Сегодня в Астане Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев подпишут документы о создании с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

Сегодня в Астане президенты России, Белоруссии и Казахстана подпишут документы о создании с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Таким образом, завершится пятилетний цикл формирования союза, который начался еще в 2009 году с создания Таможенного союза. Согласно проекту договора, основными целями союза являются создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов и всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Накануне помощник президента Юрий Ушаков рассказал, что штаб-квартира ЕАЭС будет располагаться в Москве, суд — в Минске, а финансовый регулятор — в Алма-Ате. При этом система управления будет схожа с той, что действует с 2012 года, когда Таможенный союз трансформировался в Единое экономическое пространство. Это значит, что Высший Евразийской экономический совет будет действовать на уровне президентов стран, решать стратегические задачи и собираться не реже одного раза в год. Евразийский межправительственный совет будет собираться не реже двух раз в год для осуществления контроля за исполнением договора о ЕАЭС. В то же время члены коллегии Евразийской экономической комиссии и ее председатель Виктор Христенко, которые отвечают за регулирование интеграционных процессов, останутся на своих постах.

Но в полной мере ЕАЭС заработает только в 2025 году, так как необходимо создать единые рынки нефти и газа, а это процесс довольно сложный и длительный. В то же время торговая политика останется прежней: единые таможенное регулирование и тариф и свободное перемещение товаров. Не изменятся также и нормативы распределения доходов от ввозных пошлин: 87,97% достанутся России, 7,33% — Казахстану, а 4,7% — Беларуси.

В документах прописано, как страны-участницы будут защищать свои рынки от импорта, устанавливая специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Например, в «критических обстоятельствах», когда задержка применения специальной защитной меры привела бы к причинению ущерба отрасли, комиссия до завершения расследования может принять решение о введении на срок до 200 дней специальных пошлин. Инвестиции также будут унифицироваться в рамках союза. Инвесторы получат право государственного возмещения ущерба, который они понесли в результате войн, беспорядков и революций. В то же время национализация частных активов запрещена, но описан механизм компенсации, которая должна быть рыночной, выплачиваться вовремя, иначе возможно начисление процентов.

Страны-участницы будут защищать свои рынки от импорта, устанавливая специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры

Кроме того, члены ЕАЭС планируют гармонизировать законодательство в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не препятствовать свободному перемещению товаров на национальном уровне и в рамках союза, сюда же входит и сближение ставок акцизов на по «наиболее чувствительным подакцизным товарам».

О ЕДИНОЙ ВАЛЮТЕ РЕЧИ ПОКА НЕТ

Россия, Белоруссия и Казахстан будут проводить единую макроэкономическую, антимонопольную, валютную и финансовую политику. О переходе на единую валюту в договоре ничего не говорится, однако валютные ограничения могут вводить на срок до одного года. Между тем странам-участницам разрешается вести свою промышленную политику, предоставляя субсидии предприятиям. Впрочем, в суде ЕАЭС можно будет оспорить меры поддержки промышленности, применяемые в другой стране.

Также в договоре определены количественные значения макроэкономических показателей, которые будут определять устойчивость экономического развития. Так, годовой дефицит консолидированного бюджета сектора государственного управления не должен превышать 3% ВВП, долг сектора государственного управления — 50% ВВП, а уровень инфляции не превышает более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции в государстве-члене, в котором этот показатель имеет наименьшее значение.

КАЗАНЬ НА ЕВРАЗИЙСКОЙ КАРТЕ

Накануне подписания договора о ЕАЭС президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что документ является неким компромиссом, а вовсе не тем, о чем изначально договаривались. «Мы никогда не были жлобьем, мы никогда не требовали от своих партнеров и соседей больше того, чем отдавали в общую копилку. В результате договор, который мы можем подписать, является неким компромиссом. К сожалению, это не тот договор, на который рассчитывала Беларусь, и не тот, о котором изначально заявляли наши партнеры, прежде всего Российская Федерация», — приводит его слова БелТА. Однако в то же время Лукашенко отметил, что «как и Россия, и Казахстан, мы пойдем туда, где выгодно нашей стране, — интересы прежде всего».

666.jpg
В апреле 2007 года в Казани проходило заседание совета по финансово-экономической политике ЕврАзЭС, куда приезжали министры экономики и финансов стран-членов ЕврАзЭС, в том числе бывший тогда министром экономического развития и торговли РФ Герман Греф

Отметим, что Татарстан несколько раз оказывался на карте евразийской интеграции. Так, в апреле 2007 года в Казани проходило заседание совета по финансово-экономической политике ЕврАзЭС, куда приезжали министры экономики и финансов стран-членов ЕврАзЭС, в том числе бывший тогда министром экономического развития и торговли РФ Герман Греф и генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота, позже ставший полпредом президента России в ПФО. В июне того же года в столице Татарстана проходила встреча руководителей налоговых органов ЕврАзЭС, а в 2010 году в Казани было еще одно мероприятие аналогичного масштаба — заседание совета министров юстиции государств-членов ЕврАзЭС.

РЕАЛЬНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

Валерий Муниров — эксперт по евразийской интеграции:

— Фактически есть несколько уровней интеграции. Первый — это зона свободной торговли, фактически она уже реализуется в зоне СНГ. Второй уровень — Таможенный союз, в составе которого Россия, Казахстан и Белоруссия действуют с 2010 - 2011 года. Таможенный союз — это свободное перемещение товаров, услуг и частично трудового капитала. Товарооборот в ТС по статистике увеличился по разным позициям на разное количество процентов. Следующий уровень интеграции — это экономический союз, когда вдобавок к свободному перемещению товаров есть регулирование макроэкономических показателей.

По сути дела, Евразийский экономический союз частично уже реализован, поскольку ряд соглашений макрорегулирования экономических показателей в наших странах и в перспективе тех стран, которые присоединятся, речь идет о Киргизии и Армении в первую очередь, уже осуществляется. Самый высокий уровень интеграции — это валютный союз — то, что реализовал у себя Евросоюз. Кстати, не все страны ЕС входят в зону евро. В принципе, следующий этап интеграции — это создание такой зоны. Какая будет валюта, сейчас трудно сказать. Были разные предложения и споры — сделать рубль или ввести новую валюту.

В принципе, подписание договора фиксирует создание экономического союза, а в перспективе ЕАЭС должна появиться единая валютная зона на основе рубля или новой валюты. Это является стратегической задачей в перспективе всевозможных мировых экономических потрясений. Для устойчивости экономики нужна единая валюта, которая была бы более независима от доллара. Многополярность развивается, появится несколько достаточно крупных валютных зон: доллара, евро, юаня, возможно, зона динара, возможно, в Латинской Америке появится зона и так далее. И должна появиться зона валюты ЕАЭС. Какая валюта там будет, покажет время. Но это надо делать, это логический шаг к стратегической цели. Нельзя сказать Б, не сказав А. Поэтому сегодняшний акт подписания — шаг к другим задачам. Это важный, значительный этап экономической интеграции, а она не может не сопровождаться более тесными политическими отношениями.

Владимир Лепехин — директор института ЕврАзЭС:

— Главная выгода для всех участников заключается в том, что появляется возможность формирования суверенных экономик стран-участниц ЕАЭС, потому что значение Таможенного союза, а потом и ЕАЭС — формирование зоны свободной торговли на постсоветском пространстве, обеспечение суверенной экономики этих трех стран, открытые границы, формирование единого рынка товаров, услуг, капиталов, единого энергетического рынка, единой транспортной системы. В будущем — единого рынка углеводородов. Поэтому экономический союз — это новый более высокий уровень ТС. Соответственно, страны, которые хотят развиваться, Армения, Киргизия, Таджикистан и любые другие — для них это реальная альтернатива подчинению некому глобальному центру, который не оставит им ничего, кроме проживания на кредиты и выполнения каких-то функций глобальной экономики. Поэтому перспективы колоссальны. Для национально ориентированной элиты нет никаких других выходов в странах постсоветского пространства, кроме как формировать собственный ЕАЭС.

В будущем появится единая валютная зона. Речь идет о единой платежной системе, о создании Центробанка ЕАЭС или сети банков разного назначения. Сейчас пока рано. Например, в 2015 году будет формироваться единое энергетическое пространство и только в 2025-м — единый рынок углеводородов. Это долгосрочное, ничего быстро не делается.

Рафаэль Хакимов — вице-президент академии наук РТ:

— Подписание договора о Евразийском союзе и перспективы этого союза я оцениваю очень высоко. Для России, Казахстана, Беларуси это открывает новые возможности и с точки зрения рынка, и с точки зрения взаимной кооперации. И для нас, для Татарстана, расширяется поле действия. Тем более, если будет транспортный коридор, который свяжет Китай, Казахстан и Россию. А он уже прошел Казахстан и дошел до границ Оренбургской области. Так что Евразийский союз имеет хорошие перспективы, конечно. Другого рынка-то нет, куда продавать, с кем сотрудничать.