ЖИЛИЩНАЯ ОТРАСЛЬ СТОЛИЦЫ ТАТАРСТАНА, ВОЗМОЖНО, СТОИТ НА ПОРОГЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВА НА КОМАНДНЫЕ ВЫСОТЫ

С программной речью о необходимости «переосмыслить базовые принципы», на которых строится нынешняя система управления жильем, выступил вчера на сессии Казгордумы председатель комитета ЖКХ Казани Искандер Гиниятуллин. Он эмоционально констатировал, что городские власти лишены рычагов воздействия на ситуацию, а жильцы реальными собственниками так и не стали. Далее докладчик привел в пример Москву, где 60% жилья находится под госуправлением, и предложил в качестве эксперимента организовать подобную пилотную площадку и в Казани. При этом присутствовавший на сессии первый замминистра строительства и ЖКХ Алексей Фролов заявил, что «инициативы казанского исполкома полностью поддерживаются».

ELG_8499.jpg
Искандер Гиниятуллин сразу предупредил, что будет говорить не только о достижениях, но и о проблемах

НАД ПРОБЛЕМОЙ САМОСЫРОВСКОЙ СВАЛКИ ЗАБРЕЗЖИЛ ЛУЧ НАДЕЖДЫ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ

Вчерашняя сессия Казгордумы началась с того, что мэр Казани Ильсур Метшин, как и обещал ранее, вручил заслуженную награду экс-префекту «Старого города» Линару Закирову. Напомним, что Закиров назначен руководителем исполкома Бугульминского района.

Всего на повестке дня XXXIII сессии Казгордумы стояло 14 вопросов, однако самым большим и сложным стал блок ЖКХ. Это подчеркивалось присутствием первого замминистра строительства и ЖКХ РТ Алексея Фролова и первого замминистра экологии РТ Рустема Камалова. Проблему обслуживания домов, вывоза мусора и энергосбережения обсуждали примерно полтора часа.

Тон задал вышедший на трибуну председатель комитета ЖКХ исполкома Искандер Гиниятуллин. Он сразу предупредил, что будет говорить не только о достижениях, но и о проблемах, однако поначалу его доклад напоминал обычный чиновничий отчет.

Говоря об отоплении, он сделал акцент на программе перехода от центральных к индивидуальным тепловым пунктам — в 2016 году это затронет каждый четвертый казанский дом. В сфере водоснабжения напомнил о необходимости строительства канализационной станции «Заречье», без которой не может развиваться вся северная часть Казани. Главная задача в обращении с отходами — достроить до конца года первую карту нового полигона ТБО «Восточный». Новостью при этом стало то, что забрезжила надежда получить по федеральной программе средства на рекультивацию Самосыровской свалки — все документы для этого переданы в минэкологии. Также Гиниятуллин обозначил проблему вывоза ТБО из поселков и предложил передать полномочия в этой сфере районным администрациям, что и утвердили затем депутаты.

2.jpg
За время работы системы «Открытая Казань» принято 645 тыс. заявок жителей

Большие надежды исполком связывает с системой «Открытая Казань», которая, начавшись как полезный электронный сервис, переросла в программу информатизации ЖКХ. За время работы системы принято 645 тыс. заявок жителей. Время их выполнения сократилось вдвое, при желании процесс выполнения заявок можно проследить самим жильцам. «Просрочка» мгновенно доходит до самого верха — все случаи разбираются в комитете ЖКХ. До конца года планируется внедрить второй модуль системы — базу данных по всему общедомовому имуществу города. На будущий год будет внедряться третий модуль, обеспечивающий прозрачность расходования средств.

КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДОРОЖАЛИ В 9 РАЗ БЫСТРЕЕ ЖИЛИЩНЫХ

Подводя итог серии совещаний, которые с участием мэра прошли в начале года в каждой крупной управляющей компании, Гиниятуллин напомнил об общих проблемах жилищников:

— За последние 3 года рост стоимости коммунальных услуг в Казани составил 63 процента, в то время как жилищные услуги подорожали лишь на 7 процентов. Если раньше соотношение жилищных и коммунальных услуг было примерно 50 на 50, то теперь 70 на 30 в пользу «коммуналки»… Годами не повышая тариф на уборку двора, мы сегодня получили растущий дефицит дворников, составляющий порядка 650 человек.

Жилфонд также неравномерный: есть дома-доноры, сравнительно новые высотки, которых в городе 29%. И есть убыточные дома, содержание которых приходится субсидировать за счет остальных. При этом предлагаемая некоторыми реформаторами ликвидация принципа «общего котла» может привести к социальному взрыву.

— Ограничусь одним примером. Дом номер 5 по улице Тукая в Вахитовском районе собирает по статье «текущий ремонт» 5 тысяч рублей в год, — подчеркнул Гиниятуллин. — При этом только на подготовку к зиме этого дома управляющая организация потратила 54 тысячи, что в 11 раз больше собранных средств. И что делать в случае разукрупнения управляющих компаний? Повышать тариф для этого дома в 11 раз? — бросил вопрос в зал Гиниятуллин.

ильгизар-валеев.jpg
Илгизар Валеев (справа): «Они там бизнес делают, зарплаты получают… Посмотрите расходы, сэкономьте кое-где!»

Депутат от КПРФ Илгизар Валеев возмутился самим понятием «убыточные дома». В конце концов, на тарифах не бизнес делать надо, а нормально жилфонд обслуживать!

— Мы содержим управляющие компании, расчетные центры за счет нас с вами! — заявил он. — Они там бизнес делают, зарплаты получают… Посмотрите расходы, сэкономьте кое-где! И еще. Вы сказали, что жилищные услуги подорожали на 7 процентов, вы предлагаете еще их увеличить?

Гиниятуллин согласился, что сам термин «убыточных» домов звучит не очень красиво. Правильнее было бы назвать их «дефицитными» — на них просто не хватает средств, и таких домов множество, нельзя оставлять собственников таких квартир один на один с подобными проблемами. Муниципалитет должен включиться в этот процесс. Что же до жилищных тарифов, выросших на 7 процентов, то существует показатель официальной инфляции, и за 3 года она превысила 20 процентов. Те же тарифы на газ, воду выросли несопоставимо.

Еще одна проблема — долги: сегодня казанцы задолжали 1,5 млрд. рублей. Это больше, чем стоимость годовой программы капремонта: на 178 домов в этом году направят 1,3 млрд. рублей.

«УПРАВЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ САМИ СЕБЕ»

И вот тут Гиниятуллин перешел к ключевому моменту своего доклада, посягнув на основу основ существующей системы ЖКХ. По его мнению, корень проблем в том, что принятый 10 лет назад Жилищный кодекс противоречит реальности и здравому смыслу.

— Ни для кого в этом зале не секрет, что успех дела определяет заказчик, то есть правильная постановка задач и квалифицированный спрос за ее выполнение. Кто же в настоящее время является заказчиком жилищно-коммунальных услуг? Согласно действующему Жилищному кодексу РФ, это собственник помещений, на плечи которого возложены все функции по управлению домом, начиная с выбора способа управления и заканчивая поиском источника финансов для решения тех или иных повседневных вопросов.

Что происходит на деле? В Казани всего около 10% домов управляются самостоятельными ТСЖ — и те в основном созданы не жителями, а застройщиками в новых домах. Между тем Жилищный кодекс построен так, как будто реально управляют все 100% собственников! Но на практике даже общее собрание в большинстве домов собрать невозможно: пассивность жильцов в среде специалистов — давно притча во языцех.

— И даже собравшись, люди не готовы брать на себя функции заказчика услуг ЖКХ — ни ментально, ни профессионально, — заявил Гиниятуллин. — Исключения из этого правила единичны... Реального собственника жилья в стране нет! Зато есть огромный запрос со стороны населения на повышение роли и степени ответственности за происходящее в ЖКХ со стороны государства.

ELG_8508.jpg
Гиниятуллин привел в пример Москву, где 60% домов до сих пор обслуживаются муниципальными ДЭЗами, и предложил в качестве эксперимента организовать подобную пилотную площадку в Казани

Однако государство с точки зрения закона никак не может влиять на оказание услуг ЖКХ — все это отношения между управляющими компаниями и жильцами. И чиновники вправе лишь напомнить собственникам об их правах и обязанностях. Или в крайнем случае организовать проверки, толку от которых практически нет. Для примера Гиниятуллин привел УК ЖКХ Вахитовского района, в ведении которой самый сложный жилфонд Казани. В 2013 году компанию проверяли 279 раз.

— То есть фактически все 224 рабочих дня, все 52 субботы и плюс 3 воскресенья в компании кто-то да вел проверку с арестом оргтехники и отвлечением персонала, — образно обрисовал ситуацию докладчик. — Но система в целом от этого лучше не работает. И муниципалитет, и жители понимают, что им нужны не собрания и не очередные проверки, а реальная качественная услуга по содержанию их жилья. В итоге государство от управления ЖКХ отстранено, а жители на себя эту функцию не взяли. Таким образом, управляющие организации оказались фактически предоставлены сами себе.

ГОСУДАРСТВО ВКЛАДЫВАЕТ В ЖИЛОЙ ФОНД КАЗАНИ БОЛЬШЕ САМИХ ЖИЛЬЦОВ

Поставив диагноз болезни, Гиниятуллин перешел к вариантам ее лечения и привел в пример Москву, где 60% домов до сих пор обслуживаются муниципальными ДЭЗами.

— Там участие городских властей в вопросах управления жилым фондом в последние годы только нарастает, — отметил он и рассказал, что сейчас не при Юрии Лужкове, а при Сергее Собянине столица идет по этому пути еще дальше, активно создавая государственные бюджетные учреждения «Жилищник», которые являются и заказчиком, и исполнителем услуг. В прошлом году их было 9, в этом будет 37, а к 2016 году такие ГБУ появятся в каждом районе Москвы.

— Нам могут возразить, что московская модель строится на существенных бюджетных вливаниях, которые Казань позволить себе не может, — как бы споря с невидимым оппонентом, пустился в объяснения докладчик. — Факты говорят о другом. Мы подсчитали: за последние 5 лет в рамках различных госпрограмм в жилищный фонд Казани было вложено почти 14 миллиардов бюджетных средств. Это и капремонт жилья, и ремонт фасадов, ремонт и благоустройство дворов, и другие программы. Сами жители за это время в рамках жилищных услуг заплатили только 12,6 миллиарда рублей по статьям капитального и текущего ремонта и содержания придомовых территорий. И если сейчас государство вкладывает в жилфонд больше, чем потребители услуг, спрашивается, почему мы не можем организовать оказание жилищных услуг на тех же принципах, на которых организована реализация госпрограмм?

Оговорившись, что не призывает «слепо копировать» московский опыт, Гиниятуллин предложил экспертам и СМИ серьезно обсудить эти вопросы. В системе ЖКХ нужен эффективный и квалифицированный заказчик. Нужно учитывать разность состояния домов и обеспечивать равный комфорт всем жителям города. Надо обеспечить прозрачность расходования средств, чтобы они не тратились по произволу управляющих компаний. Обкатку новой схемы управления Гиниятуллин предложил провести в рамках пилотного проекта, взяв один из наиболее сложных и проблемных участков.

«ИНИЦИАТИВЫ КАЗАНИ МЫ ОБСУДИЛИ СО МНОГИМИ ЭКСПЕРТАМИ»

Стоит добавить, что с подобными идеями он уже выступал в ходе выездного совещания комитетов Госсовета РТ в Лениногорске, предложив в качестве пилотного участка жилфонд УК ЖКХ Вахитовского района. Но тогда какой-либо реакции не последовало.

На этот раз вышедший на трибуну Фролов (что интересно, предшественник Гиниятуллина на посту главного жилищника и коммунальщика Казани) выступил с сенсационным заявлением об одобрении предложенных революционных рецептов:

— Перекладывать на собственников жилья решение проблем жилищно-коммунального хозяйства мы не можем. Те инициативы, которые предложены исполнительным комитетом Казани, нами полностью поддерживаются. Мы их обсудили со многими экспертами и на территории республики, и на площадках Российской Федерации. Ситуацию необходимо менять. Но для того чтобы поменять ситуацию правильно и надолго, необходимо сформировать комплексный подход к решению этих вопросов, — заявил замминистра, дав понять, что большие перемены — дело времени.

В своем выступлении он даже привел еще несколько аргументов, почему сфера ЖКХ «не самодостаточна» и не способна развиваться самостоятельно. Это и жесткие ограничения по тарифам, и «кассовые разрывы», вызванные неплатежами населения. Свою лепту в нестабильность вносят и постоянные изменения законодательства.

Комментируя жилищно-коммунальный блок, Метшин заметил, что отрасль находится на первом месте по числу обращений в приемную градоначальника. Все города России сталкиваются с проблемами недоремонта, изношенностью сетей.

— Говорить, что ничего не делается, думаю, язык ни у кого не повернется, — заявил тем не менее градоначальник. — Звучали цифры, конкретные объекты, объемы… Но это тот случай, когда объем работ, которые еще предстоит выполнить, превышает объем уже выполненных. Нам предстоит большая дорога!