ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА В ТАТАРСТАНЕ ОТКРЫЛОСЬ 56 ПРОИЗВОДСТВ, КОТОРЫМ ВСЕ ТРУДНЕЕ ВЫДЕРЖИВАТЬ КОНКУРЕНЦИЮ С СОСЕДЯМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ ИГРОКАМИ

На коллегии минстроя в Заинске, которая прошла в конце минувшей недели, директора заводов по производству стройматериалов пожаловались профильному министру Иреку Файзуллину на строителей — не хотят, мол, покупать местную продукцию. Корреспонденты «БИЗНЕС Online», побывавшие на мероприятии, стали свидетелями того, как в ответ минстрой предложил заводам снизить цены, а гендиректор агентства по госзаказу РТ Яков Геллер объяснял, почему бизнес — «жестокая вещь».

ПОКУПАЮТ ГДЕ УГОДНО, ТОЛЬКО НЕ В ТАТАРСТАНЕ

На пренебрежение местной продукцией жаловался средний и крупный бизнес министру строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Иреку Файзуллину в конце минувшей недели в Заинске на выездной коллегии министерства. Эта тема прозвучала лейтмотивом на пленарном заседании, где несколько производителей презентовали участникам коллегии собственную продукцию и рассказали о проблемах с реализацией. На площадке завода «Техно», входящего в корпорацию «Технониколь», докладчиков слушали в основном производители стройматериалов и руководители муниципальных исполкомов.

Сетовали директора предприятий на то, что их продукцию покупают где угодно: и в других регионах, и за рубежом, но только не в республике. Так, директор фабрики красок Lakko Ренат Сафаров отметил, что татарстанские строители покупают ярославские краски, а местные — не хотят. Еще до начала коллегии на выставке производителей стройматериалов представитель заинского завода ЖБИ рассказала, что уже на протяжении 5 лет поставляет продукцию в основном в Оренбургскую область. Аналогичный факт отметил и гендиректор челнинской компании «Магнолия-С» Сергей Майоров — светодиодные светильники из автограда уходят в Беларусь, Казахстан, доехали даже до Кыргызстана. В Татарстане же просят нереально бюджетные варианты, однако, по словам Майорова, за качество продукции с такой себестоимостью не хочется отвечать.

Любопытные факты привел в своем выступлении Виктор Доронин — гендиректор ООО «Альтея», производителя кровель, звуко- и теплоизоляционных материалов. «С 14-летним опытом продаж мы не понаслышке знаем, какой ценой достаются внедрения инновационных материалов, — сказал Доронин. — Например, в проектном задании ГЖФ на 2013 год на все объекты было предусмотрено применение звукоизоляционных материалов для прокладки межэтажных перекрытий. «Казгражданпроект» с точностью исполнил это и внес в проекты звукоизоляционный материал «Фибиол». По факту ни одного метра «Фибиола» уложено не было. В большинстве построенных домов не применялось вообще никакой звукоизоляции, а где она применялась — это были материалы без сертификатов, не прошедшие никаких испытаний. Средства освоены, жильцы получили квартиры без звукоизоляции, а инновационный «Фибиол» ушел на продажу за пределы республики. Основная доля ушла в Москву, Уфу, Чебоксары». График на слайде к докладу Доронина говорил о том, что поставки в Москву примерно втрое превышают объем продукции, остающейся в Татарстане. Гендиректор «Альтеи» предложил минстрою создать информационную базу стройматериалов с обратной связью, чтобы клиенты разбирались в технических характеристиках современных материалов.

«ПОКУПАТЬ У СВОИХ ДОРОЖЕ, А КОМУ-ТО И НЕУДОБНО ПО ЛОГИСТИКЕ»

Докладчик от минстроя — замминистра Алмаз Ахметшин затронул тему ввоза-вывоза продукции без особых эмоций. Он подтвердил, что ряд строительных компаний закупает материалы, аналогичные татарстанским, за пределами республики, хотя некоторые местные предприятия недозагружены на 20 - 30%. Ахметшин объясняет этот факт двумя тезисами. Во-первых, предприятия продают свою продукцию дороже, чем она стоит в регионах. Во-вторых, для ряда районов Татарстана логистика вовне выгоднее. Так, по словам замминистра, в Агрызский район удобнее завозить стройматериалы из Удмуртии и Кировской области, в Бавлинский — из Башкортостана, а в Дрожжановский из Чувашии. Отдельные позиции стройматериалов у нас вовсе не производятся.

Ахметшин отметил, что рост ввоза стройматериалов из-за пределов республики наблюдался в течение пяти доуниверсиадских лет. «В период с 2008 по 2013 годы нередко возникала проблема оперативной поставки стройматериалов на площадки в связи с загруженностью местных производителей, — напомнил замминистра. — Это позволило производителям из соседних регионов временами предлагать откровенно демпинговые цены».

Вместе с этим Ахметшин обратил внимание на актуальность освоения рынков сбыта вне Татарстана. По его словам, главными «экспортными» стройматериалами являются теплоизоляция на основе минеральной ваты, пенополистирол, вспененный полиэтилен и пенополиуретан. Суммарные мощности республиканских производителей теплоизоляции, к которым относится и завод «Техно», составляют 3,4 млн. куб. м в год. Есть спрос в стране и на татарстанские поризованные керамические блоки, гипс, поликарбонат и полимерные трубы. Этот факт, по мнению Ахметшина, доказывает конкурентоспособность местного товара.

Доказывает ее и Татарстанстат: если в среднем индекс производства стройматериалов в 2013 году увеличился в сравнении с уровнем 2012 года на 2,8%, а объем отгруженных товаров в 2013 году составил 24,9 млрд. рублей, то в первом квартале этого года он существенно увеличился, составив уже 111,9% к уровню аналогичного периода прошлого года. Всего же объем отгруженных стройматериалов, произведенный в Татарстане за 3 месяца, составил 5,7 млрд. рублей.

Добавим также из доклада Ахметшина, что с 2010 года в РТ открылось 56 производств стройматериалов. Почти половина из них приходится на 2013 год — 25 новых производств и 5 модернизированных. В числе крупных замминистра перечислил производителей полиэтиленовых труб, керамического кирпича, теплоизоляционных материалов, поставщиков гипса, газобетона и другой продукции.

КТО ТАКОЙ ГЕЛЛЕР?

Если Ахметшин лишь проиллюстрировал претензии бизнеса цифрами, то ответить на жалобы директоров вместо министра вызвался гендиректор агентства по госзаказу РТ Яков Геллер и тоже примерами. Он рассказал, как директор участника коллегии компании Safplast Андрей Евсеев написал письмо бизнес-омбудсмену Тимуру Нагуманову о том, что в Татарстане к Универсиаде построили 48 надземных переходов, а у Safplast не взяли ни метра основной продукции — поликарбоната. Нагуманов передал претензию Геллеру, спросив: «Как же так, что же ваш ЭТИС?» Парадокс, но, как впоследствии выяснил Геллер, на предприятии Safplast не знали ни о существовании электронной торговой площадки, ни кто он такой — Яков Геллер.

«Вас, конечно, учат в вузах, как писать курсовые работы, но фокус в том, что бизнес — жестокая вещь, — поделился опытом Яков Вениаминович. — Чтобы продвигать свою продукцию, надо не только диплом защищать, но и на рынке работать». Геллер ожидаемо призвал директоров продвигать свою продукцию через ЭТИС, рассказав, насколько это удобная и надежная закупочная площадка.

В то же время перед министром Геллер поддержал обиду производителя поликарбоната своим вторым тезисом. «Ведь ни одного метра не взяли! — согласился он. — Эта ситуация называется «устойчивая пара»: покупатель имеет дело с конкретным поставщиком. И сколько бы мы ни говорили, что без инноваций не будет конкуренции, ничего не изменится, потому что конкуренция в нашем постсоветском обществе с его знакомствами и блатом естественным путем не возникает». Резюмируя, Геллер уже не в первый раз внес предложение в строительные контракты добавить строчку: если продукция производится в Татарстане и внесена в перечень валидной продукции с десятизначным описанием характеристик, такая продукция закупается исключительно по результатам биржевой торговли.

«Мой учитель говорил, что управление — это когда ты ограничиваешь права подчиненных ради заданной цели, — добавил Геллер. — Если мы управляем контрактами, давайте ограничим их свободу: пусть строители закупают продукцию на бирже стройматериалов».

«БАЛАНС ВВОЗА-ВЫВОЗА ПРОДУКЦИИ БУДЕТ СОХРАНЯТЬСЯ ВСЕГДА»

Во время пресс-подхода министр в ответ на просьбу корреспондента «БИЗНЕС Online» оценить баланс между потоками ввоза-вывоза стройматериалов в Татарстане сказал лишь, что каждое предприятие отрабатывает свою логистику. «К примеру, мы выпускаем в республике вдвое больше кирпича, чем нам надо, — пояснил Файзуллин. — С другой стороны, мы полностью ввозим цемент, щебень и не ввозить не можем. Подобный баланс будет сохраняться всегда. Предприятиям может быть выгодно купить не в Татарстане, но все равно благодаря работе нашей электронной системы, возглавляемой Геллером, на объектах госзаказа преобладает продукция наших предприятий».

Кроме пленарного заседания для гостей «Техно» была организована выставка производителей стройматериалов и экскурсия по заводу. В выставке участвовали не только местные предприятия, много было челнинцев, в частности, «Домкор индустрия», комбинат строительных материалов, кирпичный завод, производитель светодиодных светильников «Магнолия-С», ЗЯБ. Москвичи «Восток-Cервис» привезли спецодежду и средства защиты. Министр обошел всех, интересовался в основном ценами на продукцию, некоторые товары брал на заметку.

Экскурсия была краткой, по ее итогам Файзуллин отметил, что с тех пор как в 2007 году первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев открывал заинский завод, в цехах сохранился тот же порядок и вообще ничего не изменилось, за исключением штабелей готовой продукции, складированной повсюду на территории «Техно».

Огромный складской запас действительно бросался в глаза, оставляя впечатление, что коллегия приехала в Заинск по той причине, что и у «Технониколя» есть проблемы с продажами. Это было бы неудивительно, учитывая появление в «Алабуге» прямого конкурента в сегменте теплоизоляции, мирового лидера Rockwool. Впрочем, как пояснил «БИЗНЕС Online» президент корпорации «Технониколь» Сергей Колесников, причина большого запаса вовсе не в конкуренции, а в сезонности сбыта. «Основной спрос приходится на июнь-ноябрь, — рассказал Колесников. — Как правило, в конце сезона мы испытываем дефицит, поэтому с января по май мы создаем запас, чтобы снизить себестоимость и чтобы в момент острого спроса продукция была на складе. Ежегодно к лету у нас скапливается примерно такой же объем продукции, и для этого мы расширили складскую зону, чтобы хранить 5 - 6-недельный объем. Благодаря этому мы 95 процентов заказов доставляем клиентам в течение 24 - 72 часов в зависимости от региона».

Интересно в плане дислокации выездной коллегии еще одно заявление Колесникова о том, что одним из ключевых рынков завода «Техно» является муниципальная жилищно-коммунальная сфера. Несмотря на высокую конкуренцию на муниципальных заказах, «Техно» отдает муниципалитетам 10 - 15% собственной продукции. Добавим, что, по прогнозу Колесникова, российский рынок теплоизоляции будет расти высокими темпами в ближайшие 5 - 10 лет.

1.jpg

«КАЖДЫЙ ВИД СТРОЙМАТЕРИАЛОВ ТРЕБУЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА»

Участники коллегии прокомментировали «БИЗНЕС Online» проблему закупок неместных стройматериалов и использования площадки ЭТИС.

Мунир Гайнуллов — гендиректор строительного холдинга «Домкор»:

— Мы закупаем внутри республики, наверное, больше половины стройматериалов. Что-то и на ЭТИСе приобретается — мы ведь работаем и по социальным программам, поэтому к каждому материалу подход индивидуальный в любом случае. Тут же надо учитывать и отработку тендерных условий, которые мы выставляем, закупаясь на внутренней торговой площадке.

Яков Геллер — гендиректор агентства по госзаказу РТ:

— Данные по объемам местных стройматериалов, которые проходят через ЭТИС, я обнародую на экономсовете, который в ближайшее время проведет наш президент. Чтобы попасть на торговую площадку, продукция должна быть качественной и сертифицированной. Приветствуются добровольная сертификация и внутренние техусловия. Я говорил, что сегодня на рынке стройматериалов нет конкуренции, потому что во многих случаях работают «устойчивые пары». Это очень плохо, потому что не позволяет новым предприятиям выйти на рынок с новой продукцией. Инновация — продукт конкуренции, а конкуренцию надо создавать и адвокатировать. Инструментом адвокатирования является биржа стройматериалов, а административный ресурс — это условие в контрактах о закупке на бирже. Нужно администрировать эти процессы, недаром ведь существует ФАС как инструмент адвокатирования конкуренции со стороны государства.

Если мы введем это условие, главной преференцией для предприятий стройиндустрии Татарстана станет логистика. В любом случае товар, произведенный в республике, поставить в республику дешевле. Исключениями могут быть Агрыз и Бавлы, но это именно исключения, потому как основные стройки у нас находятся в центре Татарстана. А преференции местному производителю будут осуществлены за счет равного доступа. Вот мы сегодня покупаем ярославскую краску, а у нас, оказывается, есть своя. Надо дать им возможность выйти на биржу, а потом уже анализировать причины неудач, если эти неудачи будут.