэро", но в 2000 году решил уйти в политику. В 2000 – 2001 гг. он возглавлял Российскую партию будущего – небольшую партию, поддерживавшую президента Владимира Путина, а в 2003 году влившуюся в состав "Единой России". Был членом Совета Федерации от Пензенской области, но в 2003-м уступил место сенатора "единороссу" Александру Беспалову. А годом спустя Плешаков возглавил комитет Торгово-промышленной палаты по развитию авиационно-космического комплекса.
Сейчас "Трансаэро" занимает четвертое место в сегменте внутренних перевозок, но к 2011 году рассчитывает стать второй, заняв четверть рынка. С ноября 2008-го по март 2009-го перевозчик уже увеличил пассажиропоток более чем на 20%. Не пугает "Трансаэро" и создание "Ростехнологиями" и правительством Москвы авиакомпании "Росавиа", реальным конкурентом признается только "Аэрофлот".
Семейный бизнес предполагает и собственные правила игры. С одной стороны, в случае призыва супруги Александр Плешаков сможет возглавить авиакомпанию, с другой, у него больше опыта и политических амбиций, чтобы отстаивать интересы своей фирмы во властных структурах. Естественно, не без материнской помощи.
Чужая колея
В ближайшие пять лет нас может накрыть какой-нибудь финансовый кризис", – прогнозировал в июне прошлого года сенатор Сергей Петров, основатель и основной владелец группы компаний "Рольф". И был прав, хотя кризис "накрыл" Россию гораздо раньше и сильнее, чем кто-либо мог предполагать.
Сергей Петров частично оказался подготовленным к кризисным потерям. Еще в 2004 году он отошел от оперативного управления бизнесом, переключившись на разработку стратегии своей компании. А в 2007-м начал позиционировать себя не как бизнесмена, а как политического деятеля. Его состояние на тот момент достигло $1,7 млрд. В декабре 2007-го он и вовсе ушел в политику – избран депутатом Госдумы от "Справедливой России". "Успешный бизнес на определенном этапе упирается в институциональные проблемы: он не может строиться без независимого суда, без очень надежного института частной собственности. Владельцам бизнеса нужны ясные правила игры, они не должны бояться, что завтра к ним придут и все отнимут, – объяснял он свое решение в одном интервью. –К сожалению, в России бизнес и государство находятся по разные стороны баррикад. (…). Пора понять, что мы все в одной лодке — бизнесмены, чиновники, президенты, мы граждане одной страны. Государство должно иметь долгосрочную стратегию с предсказуемыми правилами игры и гарантированной правовой защитой для всех".
Впрочем, в Госдуме он начал лоббировать интересы своей компании. Первый законопроект, в разработке которого Петров принял самое непосредственное участие, – поправки в Налоговый кодекс об отмене НДС при продаже подержанных машин. Оборот вторичного рынка автомобилей оценивается в $15 – $25 млрд. И эти деньги проходят мимо официальных дилеров.
Участие в законотворческой деятельности не особенно помогло бизнесу Петрова. В начале марта агентство Standard & Poor's (S&P) понизило рейтинг холдинговой компании "Рольф" до "негативного". В своем отчете S&P указывало, что на 31 декабря 2008 года общий долг дилера составил $810 млн, из которых $310 млн приходится на краткосрочные кредитные линии. Почему бы не задуматься о продаже? Тем более что и покупатели еще не разбежались: на актив Петрова претендуют компания A1 Investments, инвестиционное подразделение "Альфа-групп", предложившее "Рольфу" объединиться со своим дилерским холдингом "Независимость".
За первые три месяца этого года производство легковых автомобилей в России снизилось почти в три раза, по сравнению с I кварталом прошлого года, а спрос на новые машины в апреле сократился на 45 – 50%. При дальнейшем ухудшении ситуации, а в этом мало кто сомневается, лучший выход для Петрова – пересидеть кризис в Госдуме или дождаться предложения от Минпрома возглавить автомобильное направление министерства.
Страховой резерв
Наименее рентабельные страховщики уже начали уходить с рынка, а глава "Росгосстраха" Данил Хачатуров, который контролирует около 75% акций компании, как бы бравируя, еще недавно заявлял, что в скором времени отрасль покинут по крайней мере две сотни игроков. Но время, когда можно было захватывать рынок, невзирая на потери, прошло.
"Росгосстрах" подобен поезду, набитому золотом и бриллиантами", – рассказывал несколько лет назад бывший руководитель одной ныне обанкротившейся страховой компании. Он утверждал, что для сохранения лидирующих позиций на рынке "Росгосстрах" не особо заботился о поддержании рентабельности бизнеса, по крайней мере в сфере автострахования, раздавая полисы направо и налево. Этим активно пользовались мошенники, зарабатывавшие неплохие деньги на автоподставах. Но первенство на рынке дорогого стоило, поэтому на такие "мелочи" можно было не обращать особого внимания, проплачивая масштабные рекламные кампании со слоганом "Росгосстрах". Все правильно сделал".
Сегодня многое изменилось. "Чтобы привлечь денежный поток, у вас два выхода. Первый – пойти в банк и попытаться получить кредит. Во-первых, вы заложите все, что есть, и даже больше. Во-вторых, по ставке 25%. Для этого надо торговать либо наркотиками, либо оружием. Второй выход – либо повышать комиссионное вознаграждение, либо снижать тарифы, только чтобы получить кэш. Что будет через год, уже никого не волнует, и это очень плохо, потому что страховые компании всегда живут с лагом плюс год", – сетовал Хачатуров в интервью одному из изданий.
В ноябре прошлого года "Росгосстрах" обратился к министру финансов Алексею Кудрину с просьбой одобрить допэмиссию акций на 43 млрд руб. При доле государства, которому принадлежит 25% плюс 4 акции, бюджетные расходы составили бы около 11 млрд руб. Председатель правительства Владимир Путин идею допэмиссии поддержал, но без участия государства, то есть согласился на размывание пакета, или дальнейшую приватизацию страховщика. Кроме того, в начале этого года Минфин решил предоставить "Росгосстраху" кредит на 5 млрд руб. Но эта сумма, по мнению экспертов, вряд ли спасет компанию, хотя "утонуть" власти ей тоже не дадут. В этих условиях единственным или, по крайней мере, наиболее логичным выходом для Хачатурова представляется передача контроля над "Росгосстрахом" государству. Тем более что от масштабных планов экспансии, в том числе за рубеж, страховщик, судя по всему, отказываться не собирается.
Что касается самого Хачатурова, то роль наемного менеджера в госкомпании его вряд ли устроит. На рынке не исключают, что он даже может стать новым главой Федеральной службы страхового надзора, которой до недавнего времени руководил Илья Ломакин-Румянцев. По крайней мере, его опыт в страховом бизнесе мог бы быть там весьма востребован, полагают некоторые эксперты.
Панельная крыша
Среди вероятных кандидатов во властные структуры эксперты все чаще называют главу строительной корпорации "СХолдинг" Алексея Шепеля. В течение двух лет он был начальником управления градостроительного департамента Москвы и на этом посту активно пропагандировал идею переселения очередников в Подмосковье. В марте 2008 года Шепель оставил свою должность со скандалом. Однако теперь он претендует на кресло чиновника федерального уровня.
По данным "Ко", из московского правительства девелопер ушел из-за ссоры с главой столичного стройкомплекса Владимиром Ресиным. После этого даже мэр Москвы Юрий Лужков обронил несколько скептических замечаний о личных и рабочих качествах Алексея Шепеля. Однако государственный пыл у предпринимателя не угас. С началом кризиса он стал предлагать все новые и новые механизмы спасения строительной отрасли.
Свою основную идею глава "СХолдинга" озвучил осенью прошлого года: за счет городского бюджета построить около 2,5 млн кв. м жилья на землях подмосковных лендлордов. При этом сам Шепель надеялся выступить в роли соинвестора, а также предложить застройщикам свои запатентованные серии панельных домов. Но идея не заработала. Более того, московские власти на два года вовсе отказались строить социальное жилье в Подмосковье. Следующей инициативой Алексея Шепеля стало изобретение мобильного домостроительного комбината. Причем стоимость жилья, возведенного по такой технологии, составит 18 000 руб. за кв. м. Однако и это ноу-хау оказалось невостребованным.
Позднее Алексей Шепель говорил о необходимости привлечения девелоперов, специализировавшихся даже на объектах бизнес-класса, для постройки доступного жилья. Более того, глава "СХолдинга" заявил, что правительство Москвы уже решило привлечь "ДОН-Строй" для строительства дешевого жилья, а обязательным условием для получения госзаказа якобы должно было стать возведение панельных домов серий С-220 и С-222, права на которые принадлежат "СХолдингу". Впрочем, эти сообщения в "ДОН-Строе" были опровергнуты.
Однако, несмотря на последние неудачи Алексея Шепеля, его навыки могут быть востребованы на федеральном уровне. С одной стороны, он обладает связями в девелоперском бизнесе, а частные компании могут быть привлечены для строительства жилья на деньги Фонда содействия развитию жилищного строительства. С другой стороны, глава "СХолдинга" из-за личного конфликта со столичными чиновниками в какой-то мере оппозиционен "московской системе", притом что обладает знаниями, как эта система работает. Наконец, кресло чиновника весьма интересно самому Шепелю – в ближайшее время он может лишиться своего частного бизнеса. В апреле ЦНИИЭП жилища подало в Московский арбитражный суд иск о банкротстве "СХолдинга". Основание – не завершенное с 2004 года строительство жилого дома на Велозаводской улице в столице. По данным ОРСИ, у "СХолдинга" есть непогашенные обязательства на 1,5 млрд руб. В такой ситуации Алексею Шепелю сложно будет найти применение своим сериям домов самостоятельно, и, вероятно, он планирует задействовать для этого федеральный ресурс, закрепившись на официальной должности.
(Компания, Андрей Красавин, Максим Логвинов, Алексей Лоссан,18.05.2009)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.