Фирдинат Юсупов и Валентин Лукоянов
Фирдинат Юсупов и Валентин Лукоянов

«БАНДИТИЗМ» ОКАЖЕТСЯ ЗА БОРТОМ?

Скандальное уголовное дело предполагаемых лидеров казанской ОПГ «Перваки» ожидает «перезагрузка». Как стало известно «БИЗНЕС Online» от источника, знакомого с ходом следствия, следователи решили убрать из обвинения ряд статей, в том числе статью «бандитизм» и несколько эпизодов убийств. С высокой долей вероятности из уголовного дела будет исключен эпизод убийства Виктора Гусева и Сергея Васина. Первый, по версии следствия, сам являлся активным участником группировки, а второй владел автостоянкой на улице Камая и был убит якобы из-за того, что криминалитет претендовал на нее. Из уголовного дела исчезнут и некоторые другие эпизоды, но, как сообщил источник «БИЗНЕС Online», обвинение в организации убийства основателя ООО «Агентство радиокоммуникаций RCA» (крупнейший в Татарстане в конце 90-х оператор пейджинговой связи) Тимура Атнагулова, самое громкое убийство, которое приписывают «Первакам», останется в деле.

Подобную стратегию следствия источник объясняет тем, что с 1 августа прошлого года вступили в силу поправки в ст. 31 УПК, определяющую подсудность тех или иных преступлений. По новым нормам рассмотрение дел по тяжким статьям Уголовного кодекса передано в компетенцию районных судов. Ранее в Татарстане их рассматривал Верховный суд, где подсудимые могли ходатайствовать о коллегии присяжных заседателей, которые ранее уже вынесли оправдательный вердикт в отношении предполагаемых лидеров «Перваков».

Кроме того, дело теперь полностью курируется из Нижнего Новгорода, сообщил газете «БИЗНЕС Online» следователь по особо важным делам СК РФ по РТ Вадим Максимов, который ранее вел это дело в Казани. Он, напомним, был допрошен на стадии судебного рассмотрения — Максимова вызвали в суд после того, как бывший член ОПС «Квартала» Фарит Галиуллин, который проходит по делу в качестве свидетеля, заявил, что не давал показаний, которые фигурируют в уголовном деле. Это значит, что теперь Максимов не может заниматься расследованием.

Официально следователи комментируют дело осторожно. «Расследование продолжается, и пока наверняка сказать нельзя, какое решение будет принято, пока говорить о том, что окончательно войдет в обвинительное заключение, бессмысленно, — рассказал «БИЗНЕС Online» инспектор следственного управления следственного комитета России по ПФО Андрей Кондрашов.

Напомним, после оправдательного приговора бывшие подсудимые Фирдинат Юсупов, Валентин Лукоянов и Сергей Сардаев были освобождены. Республиканская прокуратура обжаловала вынесенное решение в Верховном суде России, затем в деле наступило затишье на полгода. Глава МВД по РТ Артем Хохорин назвал сложившуюся ситуацию с оправдательным вердиктом «громким провалом правоохранительных органов».

Сергей Сардаев
Сергей Сардаев

«В РАЙОННОМ СУДЕ ПРИСЯЖНЫХ, РАЗУМЕЕТСЯ, НЕ БУДЕТ...»

В Верховном суде Татарстана, где уголовное дело «Перваков» рассматривалось уже дважды, подтверждают: в районный суд, где подсудимые не будут иметь возможности просить о рассмотрении дела с участием присяжных, дело направить могут. Но только в том случае, если тяжкие эпизоды останутся за бортом. «Теоретически такая схема возможна, если из обвинения исключат статьи, которые подсудны Верховному суду — это те преступления, за которые предусмотрена смертная казнь (на практике она меняется на пожизненное заключениеред.) как максимальное наказание, — объяснила «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь Верховного суда РТ Наталья Лосева. — Если дело останется в том же объеме, его можно рассматривать только в Верховном суде. Исключив ряд статей из обвинения, дело можно перевести по подсудности в районный суд и там присяжных, разумеется, не будет. Но подсудность районных судов предусматривает только возможность рассмотреть там дела по статье «покушение на убийство» и «убийство без отягчающих обстоятельств».

По словам адвоката Бориса Маслова, представляющего интересы Лукоянова, пока его об исключении эпизодов из дела не информировали.

«Официально мы знаем только о том, что до конца августа продлили срок следствия, — рассказал «БИЗНЕС Online» Маслов. — Ни меня, ни моего подзащитного, ни других подозреваемых никуда не вызывали, ни о каком исключении эпизодов из дела не сообщали. Я не совсем представляю, как обвинение может исключить некоторые эпизоды. Обвинение должно сказать «мы ошиблись»?»

По словам адвоката Маслова, в случае исключения ряда эпизодов из дела, многое теряет смысл, так как центральными доказательствами являются показания одних и тех же людей: «Эти свидетели говорят «мы знаем, что была банда, были убийства». Получается, обвинение будет противоречить самому себе: вот этим мы верим, этим не верим или верим человеку наполовину — про одно он говорит правду, а про второе — неправду».

ПРИСЯЖНЫЕ ПРИОБРЕЛИ У СЛЕДСТВИЯ «ПЛОХУЮ» РЕПУТАЦИЮ

Почему же следователи и представители гособвинения могут сторониться присяжных? Дело в том, что оправдательные вердикты по делам о деятельности ОПГ в Татарстане стали повторяться слишком часто. Первый суд с участием присяжных в Татарстане состоялся 10 лет назад, в апреле 2004 года. За это время было рассмотрено более 70 дел, каждый десятый обвиняемый был оправдан, рассказали в Верховном суде РТ. В прошлом году суд присяжных оправдал 12 человек, в том числе по двум резонансным делам. В первом случае присяжные посчитали недоказанной вину 24-летнего Рафиса Рахматуллина, который обвинялся в убийстве администратора и охранника подпольного игрового салона в Набережных Челнах. Во втором — на свободу вышли предполагаемые лидеры «Перваков».

И еще немного статистики о работе присяжных. В 2009 году присяжные не оправдали никого. В 2010 году из 15 подсудимых на свободу выпустили 13. И среди них, по версии следствия, 8 членов организованного преступного сообщества фальшивомонетчиков. В 2011-м присяжные оправдали одного человека, в 2012-м — двоих подсудимых.

6 февраля этого года присяжные вынесли оправдательный вердикт в отношении Ильдара Муратазина и Эдуарда Салахова, которых следствие считало активными участниками казанской группировки «Калуга» — с них сняли все обвинения. Иными словами, нынешний год начался в очень бодром темпе с точки зрения оправдательных вердиктов, особенно если учесть, что в минувшем году было отпущено 12 человек. По всей видимости, татарстанские адвокаты становятся все более искусными с точки зрения работы с присяжными, либо где-то недорабатывает следствие.